Творческая работа «Преданья старины глубокой»
«Преданья старины глубокой
(фольклорно - этнографический конкурс)
Парфентьева Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования,
ОГПОБУ «Технологический техникум»
г. Биробиджан ЕАО
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
В конкурсе участвуют две команды. В каждой из них равное количество игроков, например, пять девушек и пять юношей. Конкурс состоит из несколько разделов.
Первый раздел – ознакомительный.
Ведущий конкурса представляет жюри. Председатель жюри выступает с небольшим приветственным словом к игрокам. Далее идет представление команд: название, девиз.
В качестве девизов могут быть использованы краткие поговорки, либо пословицы. Каждая команда высказывает пожелание своей сопернице (можно также поговоркой, либо пословицей), после чего командами на суд жюри представляется письменная тематическая работа: сообщение, выполненная коллективно. Конкурсантам дается по пять минут на защиту своей работы. Учитывается форма подачи материала. Содержание должно полностью раскрывать тему работы.
Второй раздел. Конкурсанты отвечают на вопросы викторины . Выполняют ряд заданий на фольклорно-этнографическую тематику.
Третий раздел. В русских забавах игроки должны продемонстрировать свою природную смекалку и выносливость.
Четвёртый раздел. Посвящается русским народным промыслам и ремеслам. Рассказ об одном каком-либо виде народного ремесла.
Заключительный раздел: подведение итогов конкурса, награждение победителей и участников игры дипломами и памятными сувенирами.
Ход мероприятия:
1. Раздел первый. Ознакомительный.
Представление команд-соперниц:
Команда «Веселые ребята».
Девиз: «Веселое слово – речи обнова…»;
Команда «Песняры».
Девиз: «Красна сказка складом, а песня ладом…»
Команда «Веселые ребята» (с пожеланиями соперникам). Игра игрою, а дело делом. Играй, играй, да дело знай!
Ответное слово команды «Песняры».
– Ваш намек нам невдомек!
Пожелание соперникам.
– Веселись, веселись, да смотри – с лавки не свались!
Ответное слово команды «Веселые ребята». Те же слова да не так бы молвить!
Команда «Веселые ребята» представляет и защищает свою работу, темой которой является фольклористика.
…Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению из уст в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли мифы, сказки и бывальщины, а затем и история, наука и литература.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость, народное знание». А если более конкретно, то фольклор – это устное народное творчество. Это все то, что создано нашими предками на протяжении многих веков: сказки, былины, народные сказания о богах (мифы), песни, загадки, пословицы и многое другое переданное устным путем.
Что это значит «устное народное творчество»? Каким образом «весь» народ сложил ту или иную сказку, песню? Конечно же, произведения народного творчества имеют своего реального автора, не могли же они складываться сами по себе. Каждое произведение создавалось конкретным человеком, имя которого со временем забывалось. Его же творение, удачно отвечающее настроениям и чувствам крестьянской среды, подхватывалось, запоминалось, передавалось от одного другому. Каждый старался внести при передаче что-то свое, на его взгляд более важное. В итоге авторское творение дополнялось, переделывалось, сокращалось и т. п. Поэтому о былине или песне, проделавшей такой путь, мы говорим: «она народная», потому что множество безвестных исполнителей внесло в нее что-то свое, освоило ее, как родную.
Вот какие признаки устанавливают ученые для определения того, можно ли считать то или иное произведение народным: оно должно родиться и жить в народной среде, отражать народное мировоззрение, оно должно забыть своего автора, должно быть много раз повторено устами народа – только такое произведение можно считать вошедшим в фольклор.
К примеру, напевает мать своей маленькой дочке колыбельную песенку, укачивая ее в люльке. Пройдут годы, десятилетия. Подрастет дочка, у нее будут уже свои дети и, укачивая их, она вспомнит колыбельную, услышанную от своей матери в раннем детстве… Так, на протяжении нескольких поколений и звучит эта колыбельная, убаюкивая малышей своим старинным напевом.
Так же сохранились и дошли до нас, поколения XXI века, древние сказки о злой и коварной Бабе Яге, проказливом Лешем, о богатырях русских и их ратных подвигах. И мы их слушаем, затаив дыхание, так же, как и сотни лет назад слушали наши, тогда еще совсем юные, прапрадедушки и прапрабабушки.
Сегодня, в век продвинутых технологий и «всеобщей компьютеризации» живое общение людей друг с другом отходит на второй план. Человек живет в ускоренном бешеном ритме, на общение остается не так уж много времени. Но как ни говори, никакая техника не может нам заменить живое общение с человеком, никакая техника не может передать его флюиды, ту особую энергетику, присущую только ему одному, которая доходит до нас быстрее сказанного вслух слова.
В давние же времена живое слово сближало, сплачивало народ. Чтобы узнать какую-либо новость или поделиться своей, обсудить возникшие проблемы, посоветоваться с мудрым собеседником, собирались вместе, чтобы «послушать, что люди добрые скажут да свое словечко молвить…». «Всем миром» коротали время долгими зимними вечерами за скорой работой, разговорами, веселой шуткой-прибауткий, разными сказками, занимательными и поучительными житейскими историями-бывальщинами.
Веками созданные творения наших предков несут в себе не только мудрость, но и передают важнейшие представления народа о таких жизненных ценностях, как семья, любовь, уважение и почитание старших, труд, родина, общественный долг.
Многие ученые изучали и изучают до сих пор духовное наследие, завещанное нам нашими предками. Собирать русский фольклор и записывать в книги стали сравнительно недавно, около трехсот лет назад.
Перед учеными стоит задача – в этих записях нового времени найти остатки фольклора, созданного русским народом более тысячи лет тому назад. Наша задача, задача подрастающего поколения – не только знать свои корни, уважать, бережно хранить и передавать своим потомкам, но и постараться внести свой вклад в сокровищницу народного творчества.
Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы к команде «Веселые ребята» по защите своей работы.
1. Какие древнерусские богатыри, прославленны в эпических песнях? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, гусляр Садко, богатыри Дюка Степанович и Василий Буслаев, пахарь Микула Селянович.)
2. Какому великому русскому писателю, поэту принадлежат знаменитые строки: «Сказка ложь, да в ней намек…»? (Александру Сергеевичу Пушкину.)
3. Известный литературно-исторический древнерусский памятник? (Старинная летопись «Слово о Полку Игореве».)
Слово для представления и защиты своей темы, которая называется «Этнография», предоставляется команде «Песняры».
…Фольклористика тесно связана и с другой, близкой ей, живой и интересной наукой – этнографией. Этнография занимается описанием и изучением быта различных народов, их хозяйства, промыслов, художественных ремесел, хозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, одежды и оружия, верований, обрядов, игр. У каждой народности, в силу своих исторических и социальных условий развития, по разному складывался быт. Он имел свои особенности, что отражалось на жизни людей, оказывало влияние на развитие культуры.
Когда ученый воссоздает далекое прошлое какого-либо народа, он пользуется не только письменными сведениями об этом прошлом. Многое, что существовало даже в те времена, когда народы уже умели писать, исследователи узнают только по предметам быта, сохранившимся то в курганах и могилах, то на дне рек и морей. Под землей находят остатки целых городов, отдельных построек. Обломок посуды или оружия, золотое украшение, древний фундамент погибшего здания многое открывает опытному глазу исследователя. По этим следам он восстанавливает материальную культуру очень далеких времен.
Например, в ходе ряда археологических раскопок на территории нашей страны по предметам обихода древних славян, ученые установили, что первые гончарные изделия появились у нас в первом веке нашей эры (горшки, вылепленные руками из глины), а первый гончарный станок был изобретен значительно позже – в IX–X веках.
Удалось установить возраст русской печи. Оказывается, он определяется многими тысячелетиями. Назначением печи был не только обогрев крестьянского жилища и готовка еды, но и на ней спали, сушили продукты, одежду, а также она заменяла крестьянам баню.
С печью связано много народных обрядов и поверий. Считалось, что хозяин и хранитель дома – Домовой или, как его с почтением величали, Дедушка, жил за печью или в подпечье. Поэтому, чтобы его задобрить, хозяйки часто оставляли в печи лакомые кусочки, задабривая таким образом, «хозяина».
Много суеверий связано и с таким предметом домашнего обихода, как метла. Она не только служила хозяйкам для наведения чистоты в избе, но и отпугивала от дома разных «нечистей». Считалось, что если веник или метлу в перевернутом виде оставить около печи, то от дома можно отвадить злых и завистливых людей, колдунов. Если же в дом приходил неприятный гость, сразу же после его ухода, дабы избавиться от дальнейших его посещений, хозяйка мыла или «заметала» порог своего дома.
Память о культуре и традициях наших предков сохранилась не только благодаря устному народному творчеству, но и прикладному, например, резьбе по дереву. До сих пор сохранились до наших дней архитектурные памятники древнего зодчества в Архангельской, Новгородской, Вологодской, Костромской и других областях нашей необъятной Родины.
Замысловато переплетенное деревянное кружево, чудные орнаменты имели свое особое назначение. Они не просто служили украшением жилища человека, но и оберегом.
Большой интерес для ученых-этнографов представляет старинная одежда, национальные костюмы. Узоры на вышитой одежде таят в себе немало тайн. Это не просто украшение, а волшебные обереги, защищающие человека от болезней, бед и всякой нечисти. Например, вышитое поле в виде обычного ромба, в середине которого две скрещенные линии считался знаком плодородия. В свободных клеточках ромба крохотные точечки, означающие засеянное поле. Символы-знаки Солнца на вышивке похожи на обычные розетки, превратившиеся позже в цветы. Первый знак Солнца изображал непосредственно Солнце, а второй – его движение. Вышитое дерево с голубками на ветках означало Мировое дерево – самое первое дерево во всем мире, которое появилось посреди мирового океана. Ветви дерева объединяли время и пространство. На его ветках сидели священные птицы – голуби, которые своими клювами доставали первую землю со дна океана и этим основали белый свет…
Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы к команде «Песняры».
1. Известны ли вам центры народных промыслов, существующих и поныне? (Город Вологда до сих пор удивляет весь мир своими удивительными кружевами; город Холмогоры до сих пор славен резьбой по дереву; современные мастера города Семенова Нижегородской области известны великолепной хохломской росписью; город Торжок по-прежнему держит свою марку в золотом шитье.)
2. Родина промысла дымковской игрушки? (Заречная часть города Вятки – Дымково.)
3. Отгадайте старинную з а г а д к у:
Родился – вертелся, рос – вертелся.
Я ли не парился, я ли не жарился?
Всех любил, всех кормил,
А помер – без поминок в яму. (Глиняный горшок.)
(Во время совещания членов судейской команды в исполнении ансамбля
«Берегиня» звучит песня «Россия». )
2 Раздел. Викторина.
Преданья старины глубокой
Хранят немалое для нас.
Не станем время же терять мы даром
И просветимся сей же час…
А сейчас следующее условие конкурса – быстро и правильно ответить на вопросы викторины:
В викторине участвуют по три представителя от каждой команды. Ведущие по очереди задает игрокам вопросы. Они имеют право совещаться между собой, в случае затруднения с ответом имеют возможность один раз воспользоваться подсказкой своей команды. Если команда так же затрудняется с ответом, тот же вопрос повторно задается команде соперников, что, естественно, отражается на оценках.
– Аграрно-магические песни праздничного обхода дворов? (Колядки.)
– Большой календарный праздник, отмечающийся в день летнего солнцестояния, самого длинного дня в году? (Купало.)
– Три прославленных русских богатыря? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
– Бог неба? (Перун.)
– Самая главная из ведьм? (Баба Яга.)
– Дух, хранитель, хозяин крестьянского жилища? (Домовой.)
– Устное народное творчество? (Фольклор.)
– Вспомните фамилию известного русского композитора, корень которой «ляд»? (Лядов.)
– Самый шумный, веселый, долгий и сытный праздник на Руси? (Масленица.)
– Автор пословиц и поговорок? (Народ.)
– Писатель, ученый, великий подвижник, итогом жизни которого было создание «Толкового словаря живого русского языка»? (Владимир Иванович Даль.)
– Задорные припевки озорного, сатирического характера, часто сопровождаемые пляской? (Частушки.)
– Мужик, селянин, земледелец, крещенный человек? (Крестьянин.)
– Щепка, идущая на растопку и на свет? (Лучина.)
– Солнечное божество, бог плодородия? (Ярила.)
– Занятие ручной женской работой? (Рукоделие.)
– Деревянное устройство для прядение шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка.)
– Кусок распиленного и расколотого бревна для топки? (Полено.)
– Крестьянский ручной труд, работа, умение? (Ремесло.)
– Чем славится наш народ? (Русским гостеприимством.)
Конкурс. «Пословица неспроста молвится…»
Командам даются по четыре листа, на которых выписана первая часть пословиц. Вторая часть выписана на других четырех листах и лежит на столе. Необходимо за пять минут правильно, по смыслу составить пословицу. Справившись с заданием, игроки поднимают листы в руки, тем самым показывая, что задание выполнено. Побеждает та команда, которая успешно справилась с заданием.
З а д а н и е 1-й команде:
Доброму слову – …
Доброе начало – …
Доброе дело – …
Какие труды – …
– такие и плоды;
– два века живет;
– не без конца;
– добрый ответ.
О т в е т: «Доброму слову – добрый ответ»; «Доброе начало не без конца»; «Доброе дело два века живет»; «Какие труды – такие и плоды».
З а д а н и е 2-й команде:
Рожь поспела – …
Ржаная каша – …
Пока есть хлеб да вода – …
Плох овес – …
– сама себя хвалит;
– берись за дело;
– все не беда;
– наглотаешься слез.
О т в е т: «Рожь поспела – берись за дело»; «Ржаная каша сама себя хвалит»; «Пока есть хлеб да вода – все не беда»; «Плох овес – наглотаешься слез».
В то время пока члены жюри совещаются между собой и подводят итоги звучит песня «Луна повисла над околицей».
3 Раздел. «Русские забавы»
Конкурс. «Хозяюшка».
Пока парни отдыхают,
В игру девицы вступают.
Все красотки – хоть куда!
Не отвесть от них глаза…
Ну-ка, девоньки мои,
Кто хозяйки – выходи…
В игру вступают девушки. По числу конкурсанток представлены предметы крестьянского обихода. Каждая девушка должна не только правильно назвать предмет, но и объяснить его прямое назначение. Каждый правильный ответ приносит команде дополнительное очко.
П р и м е р н ы е а т р и б у т ы:
– Коромысло, с которым девушки, женщины в старину ходили по воду.
– Гусиное крыло, которым, предварительно макнув в жир, хозяйки, смазывали сковороды, противни для выпечки;
– небольшая кукла выполненная из соломы, ниток, либо лоскутов – оберег, оберегала ребенка от дурного глаза, болезни, беды;
– ухват, которым хозяйка пользовалась во время приготовления пищи, нагревания воды. Чтобы не обжечь руки и не обвариться, ухватом брались горячие горшки и вытаскивались из печи;
– сундук служил для хранения верхней одежды, костюмов, приданного невесты и т. п. (то есть заменял крестьянам шкаф);
– светец – приспособление, куда вставлялась щепа (лучина) для освещения избы;
– вареная свекла, разрезанная на две половинки, заменяла девушкам, молодым женщинам румяна. Необходимо продемонстрировать;
– пяльцы, использовались для вышивки рукодельницами. Необходимо продемонстрировать: натянуть на пяльцы материал для вышивки;
– прялка (ножная), предназначена для прядения пряжи. Показ в действии;
– валенок, гребешок использовались молодыми девушками не всегда по назначению, например, во время рождественских гаданий «на суженого».
Конкурс «Тараторки».
Тары-бары, растабары –
Две кумы у самовара.
Что и как? Почем, когда?
Ну, болтушки, вот беда…
Девушка должна быстро и четко протараторить свою поговорку рядом стоящей. Та, в свою очередь, другой и так далее. Победительницей считается та команда, девушки которой успешно справились с заданием и быстро, по очереди «протараторили» свою скороговорку.
З а д а н и е 1-й команде:
«Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон»
З а д а н и е 2-й команде:
«Щебетал щегол с щеглихой, щекотал своих щеглят, а щеглиха щеголиха и щеглята щеголята по щеглиному пищят».
Далее жюри подводит итоги конкурса «Русские забавы».
(Звучит песня «Ой да лети, пташка — канарейка»)
4.Раздел. «Скучен день до вечера, коли делать нечего…».
Команды представляют работы, посвящённые русским народным промыслам и ремеслам.
Ребята из команды «Песняры» рассказывают о старинном промысле оренбургских рукодельниц:
«…Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязанный промысел. Путем длительного отбора и селекции была в этих местах выведена особая порода коз. Назвали ее «оренбургской». Со временем животные распространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась по свету.
Вывозили оренбургских коз за границу. Только там через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошерстными. Оказывается, для того, чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшерсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады. Именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала.
Вяжут в оренбургских селах множество разных теплых вещей – кофты, варежки, свитеры, – но больше всего платков, шалей. Плотной, безузорной вязки или ажурной, с множеством разных рисунков, оренбургские платки славятся повсюду и не зря. Они и нарядные, и изящные, и теплые, и легкие. Каждый платок изумителен, неповторим. Вяжут их вручную, без трафарета. А ажурный орнамент – это всецело фантазия и мастерство вязальщицы.
В 1867 году паутинки – так называют ажурные платки – впервые были представлены на всемирной выставке в Париже. С тех пор они регулярно экспонируются за рубежом и получают высокие оценки посетителей и учредителей выставок.
В оренбургских селах не только любая женщина, но и каждая школьница умеет обращаться с веретеном и прялкой. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства…»
Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы к команде:
1. В чем особенности оренбургских вязанных изделий? (Качественность фактуры; каждое изделие – настоящее пуховое произведение искусств, уникальное и неповторимое; большой белый, тончайшей вязки платок, похожий на ажурное облако, без труда продевается и проходит через обручальное кольцо.)
2. Угадайте, о какой части женского гардероба идет речь (по словарю С. И. Ожегова): «Предмет одежды, кусок ткани, обычно квадратный или выходное изделие такой формы…»? (О платке.)
3. Какие старинные женские головные уборы вам известны? (Повойник, кокошник, шаль, полушалок, платок, косынка.)
Команда «Веселые ребята» рассказывает о декоративно-прикладном искусстве – граверно-медальерном.
«…Гравирование – древнейший способ обработки материала резанием. С камня, с кости, дерева или металла резцом, направляемым рукой мастера, снимаются частицы материала, и следом на поверхности возникает изображение.
Гравирование имеет многовековую историю. Уже в каменном веке первобытный человек с помощью кремневых резцов украшал орнаментами и рисунками орудия охоты и предметы быта, вырезал изображения животных на неподатливых каменных плитках, кусках кости и рога, на стенах пещер. В поздние эпохи истории ручное резание породило глиптику – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, резец дал начало и монетному производству Древней Греции и Рима. Наивысшего развития искусство резания достигло в XV веке в эпоху итальянского Возрождения, подарив миру изящное искусство медали.
Ручное резание (художественное гравирование) – довольно сложный вид искусства. Но насколько оно сложно, в той же мере оно и привлекательно. Граверно-медальерное искусство было любимым увлечением не только многих живописцев, скульпторов, но и людей далеких профессий. Одна из русских цариц в качестве своего рукоделия избрала медальерную резьбу.
Первые произведения русского медальерного искусства относятся к X–XI векам. В этот период русские резчики стали изготовлять штемпели для чеканки золотых и серебряных монет киевских князей.
Наградные воинские медали своим рождением обязаны России. Их стали делать еще при Петре I, положив в основу старую русскую традицию жалования за ратные подвиги «золотыми». На протяжении нескольких десятилетий Россия была единственной страной, в которой произведения медальерного искусства служили массовыми воинскими наградами. Лишь ко времени наполеоновских войн примеру России последовали другие страны Европы.
На созданной в начале XIX века на Урале в городе Златоусте оружейной фабрике техника граверно-медальерного искусства успешно использовалась для декорирования холодного оружия. На всемирно-промышленных выставках в Лондоне в 1851 и 1862 годах изделия златоустовской фабрики завоевали бронзовые и серебряные медали. Императоры европейских государств стремились приобрести златоустовское оружие как художественную драгоценность.
Горный начальник златоустовских заводов и директор оружейной фабрики П. П. Аносов, создатель всемирно известной платинистой стали и литого булата для клинков, позаботился об организации в Златоусте производства стальных бытовых вещей – подносов, ларцов, столовых ножей и вилок, подсвечников и т. д. П. П. Аносову принадлежит также мысль применять для украшения стальных изделий самоцветные уральские камни.
Проникшая в Златоуст техника художественного гравирования на стали попала в надежные руки уральских умельцев, многие из которых работали дома и сбывали свою продукцию купцам-перекупщикам…»
Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы к команде:
1. Назовите наиболее крупные центры производства оригинальных художественных изделий из металла. (Ростовская финифть; Великоустюжское черневое серебро; Ювелирный промысел Костромской области.)
2. Приемы художественной обработки металла: гравировка, чеканка, ковка, литье, чернение, расписная эмаль, филигранка перегородчатая.
3. Разгадайте народную з а г а д к у:
Тит на работу вышел –
Каждый услышал. (Молоток.)
( в исполнении ансамбля «Берегиня» звучит песня «Крапива — лебеда».)
Заключительный раздел.
Подведение итогов и озвучивание результатов конкурса. Выступление с заключительной речью председателя жюри. Награждение почетными дипломами, памятными сувенирами победителей и участников игры.