12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чуйкина Эльвира113
Россия, Карелия респ., Сортавала
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Петр Великий (1672 – 1725)

Цель: сформировать представления о времени правления Петра I, его реформах и преобразованиях, о роли Петра I в жизни России.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим изучать раздел история.

- Посмотрите на первую страницу нашего рабочего листа.

«Я – ученик и нуждаюсь в учителях»

-Как вы думаете, кому может принадлежать эта фраза? (кому -то из школьников, ученикам, м.б. это пословица...)

Подсказка: -Попробуйте узнать человека, которому принадлежит эта фраза, по описанию…

Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головы выше любой толпы, среди которой ему приходилось стоять. (Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 метра – побольше 71 см). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Одевался скромно: носил простой кафтан и только в холода надевал шапку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. ТАКОЙ ЦАРЬ появился в России в конце XVII веке.

- Как вы думаете, о ком идет речь? (О царе Петре I) (Если не догадаются можно спросить – Какой из русских царей самый знаменитый?)

-Действительно, царь Петр  I – самый выдающийся правитель России.

- Тема нашего урока будет посвящена Петру Великому.
- Как вы думаете, какую учебную задачу мы должны будем решить на уроке? (Почему Петра называют Великим, за что дали такое «прозвище»/ ТИТУЛ!!!)

- Сегодня мы сможем не только ответить на этот вопрос, но и узнаем, как крылатые выражения связаны с Петром Первым и периодом его правления (спустя рукава, прорубил окно в Европу и др.)

3.Актуализация знаний.

- Что вы уже знаете о Петре Первом?

Можно воспользоваться картинками на рабочем листе, обвести картинку-символ, если уверены в своих знаниях (завёз картофель, сахар, мандарины, привёз коньки, кофе, тюльпаны, новый год 1 января)


-t1695060017aa.gif Прочитаем стр.94 (2 мин)

Блиц-опрос /Мозговой штурм (2мин)

Под каким именем Петр Первый вошёл в историю России? (Великий.)

Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)

Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)

Как назывался его полк? (Потешный.)

Кого набирался этот полк? (сверстников юного царя.)

Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увле­чение Петра военными науками.)

Чем отличался Петр I от европейских государей своего вре­мени? (Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела.)

Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)

Записать в рабочий лист

- Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года, в 17 лет

- Заполнить рабочий лист. Рассмотрите схему в паре, обсудите, какое образование получил юный царь.


- О каких чертах характера царя узнали? (неутомимый, волевой, любознательный, крутого нрава: резкий, упрямый)


4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель:

- В первые годы своего правления Петр П совершил длительное (2 года) ознакомительное путешествие по Западной Европе, которое открыло ему глаза на отсталость его отечества. Пётр I побывал во многих странах Европы и понял, как отстала Россия от этих стран в развитии науки, образования, промышленности. К тому же, у России была слабая армия и совсем не было морского флота.

- Как вы думаете, что решит царь после возвращения на родину? (изменить Россию)

- Ребята, с именем Петра П связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране.

- Петр Великий вошёл в историю России, как царь преобразователь.

-Кто такой преобразователь?

 Где мы можем узнать лексическое значение слова?

-Как вы понимаете значение слова «ПРЕОБРАЗОВАТЬ»?

- Обратимся к словарю → (значение1)

преобразовать
1. Совершенно переделать, изменить к лучшему. II . систему управления.
2. что. Превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую (спец.).

(Ожегов, Шведова)


- Итак, Петр 1 понял, что нужно срочно предпринимать серьезные меры, чтобы вывести отчизну из этой трясины. О какой черте характера Петра говорит это решение? (решительный, дальновидный, целеустремлённый)

- Давайте узнаем, что царь хотел совершенно переделать и изменить к лучшему?


Работа в группах?/парах (скорее в парах!)

На партах учеников лежат разные карточки с текстом, прочитав который школьники должны будут узнать о нововведениях Петра на основе сравнения с тем, что было до его правления (или не было вообще). Учитель даёт время на прочтение текста. Потом предлагает ответить тем, у кого на парте текст является ответом на вопрос.


Учитель:

- Вернувшись на родину, царь взялся за нововведения, и первым стало уничтожение того, что его больше всего раздражало, то , что сразу бросается в глаза - внешний вид людей, ведь не зря говорят «Встречают по одёжке».

-Как выглядели люди до правления Петра I. ( в самом начале его правления)?

1пара:

Отличительной чертой русского человека была косматая борода. Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Бородой на Руси гордились и клялись. (иллюстрация)

-Что предпринял Петр I?


2 пара:

Длинные бороды считались в цивилизованном мире проявлением варварства. Петр I издал указ о запрете носить бороды. Он собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. В 1698 году Петр I установил налог на бороду: тем, кто не хотел сбривать бороду надо было заплатить. (иллюстрация)

- Как одевались люди? Какую одежду носили?

3 пара:

До Петра 1 женщины носили тяжёлые женские сарафаны, скрывающие формы тела и закрытые рубахи. Мужская одежда бояр и дворян тоже была длинной и тяжёлой. Верхней одеждой и у женщин, и мужчин был кафтан с длинными рукавами, сверху донизу застёгнутый на множество пуговиц. У бояр длинные и узкие рукава кафтана спускались до самого пола, ДА с такими рукавами много не наработаешь! Вот отсюда и произошла поговорка: работать спустя рукава. Такая одежда стесняла движения и мешала в работе. (иллюстрация)

- Что предпринял Петр?

4 пара:

В январе 1700 года вышел указ о запрете на старый русский костюм. Петр I велел всем носить платье на европейский манер. Мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан, камзол и штаны. Европейский кафтан доходил только до колен, был более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Женщины, должны были одеваться во французские платья с корсетом и широкой юбкой, с рукавами до локтя и широкой юбкой. Такую одежду должны были носить люди, окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали. (иллюстрация)

Учитель:

-Как вы думаете, зачем Петр П запретил носить старый русский костюм и заставил брить бороды? (Сделано это было для того, чтобы русских на Западе принимали за своих и общались с ними на равных (быть похожими на европейцев).
Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.)

Записать в рабочий лист «Преобразования» - новая мода

- Петр понимал, что России нужны были образованные люди. “Я в учении нуждаюсь и в учителях”, – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

- Как обучались дети в допетровское время?

5 пара:

До Петра I развитие образования шло медленно. Школы были при церкви. Изредка открывались частные школы. Была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где изучались богословие, письменность, уроки естествознания (география, звёздознание, церковное пение и др.). Образование могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников, богатых людей. (иллюстрация)

-Что изменилось?

6 пара:

При Петре I произошли изменения в образовании. Петр упростил азбуку-кириллицу, упростил написание и чтение. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. Появились цифирные школы, в которых ученики углублённо изучали математику и геометрию. Цифирные школы в провинциальных городах были призваны «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Обучение должно было быть бесплатным. Создавались школы для подготовки военных кадров - Морская академия и Артиллерийское училище, а также учебные заведения для строителей и хирургов. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ. Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. (иллюстрация)

Записать в рабочий лист «Преобразования» - цифирные и профессиональные школы, академия, *на первой странице обвести значок азбука

- Как вы думаете зачем были введены эти преобразования? (стране нужны грамотные люди, которые могли бы строить лечить, работать на заводах…. Просвещение населения → появляется первая доступная всем библиотека, Кунсткамера – первый музей, открыл новые типографии. (По приказу Петра Первого был издан и первый в России учебник по этикету, правилам поведения в обществе для дворянских детей. Этот учебник назывался «Юности честное зерцало»). Иллюстрации

Учитель:

- Открываются школы, появляются печатные учебники, открываются типографии. Люди приобщаются к чтению, в т.ч. и газет.

- А были ли газеты до Петра?

7 пара:

До Петра Великого в России газеты не издавались. С 1621 г. выходили рукописные вестовые письма, или «Куранты». Письма выходили нерегулярно и предназначались лишь для царя и его приближённых.

-Какие изменения были введены Петром?

8 пара:

В 1703 году вышло первое российское печатное издание - газета «Ведомости». Петр I сам редактировал первые номера, а впоследствии был одним из ее основных корреспондентов. Вначале газета издавалась на Печатном дворе в Москве, с 1711 стала издаваться и в Петербурге. В ней помещались материалы вопросам техники и промышленности, об основании новой столицы — Санкт-Петербурга, о строительстве городов и крепостей, развитии торговли, о военных событиях. Газету продавали обычно по цене 1-2 деньги, иногда 3-4 деньги (монета достоинством в полкопейки). (иллюстрация)

Записать в рабочий лист «Преобразования» - первая газета,

*на первой странице обвести значок азбука

Нужны (важны) ли газеты обществу? Вывод: Газета приобщала к чтению. «Ведомости» знакомили читателей с жизнью европейских стран и рассказывали о положении дел в стране, о фабриках и заводах, о строительстве городов, достижениях и о …войне… убедить народ в необходимости продолжать войну со шведами, поднятие духа народа. Сегодня в России13 января – день российской печати (ВПР - почему газеты важны для общества и в наш век высоких технологий?

Учитель:

- На протяжении почти двадцати лет в центре внимания курантов/ведомостей находились события Северной войны, которая длилась началась в 1700 году, а закончилась через 21 год. Запишите годы войны в рабочем листе.

- Петр решил расширить границы, отвоевать у Швеции исконно русские земли и вернуть выход к Балтийскому морю. В то время Балтийское море принадлежало Швеции.

Карта??? Нет выхода к морям….

Пётр I вступил в 1700 году со Швецией в Северную войну. Первое сражение русской армии в Северной войне было неудачным, практически провальным. Это поражение стало уроком для Петра. Предстояло еще учиться и учиться. (Русское войско, состояло из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.)

- А теперь представьте себя на месте Петра. Чтобы воевать и побеждать нужна…(ответы) (армия)

- Как поступил Петр?

9 пара:

В России при Петре П появилась регулярная армия. В армию набирались крестьяне. Они шли на войну прямо из деревень без всякой военной подготовки. Солдат называли рекрутами. Они проходили серьезную воинскую подготовку. Русские полки были многочисленны, но слабо обучены и плохо вооружены. Рекруты пожизненно служили в русской армии. Только тяжкие ранения, старость или смерть избавляла солдата от службы. (иллюстрация)

Записать в рабочий лист «Преобразования» - регулярная армия


Физминутка: (Сено-солома)

Учитель:

Вскоре русская армия окрепла. Она разбила шведские войска и вышла к Финскому заливу в том месте, где в него впадает река Нева. Война должна была продолжаться на воде, на море.

- Как зародился русский флот?

10 пара:

После поездки на берега Белого моря в Архангельск Петр П заболел «корабельным» делом. Именно здесь он впервые увидел море и настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание. С этого времени он утвердился в мысли, что Росси собственный морской флот. И закипела работа. Были приглашены мастера из Англии и Голландии. Русские люди быстро освоили новое для них дело и стали замечательными корабельными мастерами. В короткие сроки строят корабли, создают флот. Часто и сам царь, как простой плотник, работает на их постройке. «Морским судам быть!» - эти слова принадлежат Петру П. Именно при нём Россия превратилась в морскую державу. Пётр I утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. Он получил название Андреевский. И в настоящее время остаётся знаменем военно-морского флота.

Записать в рабочий лист «Преобразования» - флот + флаг

Учитель:

В ходе Северной войны были отвоёваны некоторые земли у Балтийского моря. Для того, чтобы закрепить свой успех, царь Пётр приказал заложить город недалеко от того места, где река Нева впадает в Балтийское море ( в устье). Русские правители владели этими землями около восьми веков, и никому из них не приходила в голову мысль построить на этом месте город.

- О строительстве какого города идёт речь?

- Как строился?

-Что отличало новый город от других городов России?

11 – 12 пара:

В устье реки Невы, у самого моря, в 1703 году были заложены крепость (Петропавловская) и новый город – Санкт-Петербург. Когда-то эти места поросли редким лесом и были покрыты болотами. Для строительства великолепного города были приглашены лучшие архитекторы Европы. Строились административные здания и каменные жилые дома, которые выглядели как дворцы. Вся тяжесть постройки города легла на плечи простого народа. На строительство сгоняли сотни тысяч крестьян, которым приходилось работать в тяжёлых условиях. Люди носили на собственных плечах мешки, прорубали просеки, копали болотистый грунт, а после вгоняли в эту землю сваи. Крестьяне и мастера работали по колена в грязи, ночевали под открытым небом, негде было просушиться и обогреться. Многие строители гибли. Город рос. Это был первый город в России, который строился по заранее составленному плану. В нем запланированы широкие и прямые улицы, проспекты, площади. Вскоре вдоль его прямых улиц появились красивые каменные дома. В них поселялись богатые дворяне и купцы. Пётр Первый в 1712году сделал новый город (ещё недостроенный) столицей Русского государства.

Ответим на вопросы в рабочем листе. Записать информацию в рабочий лист Град Петра

Учитель:

Флоту нужен был холст для парусов, армии - сукно для солдатской одежды. Нужны были пушки и другое оружие. Для постройки новой столицы требовалось много кирпича, железа, стекла. Всё это надо было изготовить. В России быстрее стала развиваться промышленность.

- Что изменилось….

13 пара:

При Петре Первом возникает много заводов и мануфактур, то есть крупных предприятий, на которых выплавляют металл, делают оружие, изготавливают ткани, парусину, из которой шьют паруса для строящихся кораблей, и многое другое. Даже заводы по изготовлению сахара появились в России именно при Петре I. Первоначально для налаживания производства привлекают иностранных специалистов. Но при заводах открываются специальные школы, где обучают грамотных детей из небогатых семей. Их учат не только умению работать на новых предприятиях, но и математике. За время царствования Петра П на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Записать в рабочий лист «Преобразования: заводы и мануфактуры


Учитель:

В 1703 году по указу Петра П в Олонецкой губернии строятся Петровские заводы (олонецкие горные заводы). Эти заводы выпускали оружие, пушки, ядра. Позднее рабочий посёлок стал называться Петровская слобода. Слобода росла и в конце 18 века, уже после смерти Петра, получила статус города и стала называться ПЕТРОЗАВОДСК.

Записать в рабочий лист «Преобразования»

-заводы и мануфактуры, новые города

Закрепление

Работа в группах-четвёрках

Работа с фразеологизмами на первой странице.

Проверка:

Слова принадлежат Петру П. При нём Россия превратилась в морскую державу.

Петр Первый начал все преобразования с одежды и внешнего вида

Смена русского костюма, который был с длинными рукавами и в нем невозможно было работать, на европейский (короткий и удобный)

проводил в России те или иные изменения по европейскому образцу, выход в Балтийское море, в Европу - торговля

t1695060017ae.png


Петр Первый сам любил работать, был трудолюбивым и не терпел бездельников

Новые порядки приживались с трудом. Историки подсчитали, что для этих преобразований нужно 210 лет.

-А за сколько лет Пётр изменил Россию?

Как вы считаете, почему Пётр сделал это «быстрее»? (черты характера)

Я ученик и нуждаюсь в учителях – если учиться, то можно изменить жизнь к лучшему.

Почему Петра Первого прозвали Великим? (Ответы детей.)

Учитель:

Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, был настоящим патриотом, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра 1 превратилась в великую державу. Петр вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира.

В 1721 г. Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

Благодаря деятельности Петра Великого Россия стала сильной, процветающей империей, с которой нужно было считаться на мировой арене.

Ну вот и подошло время подвести итоги. Давайте ещё раз повторим, какие изменения произошли в России во время правления царя Петра I.

* Создано большое количество заводов и мануфактур;

* Созданы регулярная армия и военно-морской флот;

* Значительно расширены границы России;

* Создано большое количество учебных заведений, в которых обучаются не только дети дворян, но и дети бедняков;

* Выпускается первая печатная газета, новый календарь, открывается первый музей, становится проще начертание букв;

* Построены новые города, среди которых прекрасный город Санкт–Петербург.



Материал для физминутки "Сено-солома"

«СЕНО, СОЛОМА!» ( из кн. «Небывалое бывает» Сергей Алексеев)

Поняли русские после Нарвы, что с необученным войском против шведа не повоюешь. Решил Петр завести регулярную, постоянную армию. Пока нет войны, пусть солдаты занимаются ружейными приемами, привыкают к дисциплине и порядку.

Однажды Петр ехал мимо солдатских казарм. Смотрит — солдаты построены, ходить строем учатся. Рядом с солдатами идет молодой поручик, подает команды. Петр прислушался: команды какие-то необычные.

Сено, солома! — кричит поручик. — Сено, солома!

«Что такое?» — подумал Петр. Остановил коня, присмотрелся: на ногах у солдат что-то навязано. Разглядел царь: на левой ноге сено, на правой — солома.

Офицер увидел Петра, закричал:

Смирно!

Солдаты замерли. Подбежал поручик к царю, отдал рапорт:

Господин бомбардир-капитан, рота поручика Вяземского хождению обучается!

Вольно! — подал команду Петр.

Поручик царю понравился. Хотел Петр за «сено, солома» разгневаться, но теперь передумал.

Спрашивает поручика Вяземского:

Что это ты солдатам на ноги всякую дрянь навязал?

Никак не дрянь, бомбардир-капитан, — отвечает поручик.

Как так — не дрянь! — возражает Петр. — Солдат позоришь. Устав не знаешь.

А поручик все свое.

Никак нет, — говорит. — Это чтобы солдатам легче учиться было. Темнота, бомбардир-капитан, никак не могут различить, где левая нога, где правая. А вот сено с соломой не путают: деревенские.

Подивился царь выдумке, усмехнулся.

А вскоре Петр принимал парад. Лучше всех шла последняя рота.

Кто командир? — спросил Петр у генерала.

Поручик Вяземский, — ответил генерал.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.