Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23 г. Тайшета
Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Автор:
Вьюн Екатерина Александровна
учитель музыки
2023 г.
Предмет: музыка
Класс: 5
Тема: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (2 урок).
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и литературы, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.
Задачи:
Образовательные:
углубление знаний о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта;
знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;
формирование опыта самостоятельной образовательной, проектной и творческой деятельности.
Развивающие:
развитие у учащихся музыкальной памяти, творческого воображения, слушательской иисполнительской культуры, вокально-хоровых навыков, интонационно-образного мышления;
развитие эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки;
развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
развитие интереса к музыке через творческое самовыражение.
Воспитательные:
воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и литературы разных стран;
исполнительскую культуру.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Образовательная технология: метод проектов.
Техническое оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, презентация «Писатели и поэты о музыке и музыкантах», карточки для работы над проектом.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию; наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. | Познавательные УУД: эмоционально исполнять музыкальные произведения; высказываться о музыке; воспринимать на слух музыкальное произведение; давать образную характеристику прослушанного произведения. Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствие с целью; осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; умение сотрудничать в группе, при решении учебных задач. | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостный, социально- ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, творческой и других видах деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое осознание как результат освоения художественного наследия народов России мира,творческой деятельности музыкально-эстетического характера. |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент 2 мин. | Эмоциональный настрой на урок. Музыкальное приветствие «Здравствуйте». Слайд №1 (Презентация см. приложение 1) Индивидуальное задание: исполнение на синтезаторе мелодии песни «Я хочу услышать музыку» Г.Струве по схематическому рисунку (см. приложение 2). | Готовность к уроку. Пока весь класс работает с учителем, один обучающийся работает на синтезаторе с использованием наушников. |
Работа над домашним заданием 4 мин. | Слайд №2 – Мы продолжаем с вами разговор о взаимосвязи двух видов искусств. Вспомните, каких? – У вас было домашнее задание подобрать стихотворения о музыке. – Слушаем и определяем главную мысль стихотворений. | – Музыка и литература Обучающиеся по желанию читают приготовленные стихотворения. Слушают, отвечаю на вопросы. |
Актуализация знаний 8 мин. | – Люди во все времена подмечали волшебную силу музыки и стремились запечатлеть свое почтение великому искусству в литературных произведениях. Даже песни посвящали музыке. На прошлом уроке одну из таких песен мы с вами начали разучивать. Послушайте мелодию этой песни в исполнении вашего одноклассника. Она будет исполнена на синтезаторе. Отгадайте, что это за песня? – Исполним, выученное на прошлом уроке, 1 куплет и припев вместе. Дальше исполню я, а вы слушаете внимательно текст, запоминаете. (Учитель исполняет песню «Я хочу услышать музыку» Г.Струве) (Вокально-хоровая работа над песней) – Как вы думаете, почему поэты посвящали свои стихи музыке? – Какие ещё литературные жанры посвящены музыке и музыкантам? Слайд №3 (На слайде иллюстрации к литературным произведениям о музыке, с которыми обучающиеся познакомились на предыдущих уроках: «Музыкант чародей» белорусская народная сказка, «Чонгурист» грузинская народная сказка, басня «Квартет» И.Крылов) – Обратите внимание на экран. Что изображено? Что вам знакомо? – О чём эти литературные произведения? Кто главные герои? | Ученик исполняет мелодию песни на синтезаторе Остальные слушают мелодию, определяют песню. – Песня «Я хочу услышать музыку». Выразительно и эмоционально исполнять песню. Запоминают слова 2 куплета. Обучающиеся разучивают слова 2 куплета, эмоционально отзываются на музыкальное произведение. – Поэты восхищались её красотой и силой. Перечисляют литературные жанры, с которыми знакомились на предыдущих уроках: сказки, басни. –Изображены иллюстрации к сказкам, обложки книг «Музыкант-чародей», «Чонгурист», басни «Квартет». – В этих произведениях музыка и музыканты является главным действующими лицами. В них рассказывается о силе музыки. Размышляют, высказывают свое мнение. |
Целеполагание 2 мин. | – Как это связано с темой нашего прошлого урока? Как она звучит? – Посмотрите на экран. Все ли иллюстрации к произведениям нам доступны, открыты? – Как вы думаете, что это может означать? – Какую цель поставим? Слайд №4 – Итак, мы продолжаем с вами тему «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» и познакомимся с ещё одним литературным произведением. | – Мы говорили о писателях и поэтах, об их произведениях о музыке и музыкантах. Размышляют, высказывают своё мнение. – Нет, есть что-то неизвестное. Размышляют, высказывают свое мнение. – Познакомиться с новым литературным произведением о музыке. |
Первичное восприятие нового учебного материала 7 мин. | Слайд №5 – Послушаем аудио рассказ К. Паустовского «Старый повар» (в сокращении). – О чем он? Какова главная мысль рассказа? Кто главные герои? Организует процесс слушания – Можно назвать поступок повара грехом? – А почему незнакомец смог снять грех с души умирающего? Ведь он не священник? Кем он оказался на самом деле? – В чём смысл слов «Слушайте и смотрите?» Не показались ли они вам странными? Ведь повар слепой. – Как музыка помогла «увидеть» прошлое повару? Какая она была? – Мы с вами ещё на одном литературном примере убедились, что музыка имеет чудесную волшебную силу. –Музыкальное произведение, которое мы услышали в аудиорассказе называется «Фантазия ре-минор», написал В.А.Моцарт. Как вы думаете, что означает слово фантазия? – Фантазия – инструментальная музыкальная пьеса, в которой важна импровизация. Вольфганг Амадей Моцарт был удивительным человеком. Его музыка наполнена светом, любовью к жизни и стремлением к совершенству. Он очень любил импровизировать, создавать новое. | – Повар Иоганн Мейер, он всю жизнь работал, ослеп от жара печей и теперь умирает. Перед смертью он хочет исповедоваться. Он очень любил свою жену. Когда она заболела, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить сливками и винными ягодами, повар украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Жену спасти не удалось, а повару теперь тяжело вспоминать об этом и его всю жизнь мучила совесть. – Это нехороший поступок, но, во-первых, повар позаботился, чтобы никто из слуг не пострадал из-за него, а во-вторых, незнакомец говорит, что то, что совершил повар не грех и не является кражей, а наоборот, может быть зачтено как подвиг любви. – Ему была дана эта власть не от бога, а от искусства. Музыка сделала чудо. Незнакомец это В.А.Моцарт – великий композитор. – Повар увидел Марту не глазами, а сердцем с помощью музыки. Размышляют, высказывают свое мнение. – Проникновенная, возвышенная, лиричная. В ней разные настроения, можно услышать печаль, грусть, беспокойство, а есть и радость, спокойствие. – От слова фантазировать, придумывать. |
Физическая разминка 2 мин. | – Давайте мы с вами тоже сымпровизируем под музыку и создадим движения для танца. Организует пластическое интонирование под музыку. | Придумывают и выполняют движения под музыку. |
Работа над проектом 15 мин. | –Мы начали с вами на прошлом уроке работу над творческим проектом «Сказки о музыке». Вы работали в группах (четверках). Вспомните, что было вами сделано? Слайд №6 – Верно, теперь вам предстоит следующий этап. Сегодня необходимо написать текст вашего литературного произведения, опираясь на разработанную ранее художественную идею и обозначенных героев. – Также необходимо нарисовать иллюстрацию к вашему произведению и распределить виды деятельности, которые необходимо будет выполнять во время презентации. Организация работы над творческим проектом: – Вы также работаете с карточкой проекта, продолжаете её заполнение. В чек-листе выполненных работ проекта необходимо отметить сегодняшние виды деятельности. Обучающимся раздаются карточки проекта. – На следующем уроке нас ждет интересное событие –презентация ваших работ. | – Мы спланировали работу над творческим проектом по написанию сказки о музыке, распределили обязанности, придумали художественную идею. Обучающиеся работают в группах по 4 человека, заполняют карточки проекта. В завершении работы, обучающиеся сдают карточки учителю |
Рефлексия 4 мин. | – Давайте подведём итоги нашего урока сегодня. Что узнали? Что запомнилось? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось? Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания. – Ребята, какая бы песня, из изученных нами, помогла бы вам выразить ваше настроение сейчас? Почему? | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. Обсуждают, предлагают варианты. – «Ты, да я, да мы с тобой». Песня о дружбе, о силе единства, мы на уроке работали совместно и от нашего дружеского отношения зависел наш результат. Исполнение песни. |
Домашнее задание 1 мин. | Подготовка к презентации проекта, Повторить изученные песни. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
1
ПЛАН
Название проекта
Обязанность | Фамилия и имя |
| |
| |
| |
| |
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
Имя героя | Характеристики героя |
| |
| |
| |
| |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ
|
2
СОДЕРЖАНИЕ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
СОДЕРЖАНИЕ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4
СОДЕРЖАНИЕ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Фамилия и имя | Вид деятельности |
| |
| |
| |
| |
ЧЕК-ЛИСТ
выполнения проекта
№ | Действия | № урока | Отметка о выполнении в баллах, 0 – не выполнено, 1 – выполнено |
1. | Распределены обязанности | | |
2. | Придумано название | | |
3. | Придуманы главные герои | | |
4. | Описана художественная идея | | |
5. | Написан текст литературного произведения | | |
6. | Нарисованы иллюстрации к тексту | | |
7. | Распределены виды деятельности при защите проекта | | |
8. | Продукт проекта презентован классу | | |
О
Оценка за проект
12