Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

6
0
Материал опубликован 28 August 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23 г. Тайшета










Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»










Автор:

Вьюн Екатерина Александровна

учитель музыки






2023 г.

Предмет: музыка

Класс: 5

Тема: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (2 урок).

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и литературы, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Задачи:

Образовательные:

углубление знаний о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта;

знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

формирование опыта самостоятельной образовательной, проектной и творческой деятельности.

Развивающие:

развитие у учащихся музыкальной памяти, творческого воображения, слушательской иисполнительской культуры, вокально-хоровых навыков, интонационно-образного мышления;

развитие эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки;

развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;

развитие интереса к музыке через творческое самовыражение.

Воспитательные:

воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и литературы разных стран;

исполнительскую культуру.

Форма работы: групповая, фронтальная.

Образовательная технология: метод проектов.

Техническое оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, презентация «Писатели и поэты о музыке и музыкантах», карточки для работы над проектом.







Планируемые результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные

описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;

наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;

давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства.


Познавательные УУД:

эмоционально исполнять музыкальные произведения;

высказываться о музыке;

воспринимать на слух музыкальное произведение;

давать образную характеристику прослушанного произведения.

Регулятивные УУД:

выполнять учебное задание в соответствие с целью;

осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

оценивать результат своей деятельности,

аргументировать своё мнение и позицию,

осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;

умение сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

целостный, социально- ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, творческой и других видах деятельности;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое осознание как результат освоения художественного наследия народов России мира,творческой деятельности музыкально-эстетического характера.







Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

2 мин.

Эмоциональный настрой на урок.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте».

Слайд №1 (Презентация см. приложение 1)

Индивидуальное задание: исполнение на синтезаторе мелодии песни «Я хочу услышать музыку» Г.Струве по схематическому рисунку (см. приложение 2).

Готовность к уроку.



Пока весь класс работает с учителем, один обучающийся работает на синтезаторе с использованием наушников.

Работа над домашним заданием

4 мин.


Слайд №2

Мы продолжаем с вами разговор о взаимосвязи двух видов искусств. Вспомните, каких?

У вас было домашнее задание подобрать стихотворения о музыке.

Слушаем и определяем главную мысль стихотворений.


Музыка и литература



Обучающиеся по желанию читают приготовленные стихотворения.

Слушают, отвечаю на вопросы.



Актуализация знаний

8 мин.


Люди во все времена подмечали волшебную силу музыки и стремились запечатлеть свое почтение великому искусству в литературных произведениях. Даже песни посвящали музыке. На прошлом уроке одну из таких песен мы с вами начали разучивать.

Послушайте мелодию этой песни в исполнении вашего одноклассника. Она будет исполнена на синтезаторе. Отгадайте, что это за песня?



Исполним, выученное на прошлом уроке, 1 куплет и припев вместе. Дальше исполню я, а вы слушаете внимательно текст, запоминаете.


(Учитель исполняет песню «Я хочу услышать музыку» Г.Струве)

(Вокально-хоровая работа над песней)


Как вы думаете, почему поэты посвящали свои стихи музыке?


Какие ещё литературные жанры посвящены музыке и музыкантам?

Слайд №3

(На слайде иллюстрации к литературным произведениям о музыке, с которыми обучающиеся познакомились на предыдущих уроках: «Музыкант чародей» белорусская народная сказка, «Чонгурист» грузинская народная сказка, басня «Квартет» И.Крылов)

Обратите внимание на экран. Что изображено? Что вам знакомо?


О чём эти литературные произведения? Кто главные герои?









Ученик исполняет мелодию песни на синтезаторе

Остальные слушают мелодию, определяют песню.

Песня «Я хочу услышать музыку».


Выразительно и эмоционально исполнять песню. Запоминают слова 2 куплета.




Обучающиеся разучивают слова 2 куплета, эмоционально отзываются на музыкальное произведение.


Поэты восхищались её красотой и силой.



Перечисляют литературные жанры, с которыми знакомились на предыдущих уроках: сказки, басни.








Изображены иллюстрации к сказкам, обложки книг «Музыкант-чародей», «Чонгурист», басни «Квартет».


В этих произведениях музыка и музыканты является главным действующими лицами. В них рассказывается о силе музыки.

Размышляют, высказывают свое мнение.

Целеполагание

2 мин.

Как это связано с темой нашего прошлого урока? Как она звучит?


Посмотрите на экран. Все ли иллюстрации к произведениям нам доступны, открыты?


Как вы думаете, что это может означать?

Какую цель поставим?

Слайд №4

Итак, мы продолжаем с вами тему «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» и познакомимся с ещё одним литературным произведением.


Мы говорили о писателях и поэтах, об их произведениях о музыке и музыкантах.


Размышляют, высказывают своё мнение.

Нет, есть что-то неизвестное.


Размышляют, высказывают свое мнение.

Познакомиться с новым литературным произведением о музыке.

Первичное восприятие нового учебного материала

7 мин.

Слайд №5

Послушаем аудио рассказ К. Паустовского «Старый повар» (в сокращении).

О чем он? Какова главная мысль рассказа? Кто главные герои?


Организует процесс слушания




Можно назвать поступок повара грехом?





А почему незнакомец смог снять грех с души умирающего? Ведь он не священник? Кем он оказался на самом деле?


В чём смысл слов «Слушайте и смотрите?» Не показались ли они вам странными? Ведь повар слепой.


Как музыка помогла «увидеть» прошлое повару? Какая она была?


Мы с вами ещё на одном литературном примере убедились, что музыка имеет чудесную волшебную силу.

Музыкальное произведение, которое мы услышали в аудиорассказе называется «Фантазия ре-минор», написал В.А.Моцарт.

Как вы думаете, что означает слово фантазия?


Фантазия – инструментальная музыкальная пьеса, в которой важна импровизация.

Вольфганг Амадей Моцарт был удивительным человеком. Его музыка наполнена светом, любовью к жизни и стремлением к совершенству. Он очень любил импровизировать, создавать новое.

Повар Иоганн Мейер, он всю жизнь работал, ослеп от жара печей и теперь умирает. Перед смертью он хочет исповедоваться.

Он очень любил свою жену. Когда она заболела, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить сливками и винными ягодами, повар украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Жену спасти не удалось, а повару теперь тяжело вспоминать об этом и его всю жизнь мучила совесть.

Это нехороший поступок, но, во-первых, повар позаботился, чтобы никто из слуг не пострадал из-за него, а во-вторых, незнакомец говорит, что то, что совершил повар не грех и не является кражей, а наоборот, может быть зачтено как подвиг любви.

Ему была дана эта власть не от бога, а от искусства. Музыка сделала чудо.

Незнакомец это В.А.Моцарт – великий композитор.


Повар увидел Марту не глазами, а сердцем с помощью музыки.


Размышляют, высказывают свое мнение.

Проникновенная, возвышенная, лиричная. В ней разные настроения, можно услышать печаль, грусть, беспокойство, а есть и радость, спокойствие.



От слова фантазировать, придумывать.

Физическая разминка

2 мин.

Давайте мы с вами тоже сымпровизируем под музыку и создадим движения для танца.


Организует пластическое интонирование под музыку.


Придумывают и выполняют движения под музыку.

Работа над проектом

15 мин.




Мы начали с вами на прошлом уроке работу над творческим проектом «Сказки о музыке». Вы работали в группах (четверках).

Вспомните, что было вами сделано?


Слайд №6

Верно, теперь вам предстоит следующий этап. Сегодня необходимо написать текст вашего литературного произведения, опираясь на разработанную ранее художественную идею и обозначенных героев.

Также необходимо нарисовать иллюстрацию к вашему произведению и распределить виды деятельности, которые необходимо будет выполнять во время презентации.


Организация работы над творческим проектом:

Вы также работаете с карточкой проекта, продолжаете её заполнение. В чек-листе выполненных работ проекта необходимо отметить сегодняшние виды деятельности.

Обучающимся раздаются карточки проекта.

На следующем уроке нас ждет интересное событие –презентация ваших работ.





Мы спланировали работу над творческим проектом по написанию сказки о музыке, распределили обязанности, придумали художественную идею.










Обучающиеся работают в группах по 4 человека, заполняют карточки проекта.





В завершении работы, обучающиеся сдают карточки учителю


Рефлексия

4 мин.

Давайте подведём итоги нашего урока сегодня. Что узнали? Что запомнилось? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось?

Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.

Ребята, какая бы песня, из изученных нами, помогла бы вам выразить ваше настроение сейчас? Почему?


Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении.






Обсуждают, предлагают варианты.

«Ты, да я, да мы с тобой». Песня о дружбе, о силе единства, мы на уроке работали совместно и от нашего дружеского отношения зависел наш результат.


Исполнение песни.

Домашнее задание

1 мин.

Слайд №7

Подготовка к презентации проекта,

Повторить изученные песни.




















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

t1693205132aa.png

t1693205132ab.png

t1693205132ac.png



t1693205132ad.png



t1693205132ae.png



t1693205132af.png



t1693205132ag.png





1

ПЛАН

t1693205132ah.gif



Название проекта



Обязанность

Фамилия и имя

















ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ






Имя героя


Характеристики героя

















ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ












2



СОДЕРЖАНИЕ





____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3



СОДЕРЖАНИЕ





____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4



СОДЕРЖАНИЕ





____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5



ПРЕЗЕНТАЦИЯ





Фамилия и имя

Вид деятельности

















ЧЕК-ЛИСТ

выполнения проекта





Действия

урока

Отметка о выполнении в баллах,

0 – не выполнено, 1 – выполнено

1.

Распределены обязанности



2.

Придумано название



3.

Придуманы главные герои



4.

Описана художественная идея



5.

Написан текст литературного произведения



6.

Нарисованы иллюстрации к тексту



7.

Распределены виды деятельности при защите проекта



8.

Продукт проекта презентован классу



О



ценка: «5» – 8 баллов, «4» – 6-7 баллов, «3» – 5 баллов, «2» – 4 и менее балла.

Оценка за проект





12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации