12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина730

Тема: «Писатели Кузбасса. В. Д. Федоров»

Руководитель: Кузнецова И.Ю.

Студент: Калинин Михаил Сергеевич, ИС-16

В. Д. Федоров – поэт, писатель, очеркист. Его творчество известно в России и за рубежом. Его называют явлением русской поэзии, крупнейшим поэтом нашего времени. В год столетнего юбилея со дня рождения В. Д. Фёдорова актуальным остаётся его творчество.

Жизненная и творческая биография Василия Федорова тесно связана с Сибирью, с нашим Кузнецким краем. «Ищи родину!... Нет поэта без родины» - этот есенинский завет живет в поэмах и стихах Василия Федорова.

Со стихов о родной Марьевке, о ее людях начнется его первый серьезный творческий взлет. Марьевка станет потом одной из главных песен его сердца. Его пронзительная лирика, сочетающаяся наивность младенца с мудростью убеленного сединами старца покоряла читателей неотразимо.

Автор – ярый поклонник Сибири, где жива ещё «добрая русская печка». Сибирь для него – музей под открытым небом, куда он возвращается снова и снова. Приезжая на родину, лирический герой с ней сначала здоровается. Приходя к озеру, он совершает обряд инициации, в чём-то похожий на христианское крещение. Неслучайно появляются картинки из детства. Так он причащается к тайнам сакрального для себя места.

Именно от села поэт черпает вдохновение, там живёт его Муза, которая имеет растворённый характер: это и село, и рожь, и Кайдор, и речки, и в целом природа. Отсюда поэт наблюдает будущее, а значит, село будет жить. Предчувствие обозначено и в том, что лирический герой «…смутно видел эту местность».

Как будто жил в других мирах
 И всё, что вижу, — неизвестность,
 Как будто где-то в дальних снах
 Я смутно видел эту местность.

В поэзии В. Фёдорова рождается экологическая тема. Поэт хочет ввести

«непогрешимый культ природы». Нередко возникает горькая ирония, чем автор напоминает современность. Наблюдая природное одиночество, он видит в ней учительский талант. И лирический герой, как чувствующий с ней высокую связь, тоже одинок. Растворяясь в лесном пространстве и блуждая, как лесной ветерок, меж стволов деревьев, он обретает функции эха.

Признавая человека, словно древнегреческий Протагор, за меру всех вещей, кемеровский автор обращает внимание на его хорошие качества. Перед читателем своеобразный идеалист. Говоря о совести, принимающей облик матери, художник фиксирует, что окружающие иногда не чувствуют внутренних процессов. Меж тем стихи пропитаны человеком, они собирают Человека.

Я признаю
С учёными родство,
Но признаю
И разницу от века:
Учёный
Расчленяет естество,

Поэты
Собирают Человека
!

По мысли художника, человеческое тело – лишь дом, где сменяются жильцы. Автор обрисовывает цепочку следующих друг за другом квартиросъёмщиков – мальчик, юноша, человек страстей, цеховой мастер, поэт. Заключительная фигура объединяет предыдущих жителей. Появляется своеобразная матрёшка. Так автор говорит, что у стихотворца в целом велика память. И вместе с этой цепочкой рождается история лирического героя. Возникает его родословная. Как две капли воды он похож на автора: он и лётчик, и родился в Марьевке, и потомок рудознатцев.

Заметное место в поэзии В. Фёдорова занимает тема творчества. Лирик должен быть искренним и «добротою» своих дел остаться на земле.

Нет, нет и нет.
И я б хотел,
Хоть в свете,
Хоть во мгле
Уж если не бессмертьем тел,
То добротою наших дел
Остаться на земле.

Сквозь эти тенденции проступает реалистичный взгляд на мир. Поэт ни капли не верит в бессмертие души, к которой относится как к чему-то неизвестному. В кругу творческих людей персонаж чувствует себя одиноким. В подтверждение тому, стремясь убежать от художников и зодчих, он тянется к рабочим.

Отмечая временный характер жизни, поэт использует кольцевую композицию и возвращается к основам. Подобным образом творчество Василия Фёдорова актуализирует лирику С. Есенина. Есенинские традиции возникают в просторечиях, чем автор сближается с народом. При этом отмечается непостижимость человека. Век бежит семимильными шагами, переступая через судьбы, и для того чтобы человек имел возможность жить в удовольствие, нужно чуть-чуть замедлить его ход. Есенинские черты проступают также и у лирического героя. Задавая риторические вопросы и пытаясь на них ответить, он часто обращается к себе. Но отсылка к адресату сообщает лирике диалогический характер. Автор ведёт диалог с читателем.

Герой бывает так же подвержен тоске, как и «московский озорной гуляка». Он мучительно пытается найти смысл жизни, испытав в ней всё. Такое восприятие действительности характерно для целого поколения фронтовиков.

О чем бы он ни писал – это всегда о любви: о любви к Женщине, к Родине, о любви к своему делу и ко времени, в котором довелось жить.

Любовь –

Как жажда истины,

Как право есть и пить.

Я, может быть,

Единственный,

Умеющий любить.

В любви поэту видится простота: чем проще мужчина ведёт себя по отношению к женщине, тем лучше. Автор призывает не усложнять жизнь. И здесь же отражается изменчивость. По создателю, которым в любви являются и женщина, и мужчина, достигая совершенства в объекте вожделения, человек начинает искать что-то новое. Таким образом, поэзия Василия Фёдорова касается онтологических вопросов.

Любовь героя жива памятью. Нередко ощущается экзистенциальный диссонанс. Чувство, когда бы оно ни пришло, нужно хранить как святыню. При этом оно должно быть выстрадано огнём препятствий. В душе поэта жив дракон сомнений, и влюблённого человека художник объединяет со скульптором, который «для светлой души» ищет живой дом. Актуальной становится история Пигмалиона и Галатеи. С точки зрения кузбасского лирика влюблённые сами друг друга «ваяют».

 Невольно тиха
 И невольно послушна,
 Она, полонённая, крикнуть хотела:
 “Скорее, скорее!
 Мне больно, мне душно,
 Мне страшно!
 И мрамор сковал моё тело”.

Касаясь вечных проблем любви, души, бытия, творчество В. Д. Фёдорова сохранит актуальность и через два века. Художник возносит кузбасскую лирику на общероссийский пьедестал. Кемеровский, да и российский, читатель будут наслаждаться красотою марьевских строк.

 Таким образом, В.Федоров, поэт-лирик, отожде­ствляет родину с Марьевкой; поэт-гражданин, считает своей родиной Русь, Россию, поэт-философ, называет родиной планету Земля. Родинав поэтической картине мира В.Фёдорова наделяется высшей ценностью, она формирует главные нравственные ориентиры личности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.