Доклад «Духовное воспитание обучающихся через изучение творчества писателей Кузбасса (Борис Бурмистров)»
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
«Духовное воспитание обучающихся через изучение творчества писателей Кузбасса (Борис Бурмистров)»
Выполнил: Калинин М.С., группа: ИС-16
Руководитель: Кузнецова Ирина Юрьевна,
преподаватель русского языка и литературы
Новокузнецк, 2018 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Биография Б.Бурмистрова……………………………………………4
Глава 2. Анализ творчества Б.Бурмистрова………………………………….
1. 1. «Что-то не то в этом мире творится…»…………………………………...5
1.2. «Поэт-титан»………………………………………………………………..7
Список использованной литературы………………………………………11
Введение
Проблема нравственного, духовного образования и воспитания, согласно Конституции РФ, – это проблема государственная. Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня очень актуальны.
Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью. По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом. Многие обучающиеся, живя в Кузбассе, не знают писателей Кузбасса. Поэтому мы считаем нужным изучать творчество таких писателей, как Б.Бурмистрова и других. Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание молодежи невозможно без обращения к культуре родного края, к её духовному наследию.
Жизненный путь Б.Бурмистрова - гражданский подвиг во имя жизни, во имя пользы для общества. В своих поэтических этот художник затрагивал важные проблемы, волнующие человека во все времена. В первую очередь, мы думаем, это относится к нравственным вопросам. Произведения этого поэта помогают замечать красоту внутри и вокруг себя, помогают быть лучше, чище, светлее. Именно поэтому, нам кажется, творчество Бурмистрова будет современным и актуальным во всем времена.
Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.). Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких условиях творчество Бурмистрова становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.
Глава 1. Биография Б.Бурмистрова
Родился в 1946 году 8 августа в городе Кемерово, на улице Каменной, что в Кировском районе. «Правда, - сожалеет поэт, - сейчас эта улица называется не так поэтично – Автомобильной».
Но это про неё он сказал в своих стихах:
«Вот и состарилась улочка тихая,
где наше детство прошло...»
Стихи начал писать со школьного возраста, но впервые они были опубликованы в северной газете в 1971 году. Жизнь и время посеребрили бороду, пришла мудрость, но душа поэта всё так же светла, как у того мальчика, когда-то родившегося на улице Каменной.
Многое в биографии Бурмистрова: уезжал на Север, за туманом, как поётся в песне. После окончания политехникума (Кемерово, 1964 год) работал по специальности в городах Кемеровской области (Кемерово, Прокопьевск, Березовский) и в районах Крайнего Севера. Прошел путь от бульдозериста, механика, до главного механика, заместителя начальника стройуправления, замдиректора завода.
Несколько лет жил в небольшом городке Берёзовском Кемеровской области, где работал заместителем начальника строительной организации, бригады которой формировались из отбывавших на территории города наказание зэков. Но, даже работая строителем, Бурмистров был поэтом: те, кто знают его с тех времён, вспоминают, как слушали его романсы под гитару.
С 1984 года полностью посвятил себя литературному труду. Первая книга стихов "Не разлюби" (Кемерово, 1989 год); в дальнейшем - еще несколько книг, изданных в Кемерове, Москве, Санкт- Петербурге, большое число поэтических и публицистических публикаций в центральной и областной периодике.
Борис Васильевич всё-таки вышел на свою настоящую дорогу: он поэт, сейчас у него изданы несколько сборников стихов, которые находят отклик у читателя. Все они – исповедальные, как написала однажды о них одна газета.
В 1995 году стал Борис Бурмистров лауреатом литературной премии имени Василия Фёдорова - главной литературной премии Кузбасса. С 1993 года он – Председатель Правления Союза Писателей Кузбасса - хороший руководитель, Секретарь Правления Союза Писателей России, входит в российскую академию естественных наук, занимается общественной работой.
Входит в Союз писателей России. Награжден орденом Российской Академии наук «За пользу Отечеству» им. В. Н. Татищева, юбилейной медалью к 200-летию А. С. Пушкина и медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса». Лауреат особой - Всероссийской православной литературной премии им. Александра Невского в 2005 году за создание сборника православной поэзии “Собор стихов” (г. Кемерово).
Автор 11 книг. Опубликован в коллективных сборниках, в российских антологиях, в журналах «Наш современник», «День и ночь», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса». Записал компакт-диск со своими песнями – теми, которые когда-то он пел друзьям, и новыми. Жизнь для него интересна, и весь огромный мир он впустил в свои стихи так же, как ночная прохлада входит в дом. Да и весь мир для него – это и есть его дом.
Сейчас живёт в городе Кемерово. Много ездит по стране - поэзия стала его работой, часто приглашают в разные города - желая познакомиться с Борисом Бурмистровым - поэтом, человеком. Но, став работой, его стихи не перестали быть такими, когда от встречи с ними душа людская отзывается и радуется...
-
«Что-то не то в этом мире творится…»
Отрицая существующую действительность, поэт создаёт свой мир, оригинальный и самобытный в своей основе. В этом и состоит один из основных принципов поэзии. Конфликт идеала и реальности характерен для любой творческой личности.
Главное – не впасть в чувство стадности, которое владеет умами. К сожалению, многие пришли к тому, что легче жить, не выделяясь ничем и не заявляя о себе никак. Поэт вынужден жить в одиночестве. Но хочется верить, что оно светлое и созидательное.
Книга стихов Бориса Бурмистрова «Тёплое дыхание зимы» показывает, как поэту дорог родной край. Здесь, в родной Сибири, он в незримой связи со всем, что его окружает.
Слово – неиссякаемый источник жизни для него. Поиск «светлого слова» происходит среди «мутных речей», что для поэта, я думаю, больно осознавать:
Загляделся в прозрачный ручей
И над жизнью задумался снова:
Отдохнуть бы от мутных речей
В ожидании светлого слова.
Книга наполнена горькой иронией. Например, в стихотворении «Погорельцы» поэт отмечает, что российский народ живёт в неизвестности и тревоге за будущее, как те же самые погорельцы:
И живём мы спокойно на свете,
На душе ни тоски, ни вины.
Тянут воз свой российские дети
По дорогам любимой страны.
Оттого и тянут, что это родина, горячо любимая.
Надо, чтобы народ был увлечён, пусть даже безумной идеей. Она обретает осмысленность и выполняется:
Не зря бродил по свету –
Всё подобрал по цвету:
Улыбку, волосы, пальто,
И эта – та, и это – то.
Печальная картина – русская жизнь. Однако люди верны своей земле. Зимняя стынет дорога,
Ниточка – две колеи.
Вера дана нам от Бога,
Верность – от русской земли!
Среди фальши и обмана спасение – в любви:
Давайте целоваться
У моря на ветру –
И жить, и удивляться
Друг другу поутру.
Поэт опасается за душевное состояние всего человечества, когда льются слёзы и кровь на перепутье:
В загуле бешеном зима,
И просят милостыню дети…
Не дай нам, Бог, сойти с ума
На стыке двух тысячелетий.
Поэт недоумевает, почему кто-то позволяет себе совершить насилие над другим человеком.
Всё неправильно в мире, не так,
Ни умом не принять, ни душою.
Над землёй, под землёю сквозняк –
Твердь разверзнута волей чужою.
Такое ощущение, что сны поэта – наша реальность, а реальность – сон. Надежда на то, что в скором времени Россия воспрянет ото сна, сгинет «диавол в рясе», церковный купол не будет во мраке.
А пока в окружающем мире нет места для Любви и Бога, где дети несчастливы:
Без любви проживаем на свете,
Наши чувства затянуты в жгут.
Оттого несчастливые дети
Обезнеженно в мире живут.
Современное словотворчество заполнено пустотой. И автор делает такой вывод о вечном поиске ясных слов:
Где мысли Таинства полны
Ещё в зачатье слов неясных,
Жить ожиданьем слов прекрасных,
Похоже, мы обречены.
1.2. «Поэт – титан»
Отличие нового нерукотворного издания Бориса Бурмистрова «Сквозь сумерки времён. Избранное» в том, что это не сборник, а книга стихов. Книга может включать ряд сборников. Здесь присутствуют стихи разных лет. Этими качествами и обладает творение Бориса Бурмистрова.
Цельность издания позволяет проследить направление развития поэта на протяжении всего творческого пути. Иногда ростки творчества помогают оценить по-новому что-то важное, но забытое. В творчестве кузбасских писателей реализуются общероссийские тенденции. Об этом говорит космополитизм поэта. Книга издана в Санкт-Петербурге, что характеризует Бориса Бурмистрова как поэта, имеющего российскую славу.
Удобную структуру расположения стихов имеет книга. Стрела поэзии нанизывает четыре десятилетия – семидесятые, восьмидесятые, девяностые и двухтысячные годы. Основание лежит у последнего периода, ибо с течением времени накапливается всё больше мольбертов поэзии. Поэт проходит путь от вершины к основанию, но достигает вершины. Книга стихов – собрание коллекции картин за весь период творчества. Но силы ещё не иссякли, и хочется надеяться, что автор порадует новыми произведениями искусства.
Книга стихов – некий жизненный итог, поэтические мемуары. Хочется задаться вопросом, а не поторопился ли автор хоронить себя на полках библиотек? У Блока было целых три итоговые книги. В этом нет ничего страшного. Может быть, через десять лет у кузбасского лирика появится ещё одна книга. Думаю, и эту можно разбить на четыре. Автор сделал лучше, собрав всё в один толстый том. Зато издание даёт понятие о временах, свидетелем которых был автор.
Стрела поэзии берёт своё начало в семидесятых годах. Именно там находится бравый лучник. Закованный в латы, он будто боится выпустить сердце наружу. И оттого стихи немного проигрывают. В них нет сердечной теплоты. Они строятся механическим способом. Будто автор сам до сих пор не верит, что ему удалось стать поэтом.
Как-то Марина Цветаева упрекала Брюсова, что его талант рукотворный. Лишённый вдохновения, он строил свою судьбу сам. Это был теург в прямом смысле слова. Позднее он открыл литературный институт, где сам и преподавал. Задаваясь механическими вопросами литературы, он преуспел. Не зря его Марина Цветаева назвала «чернорабочим поэзии». В своё время Брюсов окончил историко-филологический факультет московского университета. Он хорошо знал теорию стиха. Я убеждён, что филологические знания мешают творчеству. Поэтому Брюсов был чернорабочим. Он упорно работал над формой, возможно, даже писал стихи по трафарету поэтических размеров. Но стихи его превосходны:
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечём ярём железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
Кузбасский лирик тоже преподаёт в высшем учебном заведении. Однако он закончил Сибирский политехнический техникум. В то же время, являясь членом-корреспондентом Российской академии естественных наук, академиком Петровской Академии наук и искусств, он имеет право на педагогическую деятельность. По существу, он уже сделал себя сам.
В лирике он передаёт свой жизненный опыт иным поколениям. Книга стихов – иной способ передачи. Дидактическим потенциалом и обладают стихи. Поэтому поэтическая стрела пронзает пространство четырёх десятилетий. Пока она летит, совершается жизнь. Но когда она остановится, наступит смерть.
Острие, разрывая время в клочки, как тонкую бумагу, устремляется вперёд, к берегам неизведанной земли. Запустил её с огромной силой былинный Святогор, так, что она летит, не останавливаясь. В стихах видна титаническая работа. Автор борется с каждой эпохой, пассивность не в его планах. Поэт – титан.
Художник есть память, шагающая по временному полотну. Порой в душе творческого человека остаются мельчайшие осколки времени. Они вносят в характеристику эпохи разнообразные оттенки. С ними жить и веселее, и интереснее.
Ножом в сердце ранить однообразное постоянство яркой краски. Думаю, не зря люди окрестили «застоем» период брежневского правления. Отблески и вносит в мир поэзия Бориса Бурмистрова.
В поэтический круг восьмидесятых годов мощно вторгается любовный мотив. Автор будто ведёт поэтический диалог с любимой женщиной. При этом происходят ссоры и примирения. Это есть проявление разнообразия. Это нормально, это жизнь! Милые, как говорится, бранятся – только тешатся.
Ты на мне поставишь крест,
Скажешь: «Бог тебе подмога».
Я уйду из этих мест,
Слава Богу, есть дорога.
Здесь же появляется семья. Со страниц глядят сыновья Евгений и Сергей, дочь Светлана. Дети – это всего лишь персонализация творчества, олицетворение книг.
Что в мир подлунный мы несём,
Любовь ли к ближним, Божью ль милость?
Такая временность во всём,
И одуванчиков пугливость.
Сквозь девяностые лейтмотивом проходит мотив сна. Реальность приобретает фантасмагоричные, сказочные черты. Поэт живёт будто во сне.
Видится сон или снится мне быль –
Поле, дорога, да белый ковыль.
В дальнем селе ожидают гонца,
Только не видно дороге конца.
Появляются соответствующие названия – «Русское похмелье», «Нищета». Как священник, поэт осеняет округу крестом, спасаясь от разврата. Появляются «трёхглавые», которые «норовят огнём, мечом, обманом». Поэзия становится сказкой. Сказка – ложь, да в ней намёк. Вот и превращаются стихи в сладкий сон. В нём поэт призывает, как «гордый внук славян», подняться на битву с трёхглавыми.
Что ж ты терпишь, гордый внук славян,
В твоих жилах кровь, а не водица –
Над полями стелется туман
И сквозь слёзы проступают Лица.
В девяностые годы поэзия Бориса Бурмистрова приобретает значение общественного рупора. По своей главной функции она стоит в одном ряду со средствами массовой информации. При этом поэт не забывает классиков русской литературы – Пушкина, Есенина, Кушнера. Лирика помогает поэту жить. Пережив серьёзную трагедию, он находит в себе силы подняться с колен.
Живу, не ведая времён,
Не зная, где тот миг последний,
А на земле то явь, то сон
И дождик, дождик сыплет летний.
Капитан двухтысячных приводит поэта к богу. Он живёт в ожидании светлого чуда. Проявляя истинный гуманизм, он желает счастья любимой женщине с другим.
Будь счастлива и дальше без меня,
Я твой покой ничем уж не нарушу,
Пойду по миру, лирою звеня –
Она спасёт и успокоит душу.
И это есть праведничество. Поэт надевает белые одежды. И в этом одеянии походит на белого монаха-затворника. Издревле белый цвет считается овеществлением чистых помыслов и незапятнанной совести. Обращается поэт в себя. Не замыкаясь, живёт памятью. При таком аскетизме острее ощущается неправедность окружающих. Поэтому поэт позволяет себе иронию.
Ну что, наелись всласть?
Тогда отдайте власть,
Пускай другая власть
Накушается всласть.
Преподносит её он власть предержащим. Но богатые срама не имут. Сытый голодного никогда не разумеет. Поэтому старания поэта, увы, безрезультатны. Властолюбивые Хавроньи измазали рыльца в грязи глубоко-глубоко.
Поэзия Бориса Бурмистрова и в двухтысячных остаётся общественным рупором. В том её примечательность, что она сродни средствам массовой информации. Как последние являются четвёртой властью, так и поэзия кузбасского лирика претендует на такое звание.
Список использованной литературы
http://kraevedenie/pochyotnye-grazhdane
http://news/Boris-Burmistrov:-interesna
http://litagentstvo.ru Литературный консультант, редактор litagent@bitrix24.ru