Тема природы в творчестве писателей Кузбасса
ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ КУЗБАССА
Калинина С.В,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ « Безруковская ООШ», Новокузнецкий район
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
КЕМЕРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ «СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ
КУЗБАССА» 5
ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
КУЗБАССА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЗ СТИХОВ О ПРИРОДЕ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДИАГРАММЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
Мир прекрасного... Важнейшим средством приобщения к миру прекрасного становится художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Формирование полноценной личности немыслимо без воздействия художественной литературы. Литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.
К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция снижения читательского интереса к чтению среди учащихся.
Замечательным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы - этого великого чуда.
Мы живем в удивительном крае – Кузбассе, который богат талантами. Поэты поднимают в своих произведениях различные проблемы. Нас заинтересовала тема природы, так как в последнее время экологические проблемы, влияющие на окружающий мир, стоят очень остро.
В ходе работы была поставлена цель: Выявление интереса поэтов Кузбасса к теме природы.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Получить информацию об областном отделении союза писателей России «Союз писателей Кузбасса»
1. Познакомиться с писателями, затрагивающими в своем творчестве тему природы и выявить, каким образом они раскрывают эту тему;
2. Выявить уровень читательской культуры среди одноклассников в ходе социологического опроса.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время у современной молодежи интерес к чтению падает, кроме того, остро стоят вопросы, связанные с вопросами окружающей среды.
Для решения поставленных задач применялись разные методы:
Эмпирические; 2. Теоретические
Предметом исследования в работе является творчество поэтов Кузбасса, объектом исследования стихи поэтов Кузбасса.
В ходе работы нами была выдвинута гипотеза о том, что тема природы поднимается многими поэтами Кузбасса
КЕМЕРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
«СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ КУЗБАССА»
Писательская организация Кузбасса создана 28 апреля 1962 года по решению Правления Союза писателей РСФСР. Ее основателями стали: поэт Евгений Буравлев, избранный ответственным секретарем 14 июня того же года, лауреат Государственной премии СССР прозаик Александр Волошин, автор романов и стихов Геннадий Молостнов, германоязычный поэт Герберт Генке, драматург Тамара Ян.
Рождению профессиональной писательской организации предшествовал длительный литературный процесс. Еще в 20-е годы в Новокузнецке жил и работал писатель-публицист Дмитрий Ярославцев – участник I съезда писателей Сибири. В Кузбассе действовало множество литературных групп. Накануне создания писательской организации их насчитывалось около тридцати.
В 1949 году литературный актив начал выпускать альманах «Сталинский Кузбасс», позднее переименованный в «Огни Кузбасса». Под этим названием он становится периодическим печатным органом писательской организации, ныне – в статусе шестиразового журнала.
Несмотря на приток литературных сил, численно организация долгое время не росла. Не стало Евгения Буравлева, Александра Волошина, Геннадия Молостнова, Виталия Рехлова, Владимира Ворошилова, Алексея Абрамовича, Анатолия Соболева, Александра Пинаева, Олега Павловского, Геннадия Блинова, Михаила Небогатова, Владимира Измайлова, Виля Рудина, Анатолия Круглякова, Владимира Мамаева, Ильи Зыкова, шорских литераторов Федора Чиспиякова, Степана Торбакова, Софрона Тотыша. В расцвете таланта ушли из жизни прозаики Виктор Чугунов, Сергей Ковякин, поэты Игорь Кисилев, Анатолий Саулов, Александр Береснев, Владимир Поташов, Николай Пискаев, Николай Николаевский, Николай Колмогоров, Семен Печеник.
Богатым резервом для количественного и качественного роста организации стали воспитанники Кемеровского творческого объединения молодежи, которое с годами преобразовалось в областное литературное объединение «Притомье» (первый руководитель – поэт и публицист Геннадий Юров). Все они стали членами Союза писателей, продолжают интересно работать в поэзии и прозе. Это Борис Бурмистров, Леонид Гержидович, Эдуард Гольцман, Сергей Донбай, Геннадий Естамонов, Валерий Зубарев, Александр Ибрагимов, Владимир Иванов, Александр Катков, Валерий Ковшов, Иосиф Куралов, Юлия Лавряшина, Любовь Никонова, Александр Раевский и другие.
Благодаря творческому климату и литературной учебе приток новых сил в организацию не иссякает. Всего в ней ныне более шестидесяти членов Союза писателей, в том числе: Виктор Арнаутов, Валерий Баранов, Алексей Бельмасов, Виктор Бокин, Анна Дронова, Галина Золотаина, Зоя Естамонова, Анатолий Иленко, Валерий Козлов, Александр Курицын, Евгений Левшов, Сергей Павлов, Владимир Переводчиков, Сергей Побокин, Сергей Подгорнов, Андрей Правда, Тамара Рубцова, Владимир Соколов, Тамара Страхова, Владимир Шумилов.
Творческая жизнь организации еще более активизировалась после того, как при действенной поддержке Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева в 2003 году был создан Дом литераторов Кузбасса. У писателей появилась возможность чаще бывать в творческих командировках, нести живое слово читателям, проводить авторские вечера в собственной литературной гостиной и мастер-классы с одаренной молодежью, рецензировать и редактировать рукописи.
Можно сказать, что экзамен на творческую состоятельность перед светлой памятью своих основателей писательская организация выдерживает.
ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ КУЗБАССА
Каждому человеку необходимо знать историю своей малой родины, знать прошлое своего родного края для человека также необходимо, как знать свою наследственность. Наша поэзия очень молода, начала она складываться после образования Кемеровской области.
Много острых тем затрагивают поэты-сибиряки. Но особо затрагивается тема отношений человека с природой. Нет ни одного поэта, который в своих произведениях обошёл бы эту тему. Ведь Кемеровская область одна из самых промышленных районов нашей страны, богата шахтами, металлургическими химическими комбинатами. Природа уже не может самостоятельно залечивать свои раны, она взывает о помощи. От новых заводов и шахт навсегда уходит тайга, звериный круг жизни становиться всё меньше и меньше.
Все стихотворения поэтов можно разделить на две группы:1. восторг красотой родных сибирских мест и 2. боль за экологическое состояние наших животных и природных ресурсов.
а) Восхищение родной природой
Поэзия -душа искусства.
Душа поэзии –природа
Лишь к ней неугасимо чувство,
Пронзительнее год от года.
Владимир Иванов
Для настоящего поэта любовь к природе органична, без неё он как будто не существует. Если чувство влюблённости, как таковое вообще, может зарождаться, развиваться и умирать, то любовь, пробуждённая природой, нетленна со временем она только усиливается, делается глубже, осознаннее, ярче. Хотя природа, как и человек, не лишена недостатков, но она тоже стремится к совершенству и по воле Творца она может сделать это только через человека.
Сибирь на песни не скупая,
И я в себе их не таю,
Я их втридорога скупаю
Потом задаром отдаю.
В.Баянов. «У Ильмень-озера»
В.М.Баянов в своих стихах воспевает родную природу. Любовь поэта к своему краю – источник его вдохновения, задушевности в изображении героев, точности и в то же время красочности живописания природы.
Над призрачной таежной синью,
Над быстрой Томью и Усой
Гора, как будто обессилев,
Свернулась рыжею лисой.
И, приглушая крик и выстрел,
Крутя травинки на лету,
Там ветры носятся со свистом
По оголённому хребту.
Где грозно грозы назревают
Над красотой кедровых крон,
Чернеет камень ноздреватый,
Обветренный со всех сторон.
Не раскрошить его руками,
Не разломить, не разрубить.
Остался чистый твёрдый камень –
Такой, каким он должен быть.
Каким века прожить он должен.
А что не прочно – в пропасть, в ров…
Давай и мы, мой друг, подольше
Побудем на горе ветров.
В его пейзажных зарисовках мы всегда находим «очень близкое что-то», «очень местное». В стихотворении «Томь-река» автор любуется красотой реки, и читатель не может остаться безучастным к созерцанию этого творения природы. Каждый из нас, выросших на берегу Томи, словно по-новому видит её. Красавица Томь, как и другие пейзажи В.Баянова прямо просятся на полотно художника-живописца. Мы даже понимаем, о каком конкретно месте идет речь – о природе города Междуреченска. Эффекта восприятия стихотворения поэт достигает при помощи множества средств художественной выразительности: сравнения - «гора, как будто обессилев», «Свернулась рыжею лисой»; эпитетов- «призрачной таежной синью», «камень ноздреватый», аллитерации– «грозно грозы назревают», синтаксический параллелизм –« не ракрошить…», «не разломить…»,»каким он…», «каким века…». И наконец, единение с читателем ощущается в последней строке, когда поэт обращается к нам - «мой друг».
У другого поэта Александра Михайловича Береснева есть не менее красивые стихи о природе. Поэт обладает даром в самых обыкновенных, привычных явлениях природы открыть красоту, заставляет делать открытия там, где, казалось бы, и нечего открывать. Речь идет главным образом о природе, о том, как видит, ощущает его тот или иной пейзаж.
Лето жаворонком пело
И кукушкой за рекой.
Перепелкою звенело,
Не смолкая день-деньской.
Много песен было спето
Над просторами полей.
А простилось с нами лето
Грустным криком журавлей.
Образ лета, созданный с помощью птичьего разноголосья, настолько же точен и ясен, насколько и метафорически емок и художественно самобытен. Такого рода образ, кажется, мог родиться только в душе ребенка.
Интонация в стихотворении хотя и грустная, но вместе с тем пропитана любовью к окружающему миру. Слова певучие «пело», «звенело», «спето», крик». Оригинально употреблены сравнительные обороты, выраженный творительным падежом : «Лето жаворонком пело», «Перепелкою звенело». И лето-то не просто уходит, а прощается «криком журавлей». Все это еще раз создает яркую картину уходящего лета.
У Михаила Небогатова как гимн звучит стихотворение о родной природе:
Нестареющая, вечная
Красота земли родной –
Голубая даль заречная
С луговою тишиной…
Обнимаю взглядом ласковым
Все травинки на лугу.
Будет срок – живую сказку вам
Расскажу я, как могу.
Вот берёзка в пышной кофточке,
В белой юбочке своей;
Вон тальник присел на корточки,
Молча смотрится в ручей.
На жужжание знакомое
Обернулся я. Пчела!
С добрым утром, насекомое!
Как живётся? Как дела?
Ну, а ты о чём, безвестная,
Пригорюнилась, копна?
Ты же нашенская, местная,
Гордо выглядеть должна!
Знала б ты, как веет по лугу
Ароматом от тебя, -
Под небесным ясным пологом
Ты б стояла не скорбя…
У тропы над синей лужею
Я гляжу во все глаза:
Вертолёту неуклюжему
Подражает стрекоза.
Мостик, заводь, куст смородины,
Паровозный крик вдали –
Это всё частица родины,
Мирный день родной земли.
Для поэта природа – это его родина. Он готов обнять каждую травинку, каждое насекомое. Он радуется всему его окружающему. В стихотворении очень много эпитетов и прилагательных, что делает язык поэтичнее, мелодичнее. («голубая даль заречная»,» «луговая тишина», «ласковый взгляд», «пышной кофточке»…). Сильную любовь поэта передают слова с уменьшительно-ласковым суффиксом: «кофточке», «березка», «травинки», «юбочке», «мостик». Все для поэта родное, все пропитано чувством любви к своей родине.
б) Боль за состояние родной природы
Но среди журавлиных рыданий
Не впервые расслышал я речь:
Мы родные просторы и дали
И любя не умеем беречь…
И.Киселев.
В стихах поэтов особенно остро звучит тема отношений между человеком и природой. Кемеровская область одна из самых промышленных областей нашей страны, к тому же с объектами самыми враждебными по отношению к природе – шахтами, металлургическими и химическими заводами. Кузбасские поэты знают, какой ценой строились эти заводы, на которых потом ковались многие победы, знают, поэтому и хотят остановить инерцию невосполнимых потерь.
Одно из своих стихотворений Валентин Махалов начал с грустных строк о поредевших лесах, утыканных остовами пней.
Там, где ели и сосны шумели, -
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне.
И опушка теперь не заманит,
Обдавая росою с куста,
Побродить золотой глухоманью
По грибным заповедным местам,
Птичьи хоры на зорьке послушать,
К землянике явить интерес.
Сколько раз ты лечил мою душу!
Сколько раз ты спасал меня, лес!
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
И предсмертно деревья стонать.
Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшие сосны закат.
Нет, не все в этом мире прогресса
Сердцу я объясню своему ...
Я с надеждой гляжу на подлесок
И пророчу бессмертье ему.
У Павла Майского в стихотворении “А покорить тайгу нетрудно”, - читаем первую строку. Несколько иным поворотом темы тронула концовка стиха. От новых заводов и рудников навсегда уходит тайга, звериный круг жизни с каждым годом становится всё меньше и меньше.
А покорить тайгу нетрудно ...
Тайга уходит навсегда,
Когда откроют новый рудник
Иль город выстроят когда.
Но в толчее бетонных клеток
Потом, десяток лет спустя,
Еще цветет клубника летом,
И снегири зимой свистят,
И по ночам сквозь ельник редкий
Из голубых таежных стран,
Как призрак на могилу предков,
Приходит лось на котлован.
У Л.М. Гержидовича любовь к родной сибирской природе, боль за все живущее на земле прошли красной нитью через все творчество поэта, начиная с самых ранних стихов. Поэзия Гержидовича – это восхищение и скорбь в первую очередь по тайге – былой, нынешней и будущей. И в душе поэта поселилась боль за происходящее и ответственность за будущее сибирского леса.
Не уйти,
Никуда мне не деться,
Плоть моя отстоялась, как соль,
Подступили под самое сердце
Неизбывная совесть и боль.
Особенно категорично к состоянию окружающей среды относится П.Майский. Видя, что происходит с природой, он прямо говорит об этом. В стихотворении «В свою любимую Кедровку» природу он сравнивает в Третьяковкой, подчеркивая этим, что красоты природы становятся как в музее. Тайгу морями затопляют.
Под корень сносят кедрачи,
Взрывают, жгут, испепеляют
Первопроходцы-лихачи!
И заканчивает стихотворение совсем пессимистическими строками: «Сперва живое все загубим
И сами сдохнем под конец!
Не лучше представлена картина в стихотворении «На старом Тайлепском болоте». Стихотворение все пропитано словами с отрицательным оттенком: «смертях», «темнеют», «мрачнеют». И как вывод, что рыбаки уходят в другие места ловить рыбу.
Такую же проблему окружающей среды поднимал в своем творчестве в прошлом веке Игорь Михайлович Киселев. С большой тревогой развивает тему отношений человека с природой поэт Игорь Киселёв. Он по праву считается одним из лучших лириков послевоенной Сибири. Тихой песней-молитвой о родной земле зазвучали первые стихи поэта.
Милосердие - вот чего нам не хватает, вот что мы забыли решительно. Мы беспощадны и к себе, и к людям, а уж ко всему живому - по привычке. Зов о милосердии слышен особенно в стихотворении «Молитва лани». Этот символ стоит осмыслить поглубже. Лань в зоопарке молит человека о милосердии, но ведь никогда ее зов не найдет отклика! Безвинно заточенная, пожизненно запертая в клетку молит беспощадного «бога» и при этом вразумляет его мыслью о необходимости сострадания.
Отпусти меня в лес, в кольцо
Быстрых рек, где трава и птицы!
Посмотри: на твое лицо
Тень от клетки моей ложится!
Какой печальный, нет, все - таки какой жестокий парадокс! Человек идет в зоопарк ради общения с природой. И обретает там извращенную радость: удовольствие в зоопарке может получить лишь нравственно глухой человек, которому плевать на мучения зверей.
«Тень от клетки» - это палаческая жестокость, глухота к чужой боли. В конце концов, у них такое же право на жизнь, что у нас. Но ведь детей ведем мы в зоопарк, ведем ради их развлечения. В большом зоопарке тысячи детей ежедневно любуются запертыми зверями и улыбаются, улыбаются им. Что же воспитываем в них глухоту к живому?1
И разве может вразумить природа человека, если он ее не слышит? Как это чудо совершится, если боль ее он считает нормой? Но, при всей усталой отрешенности, в лирике Игоря Киселева остается вера в осмысленный диалог человека с природой.
Мы ощущаем доброту людей, подчас суровую, но всегда во всем благородную. Как понимает поэт, она не однозначна, истинный гуманизм - это любовь ко всему живому, что окружает человека, что порождает в нем чувство единства мира. И становится понятным, почему в книге «Ярославна» появляются стихотворения о животных и птицах. Они требуют сочувствия и любви и сами по себе, и потому, что не может быть человек истинно добрым, если он отдает доброте лишь частичку души, и еще потому, что живой мир всегда и настойчиво напоминает самим людям о том, что в них плохо и что хорошо, какие чувства он может и должен развивать в себе, чтобы в его поступках всегда выступала, проявлялась истинно человеческая сущность.
Стихотворения на эту тему не сведены воедино, но образуют определенный цикл: «Я не люблю охоту», «Дятел», «Баллада о нерпеныше». «Мамонт». «Дельфины».
Таким образом, проанализировав множество стихов кузбасских поэтов мы увидели, что в творчестве многих из них тема природы занимает важное место. Кроме того, тематика внутри самих произведений делится на две группы:
1. Стихи позитивные, то есть наполненные чувствами восторга к окружающей природе;
2. Стихи с негативным оттенком, в которых главной мыслью является боль за состояние окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знание родного края – это процесс исследовательский, что предполагает знакомство не только с географией и историей родного края, но и с литературой, предполагающей расширение духовного опыта учащихся, связанного с изучением культурного наследия малой родины, составляющей частью которого является литература Кузбасса.
Литературные деятели нашего региона внесли достойный вклад в развитие русской литературы. В их произведениях представлены темы, волнующие современников. Это тема любви, тема природы, дружбы, строительства, исторической памяти и другие. Но все они объединяются основной большой темой, проходящей лейтмотивом через творчество писателей земли Кузнецкой, – это тема малой родины, представленная через размышления авторов о поисках истины, о состоянии окружающей природы.
Работая по данной теме, мы достигли поставленной цели выявления интереса поэтов Кузбасса к теме природы. Нами были сделаны выводы о том, в творчестве многих поэтов Кузбасса затрагивается эта тема. Причем она развивается по двум направлениям: с одной стороны, поэты с восторгом отзываются о родной природе, восхищаясь ее красотой, а с другой стороны, болезненно относятся к тому, что происходит с природными ресурсами Кузбасса.
В ходе социологического опроса было выявлено, что многие ученики 9 –х классов не знакомы с творчеством кузбасских поэтов, что показывает низкий уровень читательского интереса.
Таким образом гипотеза о том, что многими писателями затрагивается тема природы, оказалась верной.
Д.С.Лихачев утверждал, что "Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лихачев Д.С. Любить родной край.// Краеведческий альманах: Отечество. Вып.1. – 1990. - С.7;
2. Сборник стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв.ред. С.Донбай. Кемерово. Отечество. «Практика».Вып.1.- 2000.-С.12
3. Сибирь поэтическая / Кемеровское книжное издательство
Отечество.Вып.1.- 1966. - С.28;
4. М.А.Небогатов. Стихотворения.//М.Отечество. «Современник Вып.1. – 1988. - С.35;
5. Л.М.Гержидович. Стихи.// Кемерово. Отечество. «Кемеровское книжное издательство»Вып.1. -1979. - С.79;
6. И,М,Киселёв. Стихи.// Кемерово. Отечество. «Кемеровское книжное издательство»Вып.1. – 1975.- С.14;
7.Союз писателей Кузбасса. Библиографический словарь Кузбасса//
Отечество.Вып.1.- 1998.- С.71;
8. Журнал «Огни Кузбасса» // Отечество.Вып. 1. 2007.- 35с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ИЗ СТИХОВ О ПРИРОДЕ
1)Стихи позитивные, то есть наполненные чувствами восторга к окружающей природе:
Красивых слов на свете много
В чужих мудреных языках.
Но я беру лишь те в дорогу,
Что у народа на устах.
Те, что, напомнив с колыбели,
По жизни с трепетом несу.
Что на родных полях пестрели,
Росинками блестят в лесу.
Слова, понятные любому,
Что слышал на своем веку,
Я терпеливо и с любовью
Вплетаю в каждую строку.
(Валерий Дмитриев)2
У березы под моим окном
Облетели листья, облетели.
И на юг все южные давно
Улетели птицы, улетели.
Только куст калины на ветру
Полыхает ярко, полыхает.
Снег всю землю выбелил к утру,
И не тает, и уже не тает.
Но весна еще придет в мой дом,
Все вернется на круги, вернется.
И проснется речка подо льдом,
И душа моя опять проснется.
«Предзимнее»(А.Н.Волошина)3
Город побелили —
Выпал снег.
Парикмахер лилии
Рисует на лице клиента!
Груда белья ломкого
В комнате морем запахла —
Застыли колени и локти
Плоских рубах, штанов.
Падает верхний, верхний, и
Снова падает снег!
В улицах длинных сверстники
Мои молодые седеют...
Колокол сердца! Колокол!
Ровный, спокойный обычно,
Так запыхался около
Левой моей руки!...
А где-то в лесу родился
Поздний шарик смородины;
Жук проползавший ему удивился,
Но никому не сказал.
«Первый снег»(Сергей Донбай)
2. Стихи с негативным оттенком, в которых главной мыслью является боль за состояние окружающей среды:
Я речь о том веду,
Моя эпоха,
Как плохо нам,
Когда природе плохо,
Что мы оставим нашим сыновьям?
А может, этот край отдать машине
И сразу вскрыть пласты по всей долине,
Чтоб был, разрез в Кузнецкой котловине-
Беспощадный последний котлован?
(Геннадий Юров)
Все тревожней человеку стало
Ждать, откуда свалится беда:
Наводненья, оползни, обвалы,
Зной, землетрясенья, холода.
Не предвидя тяжести расплаты –
А она придет, и поделом! –
Мы в природе – словно оккупанты
В городе, что сдался нам в полон.
Без раздумий силы тратя щедро, –
Что и говорить, богатыри! –
Мы планете взламываем недра:
Посмотреть, что у нее внутри.
И планета в ссадинах и шрамах,
Сердится все чаще и сильней
На своих пытливых, и упрямых,
И неосторожных сыновей.
(Игорь Киселёв)
Люди захламили природу!
Бездуховность – всюду, нет от нее спасения ни птицам, ни земле, ни цветами…
И земля под ржавеющим ломом
Как бы чем-то прониклась в ответ –
И в цветке отразила лиловом
Весь свой трепет, и боль, и секрет.
Он стоял среди дыма и бедствий,
Необычно красив, одинок,
Ах, цветок, колокольчик, бубенчик.
Сиротинка. Лиловый цветок…
(Любовь Никонова)4
Стихи Кузбасских поэтов заставляют нас более вдумчиво относиться ко всему окружающему, взвешивать свои поступки, задумываться над понятиями «гуманизм», «милосердие», «поступок», «защитник природы», «моральные и нравственные ценности». Только тогда и мы, и наши потомки смогут увидеть небо голубого цвета, безоблачную синь, цветы, не редкие, не исчезающих, животных, доверчиво идущих к человеку…
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ДИАГРАММЫ
1 Лихачев Д.С. Любить родной край. Краеведческий альманах: Отечество. Вып.1,1990,С.7.
2«Предзимнее»(А.Н.Волошина) Сибирь поэтическая / Кемеровское книжное издательство
Отечество.Вып.1,1966,С.28
3«Предзимнее»(А.Н.Волошина) Сибирь поэтическая / Кемеровское книжное издательство
Отечество.Вып.1,1966,С.28
4Любовь Никонова. Союз писателей Кузбасса.// Библиографический словарь Кузбасса. Отечество.Вып.1,-1998. - С.71