Наниев Александр
Письма моего прадедушки.
Рассказ.
По всему дому раздался протяжный скрип старых петель открывающейся двери, которая вела в плохо освещённое чердачное помещение. Толик несмело вошёл в тёмное пространство и попытался включить свет. Мигнув два раза, лампочка на несколько мгновений осветила всё помещение, представив мальчику пыльный чердак, и с тихим хлопком перегорела. Но и за это короткое время он успел рассмотреть всю комнату, и с тяжёлой коробкой в руках наш герой, минуя несколько заваленных пыльным хламом тумбочек, направился к шкафу.
По просьбе своей бабушки Толик должен был отнести коробку со старыми вещами, как-то: вышедший из строя будильник или ржавый гаечный ключ – и поставить её на этот самый шкаф. Проблема заключалась в том, что этот предмет мебели уже был забит такими коробками под завязку.
Приглядевшись, мальчик заметил на самой верхней полке свободное местечко, и если сдвинуть содержимое полки чуть плотнее, то найдётся место и для этой коробки.
Толик взял стоявший неподалёку от него маленький, но на вид ещё прочный табурет, и, встав на него, принялся за работу.
Освободив место, мальчик поставил бабушкину коробку, и тут полка вдруг рухнула вниз, обрушив за собой ещё и нижние полки. Толик едва успел спрыгнуть с табуретки и отскочить от груды летящих вниз вещей! После обрушения он услышал какой-то металлический звук, очень напоминающий звон упавшей монеты. На чердаке поднялось густое облако пыли. Мальчик закашлял. Заинтересовавшись странным звуком, он внимательно стал рассматривать пол и увидел, как из открытой коробки, лежавшей наверху образовавшейся горы хлама, покатилось что-то напоминающее золотую монету. Мальчик ловко схватил скачущую возле него «монетку», протёр её от пыли и в свете узкого чердачного окна рассмотрел выгравированную надпись: «За отвагу!» Тут Толик вспомнил, как когда-то давно бабушка рассказывала, что у неё на чердаке есть коробка с наградами, письмами и прочей военной атрибутикой её отца, то есть прадедушки Толика, Алексея Степановича. Сквозь облако оседающей пыли мальчик бросился к горе из коробок и взял ту, из которой выкатилась медаль.
Толик вынес верхнюю коробку на свет и стал рассматривать её содержимое. Он обнаружил несколько старых писем-треугольников, потрёпанный временем ремешок, с которого, видимо, и сорвалась эта медаль, и ещё две другие медали. Мальчику стало очень интересно, и он решил прочитать одно письмо с самой ранней датой отправки.
Далёкое послание начиналось такими строками:
«Здравствуй, Зина. Меня, Гришку Афанасьева, Кольку Семёнова и Федьку Стрижова из нашего колхоза отправляют на юго-западный фронт. Поговаривают, там сейчас горячо. Но ты не волнуйся. Сразу за нами подходят на помощь два стрелковых батальона.
12.09.1941 год».
Толик был очень заинтересован и поэтому позволил себе прочитать ещё несколько писем. Аккуратно закрыв ветхий конвертик, он принялся за следующий.
«Дорогая Зина, я долго тебе не писал. Там перебили почти всю мою роту. Из наших выжили только Федька и я. Плохо помню, что там было. Я провалялся в госпитале полтора месяца. Сейчас мне уже лучше, но врачи почему-то ничего не говорят, а только охают и покачивают головой. Не волнуйся, Зина, я скоро выпишусь и обязательно приеду.
7.10.1941 год».
Почему-то Толик сразу начал волноваться за прадеда. Несмотря на то, что прошло так много времени, мальчик с упоением читал каждую строчку, всё глубже погружаясь в те страшные годы.
Следующее письмо Толик нашёл не сразу. С замиранием он развернул пыльный конвертик и сразу заметил странность: почерк был не его прадеда. Мальчик с тревогой начал читать:
«Зинаида, пишет тебе Фёдор по просьбе Алексея. Вчера вечером … ему внезапно стало плохо. Он попросил меня тебе написать. Вызвали вертолёт. Сначала врачи хотели везти Алексея в городскую больницу в хирургию. Я сам видел, как его на каталке везли к вертолёту. Шрапнель попала ему под лопатку. Не сразу заметили… А когда заметили, было уже поздно. Осколок подобрался к лёгкому. В больницу его так и не довезли. Но перед смертью в бреду он твердил только одно: ему срочно нужно домой, там его ждут любимая жена и маленькая дочь».
Дальше невозможно было разобрать почерк: письмо будто окунули в воду. Но Толик понял, что это была не вода, а слёзы его прабабушки. На дне коробки мальчик заметил похоронное извещение.
Но в последнем письме мальчику удалось разобрать последнюю строчку: «…за отвагу посмертно…
10.10.1941 год».
Толик аккуратно сложил все письма и медаль в коробку. Затем он собрал упавшие вещи, починил полку и всё расставил по своим местам. А коробку с письмами и наградами он забрал в дом. Ведь память о героях нашей страны не должна быть забыта на чердаке!