Деревня моего прадедушки: рассказ
Автор: Наталья Мошева
– Райское место! – сказала Любовь, осматривая окрестности деревни Шавшуки. Снег окутывал просторы в белую мягкую пелену. Здесь не было ни одной цветной крыши, ни одного отремонтированного дома.
– Да, может быть, мама и права, – подумала я. Но у меня это место не вызывает мысли о рае. Я бы сравнила его с мистикой Гоголя. Представляю, как ночью луна освещает небольшой островок земли на карте России, который окружен не водой, а лесом. Если бы мы поднялись над землей и посмотрели оттуда, то увидели, что этот кусочек земли имеет круглое очертание. Да, еще и уложен не ровно, как будь-то, блин на сковородке переворачивали и не смогли дело до конца довести. Так и оставили.
– Пойдемте вниз к домам Постаноговых! – предложила я. Хочу поделиться с нашим читателем, что в этом учебном году мою голову поселила бредовая идея показать своим дочкам Тане и Ане родительские дома их прадедушек и прабабушек. Мы уже успели съездить в деревню Терехино, где находится родительский дом Тиуновой Надежды. В этот же день посмотрели родительский дом Фадеева Александра в деревне Иваньково. После долгих уговоров мужа Николая о поездке в Шавшуки, моя мечта сбылась. Было решено ехать на двух машинах. Водитель первой – свекор, Юрий Петрович, пассажиры: его жена – Светлана, я и мои дочки Таня и Аня. Водитель второй – мой брат, Михаил, пассажиры: мои родители Люба и Игорь, племянники – Елисей и Лиза. Как заметил внимательный читатель, мой муж остался дома, ремонтировать «новую машину».
До домов родных решили идти пешком. На пригорке увидели четыре дома, во всех когда-то жили Постаноговы. Мы с дочкой Танюшей решили подойти к самому дальнему из домов. Нам пришлось пробираться по колено в снегу. Немного усилий и мы добрели до родительского дома Постаногова Петра. Хозяином этого дома был когда-то Постаногов Егор Егорович. Я смотрела на дом и не верила своим глазам. Мне всегда казалось, что этот дом маленький. А оказывается он большой, имеет много хозяйственных построек. Для убедительности и правдивости всего изложенного мы сделали фотографии. Одну из них предлагаем нашему любознательному читателю.
Когда я была маленькая, то мы часто прибегали сюда с двоюродным братом Костей. Здесь жила Гилева Анна Егоровна (сестра Петра Егоровича). У нее в доме вещей немного, пол начищен и все лежит по местам. Цель наших походов к Анне Егоровне не хитра, она угощала нас вкусными шоколадными конфетами. Бабушка Тоня тоже давала нам конфеты, но они были простые и залежалые. Если спуститься вниз от дома бабушки Ани, то дойдешь до речушки Крюковки. Вода в ней холодная и чистая. За речушкой располагались огороды деревенских. Мы не раз ходили с бабушкой полоть и поливать мелочь: морковь, капусту, свеклу.
После того как мы с Таней сделали необходимое количество фотографий около дома Егора Егоровича, то отправились к дому Постаногова Александра Егоровича. Дом был построен сразу после войны. В детстве я боялась этого дома! Почему спросите вы? Потому что он был пустой, в нем уже несколько лет никто не жил. Играя и бегая в этих местах, мы с двоюродными братьями и сестрами обходили его стороной. Единственное, я знала это дом дяди Щуры.
– Это дом родного брата дедушки Пети – Александра Егоровича, - пояснила я Тане. Давай сфотографируемся напротив его. Если вы хотите посмотреть, что случается с домом, когда в нем не живут уже около сорока лет, то эти фотографии для вас. Для того, что бы ни расстраивать нашего впечатлительного читателя, то помещаем только одно фото.
Посмотрев фотографию дома Александра Егоровича, призываю читателя отправиться дальше. Уставшие, мы подошли к домам Постаногова Петра. Спешу заметить, что у моего дедушки было два дома. Эти дома стояли друг напротив друга. Один «старый» дом – все родные называли летним. Так как в нем жили не постоянно. Второй «новый» - называли зимним. Он был меньше по размеру, его удобнее было отапливать зимой. Тем более вся многочисленная семья бабушки и дедушки разъехалась. Они жили в доме вдвоем. Я с чувством предвкушения подхожу к домам и вижу: в «зимнем» доме до сих пор кто-то живет, а в «летнем» - никто. От него осталась только часть постройки. Если не верите мне, то мы с Таней не забыли сделать фотографии летнего дома. Вернее части этого дома. Оказывается, дом перевезли родные и сделали из него хлев для животных.
Я смотрю на место, где был когда-то «летний» дом Постаногова Петра. Время поворачивается вспять. И вот мне уже не за тридцать, а еще нет и десяти. Я захожу в дом. В нем прохладно и пахнет сыростью. Сегодня у дедушки Пети День рождения, поэтому к нему приехали дети: Ваня, Саша, Вова, Миша, Коля, Витя, Юра, Игорь, Надя и Галина. Можно представить, сколько собралось гостей в «зимнем» доме, если у каждого из сыновей есть жена. А у каждой жены дети, да не по одному. Те из гостей, что устали или лишнего приняли, отправлялись спать в этот дом. О постельном белье или отдельной кровати, когда собиралась вся родня, можно было только мечтать. Поэтому выбирай: или фуфайка под голову, но будет холодно; или рука под голову, а фуфайка сверху. Внукам и внучкам везло больше, так как их укладывали спать раньше на полати. Здесь и белье постельное, и никто не наступит.
Таня заметила, что из трубы «зимнего» дома идет дым:
– А в этом доме кто-то живет!!! – сказала Таня.
– Да, живет Валя-Тютя. Не знаю, почему ее так прозвали. Она вроде бы глупая.
– Она купила этот дом? – спросила Таня.
– Нет! Так живет, – ответила я.
Давай сфотографируем дом. Вот смотрите, так выглядит дом дедушки Пети и бабушки Тони. Последний раз я заходила внутрь двадцать три года назад.
–
Какое странное чувство. Я много раз была в доме наяву и во сне. Здесь я проводила самые беспечные дни, зная, что меня очень любят. Сейчас я хочу поскорее отсюда уйти. Не потому что мне не нравится этот дом или я не люблю это место, а потому что здесь живут чужие люди. Мне совестно перед домом, что вся наша большая семья предала его.
Мы поспешили в верхнюю часть деревни. На улице пошел снег. Он валил медленно, падая большими хлопьями. На верху, как выяснилось, уже собрались местные жители. Они были рады, что кто-то посетил их забытый край. Папа угощал их тем, что покрепче. Из всех присутствующих я узнала Олега и Валю-Тютю. Деревенские жители ничуть не позаботились о своем внешнем виде: одежда была замусолена, волосы растрепанные, тело грязное. Но это ничуть не мешала им радоваться неожиданной встрече.
– Папа, пойдем с нами! Мы хотим посмотреть дом Шавшукова Василия Ивановича, – попросила я.
– Да, ведь дама-то не. Если только место покажу. Мы подошли к дому. От него остались два столба от ворот. Столбы показались мне массивными. Для того, чтобы убедиться в этом не как не обойтись без очередной фотографии. Думаю, что они не портят мой рассказ. Или мой рассказ не портит фотографии.
Признаюсь тебе, мой терпеливый читатель, что у нас дома есть фотография дома Василия Ивановича, где эти столбы выглядят небольшими. Могу предположить, что дом был внушительным по деревенским размерам. Фотографию дома я аккуратно отсканировала и также прилагаю к этому повествованию.
Эта фотография мне дорога. Расскажу, как она появилась у меня. Дядя Витя сказал, что у него есть пленка, на которой дом Василия Ивановича. Мне пришлось долго уговаривать дядю отдать ее мне для распечатки фотографии. Пленку и еще один снимок дома я вернула дяде Вите, а у нас в награду осталось это фото. На фотографии изображен дом Шавшукова Василия Ивановича. Наверное, его давние предки тоже жили в этой деревне. Ведь слова Шавшуки и Шавшуков имеет общие корни. Мне известно, что отца Василия Ивановича раскулачили во время революции. Со слов бабушки Тони, в доме Ивана Ивановича была проходная колхоза.
Вот и подходит к концу наше путешествие в деревню Шавшуки. А где же наши маленькие герои. Конечно же, они катаются на горке. Елисей, Лиза и Аня все в снегу. Шеки напоминают спелые вишни или яблоки. Брат Михаил спустился с горки вместе с каждым ребенком не один раз. Мы с Таней тоже скатились пару раз с горки. Наверное, мама права – эти места действительно райские.
Я подумала о местных жителях. В нашем мире сказали бы о них неудачники, так как они не уехали отсюда. А в их мире, где нет развитой цивилизации, а только одни просторные леса и эта краюшка земли, они самые счастливые люди. Уйдут они, и не будет еще одного райского уголка на карте нашей необъятной Родины.
Трефилова Раиса Поликарповна
Наталья Игоревна
Горбачёва Марина Юрьевна