План проведения занятия по русскому языку в 3-4 классе «Письменная нумерация чисел. Чтение чисел»
Урок математики (с применением регионального компонента).
Тема урока. Письменная нумерация чисел. Чтение чисел.
Цель деятельности учителя. Способствовать развитию умений читать и записывать числа, которые больше 1000; находить закономерность в построении ряда чисел, учить решать задачи с многозначными числами, формировать вычислительные умения и навыки.
Тип урока. Урок-путешествие (освоение новых знаний и способов действий).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся научатся читать и записывать числа, которые больше 1000, находить закономерность в построении ряда чисел, решать задачи, выполнять устные приемы сложения и вычитания чисел, которые больше 1000.
Метапредметные: обучающиеся овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; будут учиться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: обучающиеся будут учиться понимать универсальность математических способов познания окружающего мира.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы обучения: фронтальные, индивидуальные.
Оборудование. Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает учащихся на учебную деятельность.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья!
II. Сообщение темы, цели урока.
Сегодня на уроке математики мы с вами вспомним, где отдыхали летом. В каких местах нашей малой Родины – Республики Крым, вы побывали. Я, ребята, летом ездила в г. Ялту. Там я видела «Ласточкино гнездо». Знаете, что это?
Здесь будет изображение: /data/edu/files/l1444112622.jpg (250x120)
Текст на экране под картинкой. Дети читают.
Ласточкино гнездо – символ Крыма и главная туристическая достопримечательность Южнобережья. Замок доминирует над побережьем между Мисхором и Ливадией в окрестностях Ялты.
Замок был построен нефтяным промышленником бароном Штейнгелем в 1912 году на месте первоначального деревянного сооружения. Во время сильного землетрясения в 1927 году часть опорной скалы рухнула в море, замок практически не пострадал.
В окрестностях замка снимались сцены таких знаменитых фильмов как «Человек-амфибия» и «Десять негритят».
Во время чтения, дети не смогли прочитать числа: 1912 и 1927. Учитель предлагает сформулировать детям тему урока.
III. Актуализация знаний.
Устный счет.
На экране Никитский ботанический сад.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1444112644.jpg (250x120)
Это всемирно известное научное учреждение находится недалеко от Ялты. Здесь собраны тысячи видов цветов и деревьев, в том числе и очень редкие, которые вряд ли где-то еще удастся увидеть. Сад состоит из верхнего и нижнего парков, где произрастают величественные кедры, кипарисы, пальмы, инжир, бамбук и множество других деревьев.
У детей карточки-картинки с растениями из Никитского ботанического сада. Дети решают выражения и показывают растение, о котором кратко (одно предложение) написана информация.
IV. Изучение нового материала.
1. Практическая работа (под руководством учителя).
– Сегодня перед нами стоит такая задача: научиться читать и записывать многозначные числа. Для работы нам будут нужны нумерационные таблицы (таблицы классов) и разрядные цифры.
– Положите перед собой конверты со всем необходимым.
– Расстояние от г. Красноперекопска до г. Симферополя 123 км. Опираясь на таблицу, составьте число 123.
– К какому классу мы отнесем это число?
– Сколько в нем сотен? десятков? единиц?
– Запишите число в тетрадь, дугой указывая класс. (123)
– Составьте число, в котором 5 десятков тысяч 2 единицы тысяч, 1 сотня 2 десятка и 3 единицы. Запишите его в тетрадь. (52 123)
– Выделите классы справа налево.
– Сможете прочитать это число? (Пятьдесят две тысячи сто двадцать три.)
– Что изменилось в чтении числа?
– Совершенно верно, после цифр, обозначающих II класс, добавляется слово «тысяч», указывающее на принадлежность ко II классу.
– Составьте число, в котором 123 единицы II класса и 123 единицы I класса.
2. Работа со статьей учебника и таблицей.
– Прочитайте теоретический материал на странице 24.
– Прочитайте числа в таблице на экране (расстояние от г. Симферополя до других городов СНГ).
V. Первичное закрепление.
Обучающиеся рассказывают, где побывали летом и выполняют задания по учебнику № 94, 97.
VI. Практическая деятельность.
Составление и решение задач.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/a1444112677.jpg (250x120)
Канатная пассажирская дорога в Ялте, соединяющая плато Ай-Петри и береговую полосу Мисхор, строилась 20 лет — с 1967 по 1987 год. Что не помешало ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Длина круглогодично функционирующей канатной дороги составляет 2980 м. Она включает всего три станции — «Мисхор», «Сосновый бор» и «Ай-Петри», высота которой над уровнем мора равна 1152 м.
Детям предлагается составить и решить задачи о канатной дороге, используя данные числа.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
– Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число?
– По сколько цифр мы отсчитываем? Почему?
– С какой стороны начинаем отсчитывать?
– Где пригодятся эти знания и умения?
– О каких достопримечательностях Крыма мы говорили на уроке?
VIII. Домашнее задание
Детям раздаются карточки-картинки с городами Крыма. Дети находят интересную информацию о данном городе в сети Интернет (в которой данные числовые значения (числа больше 1000)) и составляют задачу.
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1444112698.docx (Письменная нумерация чисел. Чтение чисел.)