12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонникова Галина Алексеевна37
Россия, Ставропольский край, Ставрополь

Конспект урока русского языка

4 класс

Урок 1 Тема: Письмо неизвестному солдату

Задачи урока:

1. Обучающие:

- формирование умения и навыков связной письменной речи в эпистолярном жанре;

- формирование навыков использования языковых особенностей жанра;

- совершенствование умения владения русским языком.

2. Развивающие:

- развитие процессов самостоятельной мыслительной деятельности,

логического мышления;

- формирование коммуникативных навыков.

3. Воспитательные:

- формирование эстетического отношения к слову;

- повышение интереса к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи;

- воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, города,\

- Воспитание интереса и уважения к историческому прошлому страны,

бережного отношения к истории своего народа;

- воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим

народам и странам.

Оборудование урока:

Презентация “Памятник неизвестному солдату” приложение №1.

Музыкальное сопровождение: песни военных лет: «Алёша», видеоролик «Журавли», «И подруга далекая парню весточку шлет…» («Огонек»),видеоролик «Люди, помните …» приложение №2, толковые словари, мультимедийная установка,компьютер

Ход урока:

1.Организационный момент:

Ребята, тема урока на доске не записана. Мы сформулируем (определим) её вместе, прослушав присланное нам стихотворение – загадку.

Шесть букв …

В них столько жизни!

В них есть история веков!

В них и страдания и радость…

В них много разноликих слов…

В них дружба, перемирие и ссоры,

Любовь и ненависть, укоры…

В них обращение, рассказ,

Есть описание подчас.

В них часто люди открывают душу,

Прочтёшь, и будто разговор подслушал,

О том, как кто-то воевал,

Как жил, работал, как попал

в театр иль кино,

Узнаешь, что было давно…

Всё реже обращаемся мы к ним –

Затёртым, сохранившимся, живым…

Нам легче позвонить,

На сайт зайти и пообщаться,

А к этим шести буквам

Не многие желают обращаться!

( Стрельцова Ж.В.)

Учитель. Как вы думаете, ребята, о чём шла речь в прочитанных строчках?

Учащиеся : Письмо

Учитель: Да, правильно. Это письмо. И именно данное понятие станет предметом нашего сегодняшнего разговора.

(Запись темы на доске. В процессе беседы с учениками по теме урока учитель рассказывает о поставленных целях.)

3. Работа с толковым словарём.

- Ребята, теперь попытайтесь дать определение, как даются в толковых словарях, слову “письмо”.

- А теперь проверим, открыв толковый словарь, правильность ваших определений.

( Один учащийся читает материал толкового словаря).

2.Актуализация знаний.

Словарная работа:

-Угадайте по значению слова:

А) близкое по значению слово к словам боец, воин- солдат

Б) скульптурное сооружение в память или в честь кого-то- памятник

В) как по-другому сказать прилагательным безымянный- неизвестный

-В каких словах орфограммы непроверяемые? ( сОлдат, памЯтник)

-Как называется орфограмма в слове неизвестный (непроизносимая согласная)

-Подберите проверочные слова: весть, известие, весточка

-Запишите слова в орфографический словарь, подчеркните орфограммы

-Давайте попробуем составить словосочетание из этих трех слов:

памятник неизвестному солдату

3. Создание проблемной ситуации

Неизвестному солдату, посвящены поэтические строки

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак,

шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

-Не правда ли, как странно звучит словосочетание «Неизвестный солдат»?!

-Почему его так назвали?(ответы детей)

-Казалось бы, каждый человек, гражданин своей страны, каждый воин должен иметь имя и фамилию, полученные при рождении — по-другому просто быть не может! Но как, каким образом можно узнать, как звали тех, чьи останки по сей день находят поисковики во время «Вахты памяти» на просторах нашей необъятной Родины?! И покоятся в земле, в братских могилах останки тех, кто отдал жизни за то, чтобы мы с вами могли радоваться жизни...

С 2014 года в декабре отмечается новый праздник – День Неизвестного Солдата – в память о воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.

-С какой целью изготавливают и устанавливают памятники неизвестному солдату?(ответы детей)

-Во всем мире памятники погибшим на войне устанавливают для того, чтобы люди помнили, за что воины отдали свою жизнь. К памятникам, к братским могилам круглый год несут цветы. Так потомки выражают свою благодарность и уважение воинам, погибшим в боях. Пусть навечно останется в наших сердцах чувство безграничной благодарности тем, кто сражался за свободу нашей любимой Родины!В нашем городе нет памятника «Неизвестному солдату», но есть те памятники которым мы приходим чтобы поклониться погибшим в Великой Отечественной войне.

Презентация «Памятники неизвестному солдату»

4.Новая тема, знакомство с жанром письма

Прошло 79 лет с тех пор когда тысячи людей уходили на фронт… Те, кто не воевал, оставался в осаждённых врагом городах и сёлах, героически работали, писали им письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали

Знали их наизусть

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и войну,

Вы, страдая, писали друг другу,

Нынче сложены в папку одну…

К.Ваншенкин

Письма были единственным средством связи между ними. Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма – треугольники. Отправляли их бесплатно.

(показать слайды презентации)

Треугольники складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Лист сначала загибали справа налево, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

Бойцы, отправляющие весточку домой, и не помышляли о том, что, спустя десятилетия, их послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому они писали просто, откровенно, передавая многочисленные приветы родным и близким. Многие письма очень короткие, сдержанные. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой». Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.

Учитель: Прочту одно из таких писем

Учитель. Письма простых людей в трудную для Родины годину… Где только и как только они ни писались! В блиндажах и землянках во время коротких передышек, «на привале при огне Где-нибудь в лесу писали друг у друга на спине…»

Ученик читает письмо:

«29 июня 1941 г.

Моя милая Аленушка! Только что я отправил тебе телеграмму. Через несколько часов уезжаю из Сочи. Сейчас сижу на веранде санатория и смотрю на море. Оно сегодня спокойное-спокойное. Город-курорт залит солнцем. Зелень, цветы. Не верится, что война. Завтра буду в Новороссийске, а затем — на фронт. Да, да, иду на фронт, Аленушка!

Произошло все очень просто. Двадцать второго, когда мы узнали о войне, я и еще семеро отдыхающих здесь дальневосточников отправились в горвоенкомат и попросили послать нас в Действующую армию. Сразу нам ничего определенного не ответили, только записали адрес. А двадцать восьмого нас вызвал военный комиссар города и сказал, что мы поедем на фронт.

Так надо, Аленушка! Иначе я не мыслю свое существование сейчас, когда началась война. Ты, быть может, спросишь: а как же семья? Отвечу. Мне, так же, как и тебе, как и нашим детям, дорога наша Родина. Родина дала нам все. Она вырастила нас, обучила, воспитала. И разве я могу не взяться за оружие, если Родина в опасности? Защищая Родину, я защищаю тебя, Аленушка, наших малышей, наше счастье. Обнимаю. Владимир».

Читайте письма фронтовые

Живую память горьких лет!

Я их читаю как молитвы,

Они несут нам Веры свет.

Они – бесценное наследство,

Для нас,

Не знающих войны,

Как завещанье:

«смерть не властна

Над силою земной любви!»

-Мы сегодня попробуем с вами написать письмо Неизвестному солдату. Это будут просто ваши мысли о том, чтобы вы хотели ему сказать, если бы такая встреча состоялась. А 9 мая, в день 77-летия великой Победы, мы отправим эти письма, но не по почте, не по интернету, а с помощью воздушных белых шаров. Пусть они полетят в неизвестность. И может быть кто-то найдя такое письмо отдаст его ветерану, а это и будет означать, что получит его неизвестный солдат.

-Мы уже пробовали с вами писать письма родным, Деду Морозу. Давайте вспомним особенности написания письма (дети называют)(слайд презентации)

-Письмо - это послание. Как и в любом другом жанре, здесь есть свои особенности:

наличие адресата (тот, кто получает письмо) и адресанта (тот, кто письмо пишет и отправляет)

в письме должны быть обращения к человеку, которому оно посвящено;

-как бы вы начали письмо? (ответы детей)

Здравствуй, неизвестный солдат.

Цель написания письма (почему решил написать)

Я хочу сказать спасибо…

Я благодарю тебя за то…

Ты останешься в моей памяти…

Я не знаю, что такое война, но…

в письме должны быть пожелания от автора;

письму присуща эмоциональность, торжественность;

передача собственных впечатлений, мыслей;

описание событий, происходивших с автором.

Что бы вы написали солдату? Что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей)

5.Самостоятельная работа –написание письма. Зачитывание строк письма

-Возьмите листочки бумаги и попробуйте написать своё письмо, передать свои слова и мысли. В помощь перед вами памятка-опора со словами, которые могут вам показаться трудными в написании (здравствуй, огромное спасибо, очень благодарен, пал смертью храбрых, не пожалел жизни, мирное небо, победил фашистов, освободил нашу землю, всегда помнить)

(дети пишут письма под тихое звучание песни «Белеет ли в поле пороша»)

-Я тоже написала несколько строк. Позвольте мне начать, а вы продолжите.

Здравствуй, неизвестный солдат.

Я пишу тебе, потому что хочу сказать "спасибо". И я говорю это от лица всего мира, от лица всех добрых людей, которые живы, возможно, лишь благодаря тебе.

Я родилась в мирное время. Над моей головой не летали военные истребители. В моем городе не сбрасывали бомбы. Я выросла в любящей семье, и у меня есть все, что мне необходимо, и даже, сверх того. Я никогда не знала голода. Я никогда не мерзла в окопах, не наматывала на продрогшие ноги мокрые портянки, не брала в руки оружия. Я не умею стрелять, не умею даже драться. И хочу поблагодарить тебя за мирное небо над нашими головами.

Благодаря тебе и таким, как ты - героям без имени, сгинувшим в страшном огне войны, живем мы. И живем свободными, счастливыми.

Но знай, неизвестный солдат - ты живешь в нашей памяти, и твоя жертва не была напрасной.

Спасибо за мир, неизвестный солдат. Мы помним.

(дети по желанию зачитывают строки писем)

6.Практическая работа.Сложи фронтовое письмо - треугольник

Перед вами схема сложения письма, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.

Написал я то, что надо,

А увижусь – доскажу.

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый – самый главный.

Этот угол я загну,

Чтоб с победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго.

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать тебя своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки

Фронтовое письмецо. Б. Лихарев.

Складывание треугольника

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?(кто такой неизвестный солдат, о новом празднике)

-Чему научились? (писать письмо, узнали особенности послания)

-Ребята, кто считает, что у него получилось написать письмо?

-Кто из вас доволен своим результатом?

Д/з: оформить лицевую часть письма (адресат, адресант)

(9 мая запустить белые шары с письмами треугольниками. Под композицию рассказать слова Р.Рождественского «Люди,покуда сердца стучатся,помните…)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.