12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна50
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
3

Урок в 5 классе «Письмо»



Цель: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме и отработки навыка правильного написания и оформления писем.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с историей появления письма, особенностями написания письма, сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте.

2.Учить решать учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке.

3.Развивать коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

Образовательные ресурсы: Учебник «Русский язык 5 класс». Т.А.Ладыженская и др. М.Просвещение, 2015

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку.

Ход урока:

Актуализация знаний. Повторение сведений об обращении. 2 слайд.

Вспомните, что такое обращение. Найдите в предложениях обращения. Как они характеризуют героев, которые их используют?

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи…

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Вывод: обращение не только называет того, к кому обращаются с речью, но и характеризует его. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Следовательно, нужно быть очень внимательным при выборе обращения.

Объявление темы урока. 3 слайд.

Тема нашего сегодняшнего урока также связана с общением людей между собой. Отгадайте загадку:

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит. (Письмо)

Итак, запишем тему нашего урока: «Письмо».

3. Целеполагание. Ребята, какие цели вы поставите перед собой для работы на уроке по данной теме? (Ответы учащихся)

4.Работа с толковым словарём.

Ребята, а что такое письмо? Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре и прочитаем его.

Мы видим, что слово это многозначное, т.е. имеет несколько значений. Сегодня нас будет интересовать письмо как сообщение на бумаге, посылаемое от одного лица другому.

4 слайд. По своему происхождению слово «письмо» греческое, образовано оно от epistole – посылаю, отправляю. И поэтому жанр письма, а также произведения, относящиеся к частной переписке, называются эпистолярными.

Запись и анализ предложения (объяснить орфограммы и знаки препинания)

5 слайд.

Письмо – средство общения людей на расстоянии.

Из истории письма.

Письма существуют с давних времён. Они необходимы человеку как средство информационной связи. Но прежде, чем письмо приобрело современный вид, прошло много веков.

Послушайте рассказ Геродота, древнегреческого историка (5 век н.э.), который доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности.

Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, которая “затягивалась и конца ей не было видно”, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы, означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Итак, дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который ученые называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах, на каменных плитах, вырезали на костях, чертили на глиняных дощечках. А позже на металлических, бронзовых, свинцовых.

6 слайд.

На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде – на бересте. Примерно 5 тыс.лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага – одно их величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в V веке в Китае, затем в XII-XIII вв. в государствах Европы.

О стилях и типах речи в письме. Стр.101 учебника

Характер письма может быть разным: деловым, дружеским, поздравительным. Кому и для чего мы чаще всего пишем письма?

(Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, расспросить о самочувствии, сообщить о каких-либо событиях).

Анализ текстов писем по учебнику:

Упражнение 222-224.

Работа по развитию речи. Обратите внимание на слова приветствия и прощания. 7 слайд.

Здравствуй, здравствуйте, добрый день, приветствую тебя из ___ , привет из ____ , глубокоуважаемый (- ая), дорогой (- ая, -ие), милый(- ая, -ые), родной (- ая, -ые), крепко жму руку, обнимаю и целую, до свидания, пока.

Словарная работа. 8 слайд.

Для названия участников переписки в русском языке есть два схожих по звучанию слова: адресат и адресант.

Адресат – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка, бандероль.

Адресант – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку, бандероль.

Адрес - надпись на письме, посылке, бандероли, указывающую получателя и место назначения.

9 слайд.

Письма – маленькие путешественники. Из города в город, из страны в страну они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Значит, письмам нужны билеты? Да! И этот билет – (ответ детей) – почтовая марка. А покупаем такой билет для письма мы.

Работа по оформлению адреса на конверте. 10 слайд.

Ребята, а что ещё необходимо, чтобы написанное вами письмо дошло до адресата? Конечно же, конверт.

Учащиеся знакомятся с почтовыми правилами оформления адреса и используют их на практике (самостоятельно подписывают конверт). Дополнительно раздаю на каждую парту распечатки с правилами оформления конверта.

Правила

Образец

Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

- названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в родительном падеже;

- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);

- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия

1) улицы, номер дома и квартиры;

2) населенного пункта;

3) района;

4) области;

внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.

От кого Иванова Ильи Игоревича

Откуда ул.Лермонтова, дом 18, кв. 196

г.Киров

обл. Кировская

Россия

Кому Савельевой Ларисе Николаевне

Куда ул.Первомайская, дом 5, кв. 9

г. Братск

обл. Иркутская

Россия

Очень важно научиться правильно оформлять адрес во избежание различных недоразумений.

11 слайд. Ребята, вы наверняка помните рассказ А.П.Чехова “Ванька”. Главный герой его, Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу”.

Как вы думаете, получит ли письмо дедушка? Почему?

А вот ещё несколько советов по написанию письма. Прочитайте их и запомните.

12 слайд. Советы (читают ученики)

Старайся писать ясно и просто.

Начинай своё послание с приветствия и обращения, заканчивай словами прощания.

Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.

Пиши аккуратно, разборчиво, ведь чистота письма – чистота души.

Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.

Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Достигли ли вы тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

Рефлексия.

А сейчас проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили.

Устный кроссворд 13,14 слайды.

  1. Как называют разносчика почты, корреспонденции по адресам. (Почтальон).

    Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Письмо).

    Знак оплаты почтовых сборов в виде маленькой, обычно четырёхугольной бумажки с изображениями и обозначением цены. (Почтовая марка).

    Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма. (Конверт).

    Тот, кто получает письмо, бандероль, посылку. (Адресат)

    Тот, кто отправляет письмо, бандероль, посылку. (Адресант)

    Надпись на письме, посылке, указывающая получателя и место назначения. (Адрес).

    Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс).

    Почтовая карточка для открытого письма. (Открытка).

    Как называется жанр, относящийся к частной переписке, письмам? (Эпистолярный)

Заключительное слово учителя.

Эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни. Многим кажется, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Отчасти это верно, но разве можно сравнить разговор по телефону с письмом, написанным для человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?

В современных условиях традиции написания писем возрождаются и получают второе дыхание. Это связано с появлением в нашей жизни такого средства общения, как электронная почта, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения.

Но все же, что еще может вызвать такую массу впечатлений, как письмо, неожиданно обнаруженное в почтовом ящике?

Поэтому закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Николая Кузовлёва: 15 слайд.

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

13. Домашнее задание. 16 слайд. Написать письмо мне о том, насколько интересным и полезным показался вам сегодняшний урок. Раздаю ученикам распечатки с адресом.


Письмо. Урок в 5 классе
PPT / 195.5 Кб

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (2)

Зинаида Григорьевна, 09.08.17 в 08:47 0Ответить Пожаловаться
Татьяна, спасибо за преемственность! В начальной школе по УМК "ПНШ" ведется большая работа по данной теме.
Шулина Оксана Владимировна, 21.11.17 в 09:55 0Ответить Пожаловаться
спасибо за интересную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.