Конспект урока русского языка в 7 классе «Деловое письмо: письмо другу»
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
учителя русского языка и чтения
Тема урока: Деловое письмо: письмо другу.
Тип: открытие новых знаний
Цель:
- формирование умений и навыков обучающихся в написании письма;
- развитие умений выделять главное, логически излагать мысли, соблюдать правила и особенности написания письма;
-коррекция недостатков общего и речевого развития обучающихся, обогащение словарного запаса по данной теме, выработка привычки аккуратно оформлять документ;
- воспитание интереса к предмету и эпистолярному жанру, бережное отношение к родному языку, понимания общественной значимости своей работы.
Результаты:
Предметные: дать обучающимся представление об эпистолярном жанре и представление о письме как тексте, его видах по цели общения; отработка правил написания письма.
Метапредметные:
Познавательные: развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие).
Регулятивные: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей обучающихся.
Коммуникативные: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других; уметь работать в парах, группе.
Личностные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;
Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Цели и задачи | Этапы | ||||||||||||
| I. Организационный момент. | ||||||||||||
| II. Проверка домашнего задания. | ||||||||||||
Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнений по узнаванию и различению. | III. Устная работа. 1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. 2. Коррекционные упражнения. а) Загадки: - Очень к вам хотело, ехало, летело, по морю плыло, наконец пришло. (Письмо). - Летит листок – хранитель строк, на запад и восток, на север и на юг, листок получит друг. (Письмо). - Кто путешествует по свету, не двигаясь с места? (Марка на конверте). - Сбоку марка и картинка, в круглых штампах грудь и спинка. (Конверт). - Его на бумаге я ручкой пишу, потом аккуратно в конверт положу, отправлю по почте, помчится оно и будет доставлено в сроки. (Письмо). - Доставит письма и газеты, несёт посылку на край света, хранить умеет все секреты. (Почтальон). - Дом без жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик). - Голубочка бела в избу влетела, что на спеете видала, про всё рассказала. Языка не имеет, а у того побывает, тот многое знает. ( Газета) б) Разгадайте ребусы.
| ||||||||||||
Применение полученных знаний в новых условиях. Развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и воспроизведении. Опора на зрительный анализатор | IV. Актуализация знаний и умений. -Определите и назовите тему сегодняшнего урока. (На доске таблички со словами.) - Поставьте слова в нужной последовательности. ДРУГУ ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО: ПИСЬМО - Чему мы будем учиться в ходе урока? 1. Вступительное слово. Сообщение темы. - Как общаются люди, живущие далеко друг от друга, военнослужащие, друзья, родственники? - Какие письма вы встречали? - На каких видах транспорта доставляются письма адресату? -В каких случаях люди пишут друг другу письма? -Кому и о чём они пишут? Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром. - Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма). - В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? - А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком) - Между первой весточкой в бумажном конверте и современной Существует два вида письма: написание письма,написание ответа на полученное письмо. В письмо человек вкладывает свою душу. По письму можно узнать характер человека. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад в Англии. | ||||||||||||
Коррекция аналитико-синтетической сферы. Обогащение словаря. | V. Первичное усвоение учебного материала Словарную работу мы проведем в форме игры «Соотнести понятие и значение». - Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, попробуем их объяснить. Словарная работа
-Мы забыли ещё некоторые слова, без которых не обходится ни одно письмо. Здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста, извините. | ||||||||||||
Воспитание интереса к предмету и эпистолярному жанру | VI. Осознание и осмысление учебного материала. -Сейчас мы отправимся в путешествие «В прошлое». Ребята расскажут об истории письма, о первом почтовом ящике и конверте. Пожалуйста. 1 обучающийся: «Письма имеют свою богатую историю. Самые первые письма были «живые»: народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились «предметные» письма, т.е. с помощью каких-то предметов сообщались какие-то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак - в знак мира. Отсюда возникло устойчивое словосочетание «трубка мира», а у славян, т.е. у русских - встречать гостей с хлебом-солью. Интересно предание о письме, которое послали скифы в ответ на требование персидского царя. Были посланы мышь, лягушка, птица и пять стрел. Это означало: «Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут». 2 обучающийся: «Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 1 декабря 1848». - - А теперь прослушайте историю возникновения конверта! 3 обучающийся: « В 1820 году в городе Брайтоне господин Бревер для привлечения покупателей устроил» на витрине магазина бумажную пирамиду. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок бумаги величиной с визитки, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особенным шиком писать письма на бумаге визитной карточки. Но на маленьком листе не оставалось места для адреса. Владелец магазина стал получать жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочка для вкладывания писем. Мешочки имели громадный успех и стали называться конвертами. Успех конвертов был настолько велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 предприятиям». -Спасибо нашим экскурсоводам. | ||||||||||||
| VII. Физминутка.( Комплекс 4, 7) | ||||||||||||
Формирование умений и навыков обучающихся в написании письма; - развитие умений выделять главное, логически излагать мысли, соблюдать правила и особенности написания письма | VIII. Систематизация знаний и умений. 1. Знакомство с видами писем. - Существуют несколько видов писем. Давайте посмотрим, какими бывают письма: - деловое, - личное: - письмо-поздравление, - письмо-просьба, - любовное письмо, - благодарственное письмо, - письмо-обращение, - письмо-рассказ. - Как вы видите, видов писем достаточно много, все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию и адресатам. Но есть правила, которые являются общими для написания любого письма. 2.Знакомство с планом и порядком работы над составлением письма другу. (Демонстрация образца письма и раздача каждому на парту) План. 1.Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки(Получила…) 2.Основное содержание письма,сообщение о новостях. 3.Вопросы адресату. 4.Благодарность.(Спасибо за…) 5.Просьбы,приветы. 6.Прощание.(До свидания) 7.Подпись. 8.Дата. 3. Правила написания письма. - Давайте подумаем для чего мы пишем письма (какие задачи - ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми) 4. Вопросы, которые можно задать адресату:
| ||||||||||||
Совершенствование навыков работы по составлению предложений, привычки аккуратно оформлять документ | IX. Применение знаний и умений. Словарно—орфографическая работа. -На что вам нужно обратить особое внимание при написании письма? -С чего начинаются все письма? -Как пишутся имена собственные? -Какие знаки препинания ставятся при обращении?В конце вопросительных и восклицательных предложений? -Как нужно переносить слова с удвоенными согласными? | ||||||||||||
| X. Проверка усвоения уровня знаний и умений -Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо. 1 Напишите другу письмо-поздравление. 2 Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок. 3 Напишите письмо, в котором вы просите бабушку приехать к вам в гости. | ||||||||||||
| I. Домашнее задание: На дом вы получаете творческое задание. Необходимо написать письмо своему другу с благодарностью по какому-либо поводу. Объем работы составляет 50-70 слов. | ||||||||||||
| XII. Подведение итогов. - Что нового вы узнали о письмах на сегодняшнем уроке? - Что было для вас наиболее интересным? Было ли что-то непонятно в изученном материале? -Какой у нас получился урок? -Все ли усвоили материал по теме? -Как вы оцениваете себя за работу на уроке? |