План–конспект урока по русскому языку «Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография"» (6 класс)

15
10
Материал опубликован 25 January в группе

План –конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема: Систематизация и обобщение по теме «Словообразование. Культура речи. Орфография».

Цели: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала, изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи»;

3) выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями по изученному материалу.

 

Задачи: 1) совершенствовать умение группировать слова по общности словообразовательных признаков, производить словообразовательный и морфемный разбор слова;

2) развивать орфографическую зоркость в процессе анализа морфемной структуры слова; умение обосновывать выбор орфограмм ;

3)воспитывать культуру речи, стимулировать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы.


 

Ход урока.

I.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит серьёзно поработать. Пожелаем друг другу удачи! И пусть у нас всё получится.

II. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

- Сегодня последний урок по теме «Морфемика и словообразование». А если это последний урок, то чем мы будем заниматься?

-Правильно, будем обобщать изученное. Напишем тему урока.

-Поставим перед собой цели.

(Ребята ставят цели урока)

-Предлагаю небольшую разминку в виде кроссвордного диктанта.

1. Кроссвордный диктант.

-Раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы… (морфемика)

- В основе слова выделяются морфемы… (Приставка, корень, суффикс)

- Для образования новых слов используются… (приставка и суффикс)

- Для изменения форм слова используется… ( окончание)

-Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и при помощи чего

образуются новые слова… (словообразование)

III. Систематизация и обобщение изученного.

1. Обратимся к эпиграфу:

Живут слова единою семьёй
И от родных корней берут начало.
Растет язык наш бесконечно молодой.
Так будет впредь, так исстари бывало.

Вс. Рождественский

- Как вы понимаете выражение «Растёт язык наш бесконечно молодой»?

-Значит, словообразование не только один из важнейших разделов, но и один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

-Декабрь – первый месяц зимы.

-Давайте подумаем, какой запах у зимы, и запишем на этих карточках-снежинках. (раздаются заготовки)

(студёный, охлаждённый, свежий, холодный, морозный, ледяной, мандариновый)

- Прочитайте, что у вас получилось. Очень хорошо.

2. Работа с текстом.

-А вот как описывает детская писательница Татьяна Викторовна Бокова приход зимы: (карточка 2)

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.


 

- Произведём синтаксический разбор 1-ого предложения.

3. -Чтобы пребывание наше в стране «Морфемика и Словообразование» было плодотворным, произведём морфемный и словообразовательный разбор слов зимушка, холодный, морозный, ледяной.

Оказывается, не так всё просто в этой стране! Надо держать ухо востро ! Как называется это неделимое словосочетание – держать ухо востро? Правильно, фразеологический оборот.

4. Теперь к этому фразеологическому обороту подберите глаголы-синонимы с приставками ПРИ-.

Конечно, прислушиваться, приглядываться.

5. Укажем «Четвёртое лишнее!» ( с объяснением!)

Преогромный, преинтересный, прибрежный, превесёлый.

Дождинка, снежинка, жемчужинка, изюминка.

Касательная, прикоснуться, прикасаться, прикасание.

( Физпауза).

 

 

6. Работа у доски. «Восстанови словообразовательную цепочку».

Снежочек, снег, снежок.

Влага, влажность, влажный.

7. Игра «Словесный портрет»: подобрать сложные слова, описывающие внешность, черты характера друг друга.

8. - Друзья, мы отправляемся с вами на прогулку по зимнему лесу.

Впереди нас ждёт работа в паре. (карточка 3)

Задание : составьте связный текст, озаглавьте его. Объясните правописание пропущенных орфограмм и знаков препинания.

А) Лишь иногда лё (г, х) кое дуновение в…терка тревож…т лес.

Б) Но вот лучи со (?) нца бер…жно к…снулись з…мли, и от их пр…к…сновения

на б… лизне снега заиграли разн…цветные искорки.

В) Ничто (не) нарушает т…шину зимнего утра.

Г) Как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение.

1) А, В, Г, Б 2) В, А, Б, Г 3) А, Г, Б, В 4) Г, Б, А, В


 

9.- Прогуливаясь, мы немножко замёрзли. Но дома нас ждёт шиповниковый

чай, вкусный и полезный. А я вам предлагаю «Лингвистическое

расследование». (карточка 4)

Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит в стихотворении А.Кушнера:

У шиповникашипы.

На шиповнике – бутоны.

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зелёный.

Он глаза мои слепит,

Он костёр напоминает.

Он шиповник. Он шипит.

Искры алые роняет.

 

- Установив значения слов, приходим к выводу, что однокоренными являются только слова ШИПОВНИК и ШИПЫ. А какому же предложению по своему значению равно слово ШИПИТ? Да, конечно, предложению ИСКРЫ АЛЫЕ РОНЯЕТ. Это контекстуальные синонимы (знакомство с понятием).

10. «Мозговой штурм».

-Все знают, что такое петрушка? Когда в слове ПЕТРУШКА выделяется суффикс –УШК-? ( когда Петрушка –имя собственное, название куклы)

(карточка 5, раздаётся после ответов учащихся)

IV. Обобщение материала.

-Вот теперь вы у меня большие молодцы и. конечно, вам нетрудно сказать: приставочный или суффиксальный способ образования слов наиболее плодотворный?

V. Рефлексия.

VI. Дом .задание: написать небольшой рассказ на новогоднюю тематику, используя сложные слова и словосочетания: новогодние праздники, самовар, снегопад, красногрудые снегири, белоснежная зима и т. д.


 


 


 


 


 


 

Раздаточный материал к уроку « Систематизация и обобщение по теме

«Словообразование. Культура речи. Орфография».


 

Карточка- снежинка

t1706198332aa.gif

Карточка 2.

t1706198332ab.jpg

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

 

Т. В. Бокова

 

Карточка 3.

Работа в паре.

Задание : составьте связный текст, озаглавьте его. Объясните правописание пропущенных орфограмм и знаков препинания.

А) Лишь иногда лё (г, х) кое дуновение в…терка тревож…т лес.

Б) Но вот лучи со (?) нца бер…жно к…снулись з…мли, и от их пр…к…сновения

на б… лизне снега заиграли разн…цветные искорки.

В) Ничто (не) нарушает т…шину зимнего утра.

Г) Как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение.

1) А, В, Г, Б 2) В, А, Б, Г 3) А, Г, Б, В 4) Г, Б, А, В


 

 


 

Карточка 4.

Лингвистическое расследование

Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит в стихотворении А.Кушнера:

t1706198332ac.jpgУ шиповникашипы.

На шиповнике бутоны.

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зелёный

Он глаза мои слепит,

Он костёр напоминает.

Он шиповник. Он шипит

Искры алые роняет.

А.Кушнер

Карточка 5.

«Мозговой штурм»

 

t1706198332ad.jpgt1706198332ae.jpg

 

 

 

 

 

 

Источники.

 

1.nsportal.runachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/01/…

2. poembook.ru

3. school-brain.ru

4. multiurok.ru

5 mykaleidoscope.ru


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за конспект,Лиана Вахтанговна! Хорошие задания, с Петрушкой понравилось.

25 January

Галина Геннадьевна, спасибо!

26 January

Отличная разработка! Поздравляю с победой в конкурсе, Лиана Вахтанговна!

1 March

Елена Владимировна, спасибо за высокую оценку моего труда!

1 March

Поздравляю с заслуженной победой, Лиана Вахтанговна, интересный, методически грамотный урок!

2 March

Спасибо, Вера Сергеевна, я рада, что Вам понравилось.

2 March

Поздравляю с победой! Спасибо за конспект.

2 March

Людмила Петровна, спасибо за добрые слова.

2 March

Новых побед и достижений!

2 March

Благодарю, Марина Юрьевна!

2 March

Похожие публикации