План работы с одарёнными детьми учителя физики

0
0
Материал опубликован 19 December 2023








Утверждаю

Директор МБОУ СШ №4

Алекперов Г.Т._____________ Приказ № 287 от 31.08.2022г.













План работы с одаренными детьми учителя физики

Мирзакеримовой Г.И.

на 2022-2023г.г



















Введение.

В современном мире резко возрастает значимость творческой деятельности и одаренных людей. Требования к человеку непрерывно растут. Личностный и творческий потенциал становится одним из основных ресурсов развития общества. Поэтому, перед системой образования все более актуальной становится задача раскрытия и развития задатков творческой деятельности детей; удовлетворение их познавательных потребностей и, по возможности, максимального развития их индивидуальных способностей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.

Математика и информатика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.

Исследователи, занимающиеся проблемой математических способностей детей, отмечают, что большинству их свойственны:

Такая особенность психики, как гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение выходить за пределы привычного способа деятельности, находить новые способы решения проблемы.

Постоянная потребность в возобновлении и усложнении умственной нагрузки, что влечет за собой постоянное повышение уровня достижений.

Совершенная саморегуляция. Одаренный ребенок способен на полную мобилизацию сил для достижения цели, а неудачи только заставляют его с упорством стремиться их преодолеть.

Повышенная работоспособность. Длительны интеллектуальные нагрузки не утомляют этого ребенка, наоборот, он чувствует себя хорошо именно в ситуации наличия проблемы, требующей решения.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.


принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.





Цели и задачи работы с одаренными детьми.


1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.


 Задачи:

создание условий для всестороннего развития личности в современном мире;

создание соответствующей материально - технической и учебной -методической базы для работы с одаренными детьми;

развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся.

ПЛАН РАБОТЫ

Направление

Мероприятия

Срок

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов

1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Сентябрь

Создание банка данных одаренных детей

2. Диагностика одаренности :

- учебные характеристики

- мотивационные характеристики

- творческие характеристики

- лидерские характеристики

Сентябрь

Создание методической копилки

3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и информатике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).

В течение учебного года.

Систематизация работы в урочной деятельности

 4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:

умения учиться

постановка и решение учебных проблем

творческие работы

исследования

дидактические игры

В течение учебного года.

5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:

творческие умения:

уметь видеть проблему;

уметь сформулировать проблему;

уметь выдвинуть гипотезу;

уметь составить план решения проблемы, задачи;

уметь делать обобщения и выводы;

уметь систематизировать материал;

уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);

уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);

уметь решить задачу;

уметь делать прогноз;

организационно-рефлексивные умения:

уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);

уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность

В течение учебного года.

 

6. Формирование исследовательской культуры учащихся 7-11 классах:

формирование мыслительных умений и навыков

формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации

формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи

развитие исследовательских умений и навыков

В течение учебного года.

 

 7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективного курса:

«Решение нестандартных задач по физике»11 класс

В течение учебного года.

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время

 8. Подготовка и проведение школьной олимпиады по физике.

Октябрь

9. Участие в районной олимпиаде по физике.

ноябрь

10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах.

Сентябрь-май

11. Работа с учащимися в консультационные дни.


В течение учебного года.

12.Участие в заочной международной олимпиаде «Зубренок»

март

13. Использование нестандартных способов решения заданий на уроке и после урочное время, способствующих интеллектуальному развитию детей

В течение учебного года

14.Выступление с исследовательскими проектами на школьной и районной научно-практической конференции.

Апрель-май

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

15. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме.

Сентябрь

16. Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах.

По графику







Критерии эффективности программы:

развивает интерес к предмету;

развивает самостоятельность учащихся;

дает возможность одаренным детям само реализоваться;

способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;

развивает креативное мышление;

формирует практические навыки;

развивает навыки исследовательской деятельности;

ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии;

помогает успешно подготовиться и сдать ОГЭ и ЕГЭ по физике;



Материально-технические и учебно-материальные условия

работы с одаренными детьми

Создание банка методических наработок «Одаренные дети»

Подборка методической литературы «В помощь учителю для работы с одаренными учащимися»

Создание медиа теки

Создание банка учебно-развивающих игр.



Формы работы:

1. Групповые занятия.

2. Предметные кружки.

3. Реферативные работы.

4. Создание и защита творческих проектов.

5. Исследовательская деятельность.

6. Дни самоуправления.

7. Конкурсы, соревнования.

8. Работа по индивидуальным планам (индивидуальный образовательный маршрут).

9. Портфолио достижений учащихся.

10. Использование новых образовательных технологий: разно уровневое обучение, творческие мастерские, модульное обучение, ИКТ.





Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ ».

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2014 годы «Национально-образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».

3. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

4. ФГОС второго поколения.

5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.

6. Устав МОБУ СОШ с.Ермекеево











































Литература:

Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.

Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М: «Просвещение»,1981.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.

Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.

Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.



Интернет- ресурсы:


Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/

"Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti

Савенков А.И. "Одаренные дети в детском саду и школе"

Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы

http://dar.stavedu.ru/ru/3psihologicheskoe-soprovozhdenie/diagnostika-odarennosti/diagnostika-povedeniya/shkala-povedencheskih-harakteristik/- Портал Центра сопровождения одаренных детей СКФО





Приложение

Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников

(Д. Рензулли ,Л.В. Попова)

Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

1.                 Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.

2.                 Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3.                 Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

4.                 Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

1.                 Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

2.                 Легко впадает в скуку от обычных заданий.

3.                 Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

4.                 Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.

5.                 Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

1.                 Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.

2.                 Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.

3.                 Любит находиться с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.

4.                 Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.

Шкала IV. Творческие характеристики.

1.      Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.

2.      Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.

3.      Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.

4.      Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

5.      Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

6.      Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

7.      Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.

8.      Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.

9.      Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.

10.Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.

КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ).

Методика самооценки для обучающегося

Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:

-                 Да;

-                 Скорее да;

-                 Скорее нет;

-                 Нет.

1.                 Я люблю собирать и разбирать разные предметы.

2.                 Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.

3.                 Я люблю работать над особыми проектами.

4.                 Мне нравится обсуждать разные идеи.

5.                 Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.

6.                 У меня хорошее чувство юмора.

7.                 Моя работа всегда особенная.

8.                 У меня появляется много идей при решении проблемы.

9.                 Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.

10.            Я не против того, чтобы отличаться от других людей.

11.            Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.

12.            Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.

13.            Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.

14.            Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.

15.            Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.

16.            Я занимаюсь спортом и разными играми.

17.            Я хорошо занимаюсь в школе.

18.            В школе меня любят другие дети.

19.            Я понимаю и люблю других людей.

20.            Я дружелюбен и умею ладить с людьми.

21.            Другие люди считают, что я умница.

22.            Я – хороший и понимающий друг.

23.            Со мной легко ладить.

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях____________________________

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше_______________________________





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации