План работы
школьной библиотеки
на 2017- 2018 учебный год
Цель и задачи школьной библиотеки на 2017-2018 уч. г.
Цель: способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого полноценного доступа к информации.
Задачи:
активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты;
пополнить фонд новой художественной и детской литературой с помощью акции «Подари книгу школе»;
продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей;
формировать комфортную библиотечную среду;
обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
формировать эстетическую культуру и интерес к здоровому образу жизни;
организовать досуг в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, обучающихся для развития содержательного общения и воспитания культуры.
Услуги, оказываемые библиотекой:
1. Обслуживание пользователей на абонементе.
2. Обслуживание пользователей в читальном зале.
3. Оказание информационной и справочно-библиографической услуги:
- выполнение справок по запросам пользователей;
- тематический подбор литературы;
- составление информационных списков поступившей литературы;
- проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций;
- проведение библиотечных уроков;
- проведение библиотечных обзоров литературы.
4. Проведение массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки.
5. Оформление тематических книжных выставок.
Работа с библиотечным фондом и его сохранностью
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Приёмка и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу «Регистрация учебников», штемпелевание. |
По мере поступления |
Библиотекарь |
2 |
Приём и выдача учебников |
Май - сентябрь |
Библиотекарь |
3 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников, акции-декламации «Береги учебник») |
В течение года |
Библиотекарь
|
4 |
Работа по заказу учебников планируемых к использованию в новом учебном году с согласованием с руководителями МО, завучами по УВР. |
В течение года |
Библиотекарь |
|
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях литературы |
В течение года |
Библиотекарь |
5 |
Диагностика обеспеченности обучающихся школы учебниками на 2017-2018 уч.год |
Сентябрь |
Библиотекарь |
6 |
Расстановка и проверка фонда, работа по сохранности фонда. |
В течение года |
Библиотекарь
|
7 |
Контроль за правильностью расстановки книг в фонде |
Раз в неделю |
Библиотекарь
|
8 |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений |
По мере поступления |
Библиотекарь
|
9 |
Списание литературы и учебников |
По мере необходимости |
Библиотекарь |
10 |
Контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий (работа с должниками) |
Один раз в месяц |
Библиотекарь
|
Справочно-библиографическая и информационная работа.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний
№ п/п |
Содержание работ |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Формирование информационно-библиографической культуры: «Знакомство с библиотекой» для первых классов |
Сентябрь-Ноябрь |
Библиотекарь |
2 |
Выполнение справок по запросам пользователей. |
В течение года |
Библиотекарь |
3 |
Консультации и пояснения правил работы у книжного фонда |
В течение года |
Библиотекарь |
4 |
Обзоры новых книг |
По мере поступления |
Библиотекарь |
5 |
Организация выставок просмотра новых книг |
По мере поступления |
Библиотекарь |
6 |
Ведение журнала учёта библиографических справок |
В течение года |
Библиотекарь
|
7 |
Проведение библиотечных уроков, пропаганда ББЗ |
В течение года |
Библиотекарь
|
8 |
Работа со школьным сайтом |
В течение года |
Библиотекарь
|
Работа с читателями.
Массовая работа:
№ п\п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Место провед. |
1 |
В помощь учебному процессу |
|
|
-Выставка учебно-методических комплектов «В помощь учителю» |
в течение года |
1 – 11 классы |
|
-Выставки учебных изданий к предметным неделям. |
в течение года |
5 – 11 классы |
|
-Беседы о жизни и творчестве писателей и поэтов. |
в течение года |
2 -11 классов |
|
-Выставка книг – юбиляров 2017-2018гг. |
в течение года |
Биб-ка |
|
-Выставка – рекомендация «Прочтите – это интересно». |
в течение года |
Биб-ка |
|
-Выставка-обзор 2018год- Год …… ( обновление), 2018год – « Помню! Горжусь! Благодарю!» ( обновление). |
Сентябрь Сентябрь |
Биб-ка |
|
Обзор выставок: к 200 лет со дня рождения русского поэта, писателя, драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) 205 лет со дня Бородинского сражения (1812)
135 лет со дня рождения зачинателя советской детской прозы, писателя Бориса Степановича Житкова (1882-1938) 125 лет со дня рождения русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой(1892-1941) 115 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902-1982) 130 лет со дня рождения русского поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964) 165 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка[наст. Мамин] (1852-1912) 80 лет со дня рождения русского писателя, взрослого детского юмориста Эдуарда Николаевича Успенского(1937) 10.01 - 135 лет (1883-1945) со дня рождения Алексея Николаевича Толстого - прозаика, драматурга, публициста, классика советской литературы 04.02 - 145 лет (1873-1954) со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина - русского писателя-природоведа. 13.03 – 105 лет (1913-2009) со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова – поэта, драматурга.) 12.04 - 195 лет (1823-1886) со дня рождения Александра Николаевича Островского - русского писателя, драматурга, театрального деятеля. 27.05 - 115 лет (1903-1989) со дня рождения Елены Александровны Благининой - русской детской поэтессы. |
Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Биб-ка |
|
Обзор журналов «Путеводная звезда», « Божий мир» «Детская энциклопедия» |
В течение года |
Биб-ка |
|
2 |
В помощь социализации личности |
||
-Выставка – обзор «Уголок здоровья: принципы, вопросы, ответы» |
ноябрь |
Биб-ка |
|
-Выставка – размышление «Здоровый образ жизни – это модно» |
В теч. года |
8-11 классы |
|
-Обзор газеты «Добрая дорога детства» «Опасный возраст» |
в течение года |
Биб-ка |
|
3 |
Нравственное воспитание |
||
Беседы «Путешествие в Европу» |
2 четверть |
6-11кл. |
|
-Обзор – выставка «Общение с искусством – залог душевного здоровья». |
3 четверть |
Биб-ка |
|
Обзор – выставка «Войди в мир прекрасного». |
|||
Обзор – выставка « Защитим нашу планету» |
|||
Выставка - обзор журналов «Кудесница» , «Валя- Валентина», «Юный эрудит», «Юный следопыт». |
3-4 четверть |
Биб-ка |
|
Беседа «Этикет за столом» |
4 четверть |
9-11кл. |
|
4 |
Экологическое воспитание |
||
Обзор – выставка «Мой край родной, задумчивый и нежный». |
сентябрь |
Биб-ка |
|
-Беседы, викторины о природе |
В теч. года |
5 -9кл. |
Индивидуальная работа:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Рекомендательные беседы при выборе и сдаче книг и консультации у книжных полок. |
В т.г. |
2 |
Беседы о прочитанном. |
В т. г |
3 |
Беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку. |
В т. г |
Обслуживание читателей:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Привлечение в библиотеку читателей: - оформить распорядок работы библиотеки, - сверить списки уч-ся по классам, - результаты анализа чтения уч-ся довести до учителей (на педсовете) и родителей (на родительском собрании), - провести обзоры новых книг и журналов по классам, - подбор литературы для написания докладов и рефератов, - помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям, - работа с задолжниками, -организовать запись в библиотеку первоклассников. Для этого: а) Оформить выставку книг « Для тех, кто учится читать» б)Провести посвящение в читатели, « Прощание с азбукой» в) Провести обзоры детских книг и новых поступлений. - подготовить и провести «Неделю детской книги» (план прилагается). |
Авг. Сент. В т. г. В т. г. В т. г. В т. г. В т. г. январь Март Апрель |
2 |
Руководство чтением: - провести беседы: - о правилах библиотеки - выбор книг - правила обращения с книгой - правила пользования книгой с выставки, - регулярно проводить рекомендательные беседы о прочитанном при обмене книг читателями, - регулярно изучать интересы читателей. -оформить плакат « Лучшие читатели нашей библиотеки». |
В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. 1четверть |
Работа с библиотечным активом:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
-выделить актив читателей - провести занятия по работе с фондом, - обработка книг, - принимать активное участие в проведении рейдов по сохранности учебников, - привлекать актив к массовой работе, - работа с задолжниками, |
сентябрь В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. В т.г. |
Работа с педагогическим коллективом:
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 2 |
Совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; - обзоры новых поступлений по предметам на МО; - информация классных руководителей о чтении детей; - информация о новых программах и учебниках; - стенд: « Внимание новые книги» Уроки выбора профессии. «Сделай свой выбор». -подбор материала по правовому воспитанию - подбор книг в помощь проведению предметных недель, общешкольных и классных мероприятий; - помощь в подборе книг при работе над методической темой школы, для подготовки педсоветов, заседаний методических объединений. |
Май В т.г. В т.г. В т.г. Сент. В т.г. В т.г. В. т.г. В т.г. |
Профессиональное развитие библиотекаря.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Посещение семинаров МО, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, использование опыта лучших школьных библиотекарей. |
В т.г. |
2 |
Работа по самообразованию по теме: «Руководство чтением учащихся». |
В т.г. |
3 |
Изучать методические периодические издания по работе библиотеки. Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии. |
В т.г. |
4 |
Повысить качество библиотечно-информационных услуг на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей |
В т.г. |
План работы с учебным фондом
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Составить совместно с учителями-предметниками заказ на учебники с учетом их требований и оформить его. |
Май |
2 |
Согласовать и утвердить бланк-заказ администрацией школы. |
Май |
3 |
Контроль за выполнением сделанного заказа. |
В т.г. |
4 |
Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки, занесение в электронный каталог. |
В т.г. |
5 |
Оформление отчетных документов. |
В т.г. |
6 |
Прием и выдача учебников учителям-предметникам. |
Сент.-май |
7 |
Информировать учителей и учащихся о новых поступлениях учебников. |
В т.г. |
8 |
Периодическое списание ветхих и устаревших учебников. |
В т.г. |
9 |
Проводить работу по сохранности учебного фонда: - рейды по классам по проверке учебного фонда, - мелкий ремонт. |
1 раз в четверть В т.г. |
10 |
Работа с резервным фондом учебников: ведение его учета, размещение на хранение. |
В т.г. |
11 |
Изучение и анализ использования учебного фонда. |
В т.г. |
12 |
Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Министерством образования России. |
В т.г. |
13 |
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы и электронного каталога. |
В т.г. |
14 |
Расстановка новых изданий в фонде. |
В т.г. |
15 |
Оформление накладных на учебники и своевременная передача в бухгалтерию. |
В т.г. |
График проведения библиотечных уроков
на 2017-18 учебный год
Кл. |
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1кл |
1 |
Знакомство с библиотекой. Запись в библиотеку. |
Ш/б |
2 |
Правила обращения с книгой. Правила поведения в библиотеке. |
Ш/б |
|
3 |
Простейший ремонт книги. Изготовление закладки. |
Ш/б |
|
2кл |
1 |
Выбор книги в библиотеке. Открытый фонд. Порядок расстановки книг на полках. Полочные разделители. Поиск знакомых книг. Поиск книг на заданную тему. |
Ш/б |
2 |
Структура книги. Титульный лист. Оглавление. Содержание книги, ее назначение. Иллюстрации в книге. |
Ш/б |
|
3 |
Культура чтения. Условия чтения. Правила обращения с книгой. Гигиена чтения. Ремонт книги и сохранение книги. |
Ш/б |
|
3кл |
1 |
Научно-познавательная литература для младших школьников. Писатели-ученые, инженеры, исследователи, путешественники. |
Ш/б |
2 |
Справочная литература. Энциклопедии. Справочники. Словари. Их структура и назначение. |
Ш/б |
|
3 |
Ремонт учебников и их сохранность. |
Ш/б |
|
4кл |
1 |
Понятие о газете и журнале. Детские газеты и журналы. Как подписаться на периодические издания. Как выпустить газету. |
Ш/б |
2 |
Справочный аппарат библиотеки. |
Ш/б |
|
5кл |
1 |
О книге и библиотеке |
Ш/б |
2 |
Структура книги |
Ш/б |
|
3 |
Оформление книги |
Ш/б. |
|
4 |
Выбор книги в библиотеке |
Ш/б |
|
5 |
Периодические издания |
Ш/б |
|
6кл |
1 |
Выбор книг по б/ф. указателям |
Ш/б |
2 |
Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники |
Ш/б |
|
7кл |
1 |
СБА библиотеки |
Ш/б |
2 |
Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении |
Ш/б |
|
8кл |
1 |
Книги по естественным наукам и технике для старших подростков |
Ш/б |
2 |
Периодические издания для старших подростков |
Ш/б |
|
9кл |
1 |
Использование различных типов библиотечных пособий при выборе литературы |
Ш/б |
2 |
Методы самостоятельной работы с литературой |
Ш/б. |
|
10кл |
1 |
Критическая литература. Справочные издания (энциклопедии, словари, справочники, б/ф пособия |
Ш/б |
2 |
СБА библиотеки (каталоги, картотеки) |
Ш/б |
|
3 |
Как заказывать книги, пользуясь МБА. Интернет |
Ш/б |
План работы:
«Неделя детской книги»
№ |
Содержание работы |
Примечание |
1 2 3 4 |
Открытие Недели детской книги. Выставка книг «Книжная вселенная» 1 раздел: «Книги-юбиляры 2018». 2 раздел: «Любителям фантастики». 3 раздел: «Забытые шедевры приключенческой литературы». Литературное путешествие по сказкам Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка[наст. Мамин] (1852-1912) к 165 лет со дня рождения русского писателя Литературный час: « Мы рождены не для войны» Литературная игра « Угадай героя» по сказкам Эдуарда Николаевича Успенского к 80 летию со дня рождения русского писателя, взрослого детского юмориста |
21марта 3-6кл. 7,8-9 кл. 3-5 кл. |
5 6 7 |
Интеллектуальное эрудит – кафе с меню из разнообразных головоломок. Литературное путешествие по произведениям Алексея Николаевича Толстого – к 135 лет (1883-1945) со дня рождения прозаика, драматурга, публициста, классика советской литературы Выставка книг «Путешествие в страну «Книжана» |
4-6 класс 9-10 класс |
8 9 |
Викторина по сказкам Салтыкова-Щедрина к 190 летию со дня рождения. Выставка книг «Веселые книжки, чтобы не скучали ребятишки» |
5-8 кл. |
10 |
Закрытие Недели детской книги. Подведение итогов: награждение победителей и лучших читателей школы |
1-10 класс |