План занятия производственного обучения «Разборочно-сборочные работы с изучением деталей ходовой части»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия производственного обучения
«Разборочно-сборочные работы с изучением деталей ходовой части»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.
Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей ходовой части (рама, подвеска автомобиля).
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Время: 6 часов.
Цель занятия:
Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей ходовой части (рама, подвеска автомобиля).
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ ходовой части (рама, подвеска автомобиля).
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ ходовой части (рама, подвеска автомобиля).
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей ходовой части (рама, подвеска автомобиля).
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Тема «Ходовая часть автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»
Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц ходовой части, приобрести первоначальные навыки в их разборке-сборке, смазке и регулировке.
Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 3.1—3.6.
Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — монтажные передние и задние балки в сборе с рессорами и амортизаторами для автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, стенд, тиски, комплект инструментов, приспособление для разборки- сборки рессор, специальный ключ с двумя штифтами для разборки амортизатора, ступичные ключи для гаек, насос для накачки шин, оправка, манометр, монтировки из набора инструмента, съемник для снятия ступицы колеса, коловорот, разрезы амортизаторов,
ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А.
1. На монтажных балках внимательно рассмотреть расположение и крепление рессор, амортизаторов и колес. Изучить устройство ходовой части на примере подвесок автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-ПО, КамАЗ-5320 (см. рис. 3.1 —3.3), запомнить названия деталей.
2. Разобрать рессору ходовой части автомобиля ГАЗ-53А, в частности, снять нижние крышки крепления рессоры к раме, отсоединить стремянки крепления рессоры к балке. Снять рессору и установить ее на специальный стенд или закрепить в тисках, отвернуть
гайку центрального болта, снять стяжные хомуты, разъединить листы рессоры, продефектировать их, смазать графитной смазкой, одновременно уяснить, каким образом предотвращается взаимное смещение в поперечной плоскости листов рессор.
3. Собрать рессору ходовой части автомобиля ГАЗ-53А, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
4. Разобрать рессоры ходовой части автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, для чего отсоединить узлы крепления рессоры к раме и передней балке, разъединить листы рессоры. Продефектовать листы, смазать их графитной смазкой. Уяснить, что для предотвращения взаимного перемещения листов рессоры предусмотрен специальный выштампованный профиль. Запомнить названия деталей крепления рессоры (для автомобиля ЗИЛ-130 — ушко, сухарь). Учесть, что задняя подвеска автомобиля КамАЗ-5320 балансирная, имеет рессоры перевернутого типа.
5. Собрать рессоры ходовой части автомобилей ЗИЛ-130 и КамA3-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Рис. 3.1. Подвески автомобиля ГАЗ-53А:
а — передняя; б — задняя; 1, 3, 6— кронштейны; 2 — лонжерон; 4 — шарнир; 5 —
амортизатор; 7, 12 — обоймы концов коренных рессорных листов; 8, 13 — верхние
и нижние опоры; 9 — буфер; 10 — стремянка; 11 — двойной коренной лист;
14 — торцовый упор; 15, 25 — крышки соответственно переднего и заднего кронштейнов;
16, 17 — нижняя и верхняя обоймы переднего конца рессоры; 18 —
опора дополнительной рессоры; 19 — накладка; 20 — стремянка задней рессоры;
21 — дополнительная рессора; 22, 24 — центральные болты; 23 — подкладка;
26, 27 — верхняя и нижняя обоймы заднего конца рессоры; 28 — основная рессора;
29 — подкладка стремянок
Рис. 3.2. Подвески автомобиля ЗИЛ-130:
а — передняя; б — задняя; 1, 25 — передние кронштейны; 2, 12, 27, 35 —
стремянки; 3 — передняя рессора; 4 — фиксатор накладки; 5, 8 — буфера рессоры;
6, 2 8— накладки; 7 — амортизатор; 9 — обойма; 10, 33 — проставки; 11, 32 —
задние кронштейны; 13, 36 — подкладки ушек рессор; 14, 37 — ушки рессор;
15, 38 — втулки ушек; 16, 40 — пальцы рессор; 77, 39 — масленки; 18 — резиновая
втулка; 19 — палец амортизатора; 20, 41 — сухари; 21, 42 — пальцы сухарей;
22, 43 — вкладыши; 23, 44 — втулки стяжных болтов; 24, 45 — стяжные
болты; 26 — кронштейн дополнительной рессоры; 29 — дополнительная рессора;
30 — промежуточный лист; 31 — задняя рессора; 34 — подкладка стремянок
Контрольные вопросы
1. Для чего на автомобиле установлены рессоры и амортизаторы?
2. Есть ли разница в устройстве рессор автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130?
3. Как решена «защита» рессор от поперечного перемещения на автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320?