Планирование движения учащихся по индивидуальной траектории на уроке географии
Планирование движения учащихся по индивидуальной траектории на уроке.
Определение образовательной траектории
Образовательная траектория — это последовательность получения и состав необходимого образования для достижения желаемого уровня квалификации в избранной области.
При разработке образовательной траектории учитываются способы получения образования, уровень развития человека в интеллектуальном, физическом, нравственном отношении, интересы и склонности, спрос на рынке труда и располагаемые человеком ресурсы (время, способности, деньги и т.п.).
Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала через обучение. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.
Обычно при определении индивидуальной образовательной траектории внутри учебного заведения мы вынуждены действовать в рамках учебной программы и имеющихся дисциплин. Однако жизнь даёт нам гораздо больший выбор.
Мы не только учитываем особенности учебы, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала и виды обучения. Мы оцениваем свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые мы можем приложить для получения необходимых нам знаний.
Поэтому образовательная траектория:
должна обязательно учитывать наши долгосрочные цели и быть направлена на достижение целевого состояния,
должна начинаться (и начинается) с детства и распространяться на продолжительный период вплоть до момента, когда мы уже физически не сможем обучаться.
На схеме внизу находится пример карьерной траектории в отрасли, связанной с технологией блокчейн. Разбираться в конкретных карьерных траекториях мы будем на следующих уроках. Но в данном уроке нам нужно обратить внимание на то, что здесь есть разделение траекторий в зависимости от технической подготовленности человека.
Если человек является технически подкованным (т.е. имел определённую образовательную траекторию в прошлом), то он идет по одной траектории обучения и в последующем подходит для определённых ролей в компании.
Интересно, что есть вариант траектории для технического специалиста, который не знаком с современными языками программирования и тогда его траектория становится ближе к тем, у кого нет технического опыта. Однако, как мы видим, с некоторыми усилиями по изучению языка программирования (желтый квадрат на схеме) он может значительно расширить свои возможности и, после определенного дополнительного обучения, претендовать на больший спектр ролей в компаниях.
Естественно, что люди без технического опыта и знаний практически не имеет шансов выполнять технические роли, как бы им это ни хотелось.
Современные условия.
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике разрабатывались вопросы дифференциации и индивидуализации обучения, а в последние годы ведущая роль стала отводиться проблеме качества образования. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предполагаемый результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:
– предоставление выбора пути построения индивидуальной образовательной траектории;
– индивидуальные задания ученикам на уроках;
– организация парной и групповой работы;
– формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ страны», «Моя история» и т.п.);
– предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.
Учащийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
При составлении индивидуальной образовательной траектории учитель дает учащемуся возможность выбора, выступая в роли консультанта, учитывает его индивидуальные интересы, особенности учебной деятельности, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала, виды учебной деятельности.
Возможность выбора индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня.
Результаты продвижения по образовательной траектории
Образовательные продукты учащихся отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого школьника, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются.
Результаты продвижения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимся продукт: полученные знания, которые реализуются в умениях (мыслительных, познавательных, коммуникативных) оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая оценивать либо вовремя корректировать путь учащегося по его траектории. Для построения с учащимися их индивидуальных образовательных траекторий в помощь ученику в процессе исследования разработана памятка «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», которая представлена на данном рисунке
Памятка « Алгоритм построения ИОТ» 1. Сформулируйте свою образовательную цель. Цель – предполагаемый результат деятельности. Поставить цель- значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. 2.Определи задачи. Задачи позволяют разработать план деятельности по достижению цели 3.Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал. 4. Определи формы и методы контроля, которые предпочтительнее для тебя. 5. Проведи рефлексию. Проанализируй полученные результаты. |
Также данный алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения можно изобразить в виде блок-схемы
Ц З адачи
Формы обучения Методы обучения фронтальная групповая словесные наглядные
индивидуальная практические Ф ормы контроля
Массовые Индивидуальные дискуссия дебаты контрольная работа опрос Работа по плану (описание ЭГП района по плану) |
Следуя пунктам памятки или блок-схемы «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», можно сделать таблицу для поэтапного пути реализации индивидуальной образовательной траектории обучения
Тема раздела: | |||||
Цель: | |||||
Задачи: | |||||
№ п.п | Тема урока | Формы обучения | Методы обучения | Формы контроля | Оценка |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Следует отметить, что при переходе от одной темы к другой учащиеся также выполняют самоанализ, пользуясь схемой. «Алгоритм самоанализа изученной учащимся определенной темы»
И зучаемая тема Тема освоена Причины затруднения Тема не освоена |
Способы фиксации образовательных продуктов
составление памятки, алгоритма, схемы, таблицы;
выдвижение гипотез, их доказательство;
разработка рекомендаций;
защита проектов;
проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования
составление теста, задания;
изготовление книжки, брошюры;
составление мини – словаря;
рисунок для энциклопедии;
составление рецензии;
составление шарад, ребусов, кроссвордов;
исполнение ролей на уроке: информатор, защитник, обвинитель, консультант и т. д.
реклама объекта учебной деятельности;
презентация.
Индивидуальный образовательный маршрут дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:
1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов темпе.
2) углубление - более глубокое изучение материала.
3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Методы работы:
практические занятия (написание теста, сочинения, путешествия);
выполнение поисковой работы;
выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий)
выполнение интерактивных упражнений ;
подготовка устных выступлений;
создание компьютерных презентаций;
работа со справочной страноведческой литературой
Задачи:
- Развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации учащегося.
- Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению географии, дальнейшему самообразованию с её помощью в разных областях знаний.
- Приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы.
Ожидаемый результат:
Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности.
Индивидуальный маршрут ученика .
Данный маршрут разработан для индивидуальной работы с ученицей 9 класса Фефиловой Ксенией. Ксюша учится на «удовлетворительно», быстро и прочно овладевает знаниями. У неё отличная память, У ученицы проявляются интерес и способности к изучению естественных наук.
Ее характеризует серьезное и ответственное отношение к учебе, но не всегда добросовестно готовится к урокам. Творчески подходит к каждому виду работы, на занятиях не активна. Ксюша многосторонне развитая личность, ей всё интересно, но иногда ленится или нет настроения, может сказывается переходный возраст. Начиная с 5 класса Ксюша участвует в школьной научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Образование »
Основные направления работы
1.Информационно-аналитический
(сбор информации и её анализ- это наблюдение, собеседование, изучение документации, ); На основании данных составляется психолого- педагогическая характеристика.( класс)
Общие сведения об ученике
Социальное положение подростка
Взаимодействие с классом:
Учебная деятельность
Направленность личности учащегося и специальные способности:
Здоровье школьника:
2.Диагностический (диагностика личностного потенциала); цель данного этапа более детальное изучение психолого- педагогических аспектов подростка для выявления индивидуальных его качеств (6 класс)
3. Подготовительный (5-7 класс)
• Приобретение навыков научной организации труда.
• Формирование устойчивого познавательного интереса.
• Задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору,
• подготовка докладов, проектов, исследовательских работ.
• участие в конкурсах и олимпиадах.
4.Развивающий (7-9 класс)
• Развитие и расширение познавательных интересов учащегося.
• Формирование исследовательских навыков.
• Развитие информационной культуры ученика.
• написание реферативных исследований и эссе
• участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах.
Индивидуальный план работы на учебный год
Мероприятия | Дата проведения |
Сбор информации
| сентябрь |
Школьная предметная олимпиада
| ноябрь |
Участие в конкурсах и научно-практических конференциях
| январь |
Участие в «Неделе наук» | февраль
|
Участие в тематической игре
| апрель
|
Посещение кружка «Зеленый Патруль» | В течение года |
Условия для успешной реализации ИОМ при изучении географии.
поддержка ученика и помощь, оказываемая ему при реализации индивидуального образовательного маршрута путем систематического мониторинга личностных и образовательных компетенций.
методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.
Также успешность движения каждого учащегося по ИОМ зависит от использования:
возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;
мониторинговой системы оценивания результатов обучения.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Рассмотрим структуру проектирования индивидуального образовательного маршрута, которая включает в себя следующие этапы:
1. постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),
2. самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
3. выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
4. конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),
5. оформление маршрутного листа.
На основе собственной информации и пожеланий ученических рефлексивных групп учительская кооперация анализирует прожитый день и планирует, кого из учеников на предстоящем занятии учителю стоит обучить, проверить по той или иной теме (индивидуально либо в составе группы), кому целесообразно поработать в малой группе, паре или одному; определяется содержание учебной работы и способ её выполнения.
План учебного занятия может быть оформлен следующим образом.
Фрагмент плана учебного занятия | |||||
| |||||
| |||||
Головачев Влад | Дальний Восток. (работает с учителем) | Байкал-жемчужина Сибири. (Работает самостоятельно) | Русская равнина (Работает в паре со Стаехевой Анжеликой, обмен информацией | Тест | |
Фефилова Ксюша | Уральские горы. (в 1 группе: Фефилова, Левашов, Щепоткина) | Русская равнина. (обмен информацией с 2 групой :Иванов, Фролов, Подречнева) | Дальний Восток (работает самостоятельно) | Контурная карта | |
… | | | | |
Тема, самостоятельно изученная школьником, но другими учениками ещё не освоенная, подлежит обязательной проверке учителем, в ходе которой корректируются и дополняются знания и умения, даётся допуск на её передачу. Только тот ученик может обучать чему-либо, принимать зачёт, если сам успешно усвоил материал.
В специальных учётных таблицах фиксируется информация о том, какую тему тот или иной ученик изучает в данный момент, с какими результатами он усвоил предыдущие, какие виды учебной работы выполнял. При этом можно использують разные символы или баллы , например: «2» – приступил к выполнению задания; «3» – изучил тему, требуется проверка; «4» – изучил тему, проверился; «5» – передал (проверил). Кроме того, можно вместо знака плюс выставлять оценки в баллах, указывать (через дробь) формы взаимодействия, методики учебной работы (C-изучил самостоятельно, У-изучал с учителем, П- изучал в паре, ВЗП- взаимопередача).
Табло учета прохождения темы «Урал»
Ф. И. ученика | Темы | ||||||
Пространство Урала. | Урал: освоение территории и заселение. | Урал: население и города. | Пр.р.№ 8 «Оценка природных ресурсов Урала». | Урал: современное хозяйство. | Проблемы развития Урала. | Контрольная работа № 3 по теме «Европейская Россия». | |
Фефилова К | 4/ C | 4 / У |
| | | | |
Фролов С. | 4 / С | 5 / П | 5 / П | 5 / ВЗП | | | |
… | | | | | | | |
Форма контроля качества знаний и умений определяется индивидуально: одному предлагается выполнить письменное задание (например тест), другому – поработать с географической картой, а с третьим проводится устный опрос. Дата текущего контроля также устанавливается индивидуально по мере прохождения учеником курса. Для текущего и рубежного контроля ученику предлагаются только те вопросы и темы, которые изучались им в контролируемый период.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута зависит:
от осознания всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
от осуществления психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ
от активного включения учащихся в деятельность по созданию ИОМ
от организации рефлексии как основы коррекции ИОМ.