План-конспект открытого занятия «Царевна-лебедь и лебедь Хумай»
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«ЦДТ «ГЛОБУС» г.УФА РБ
План-конспект
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ЦАРЕВНА – ЛЕБЕДЬ и лебедь ХУМАЙ»
для учащихся 1-4 классов студии «КОЛОРИТ» ЦДТ «ГЛОБУС» г. УФА
Педагог дополнительного образования
Червякова Марина Владиславовна
2018г.
Цель: способствовать формированию интеллектуальных и развитию творческих способностей учащихся в работе над созданием творческого образа «Царевна-Лебедь» художественными средствами на примере произведений искусства живописи А.М.Врубеля, литературы А.С.Пушкина, башкирского эпоса «Урал-батыр», музыки К.Сен-Санса и П.И.Чайковского.
Задачи занятия:
Образовательные:
Активизация мыслительной деятельности обучающегося.
Активизация познавательной деятельности.
Развивающие:
развивать фантазию, воображение, творческое мышление, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности;
Развивать познавательный интерес к занятию.
Развитие пространственной ориентации.
Коррекционно-развивающие:Повышать уровень развития логического мышления. Развивать мелкую моторику. Развивать сообразительность, любознательность, внимание, память..
Воспитательные:
воспитать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, искусству слова;Способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию.
Прививать навыки культуры общения на занятии.
Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.
Изучение нового материала. Обогащение духовного мира ребёнка.
Иллюстративный материал: репродукции «Царевна-Лебедь», иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, фотографии и зарисовки из балета «Лебединое озеро», иллюстрации к эпосу «Урал-Батыр».
Музыкальный материал: фонограммы из балета «Лебединое озеро», фрагмент сюиты «Карнавал животных» К.Сен-Санса, фонограмма игры на Курае.
Литературный материал: книга «Сказки А.С.Пушкина», эпос «Урал-Батыр».
Занятие рассчитано на возрастную группу 6-13 лет.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
«Цвет моего настроения»:
Цель: развитие рефлексии собственных чувств, умения слушать и слышать каждого участника группы
Материалы: цветной мячик колорит
«Выбери и назови цвет соответствующий твоему настроению, объясни свой выбор»
«Гимнастика мозга»
Цель: активизация работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь). «Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.
Здравствуйте, мои дорогие юные художники и ваятели! Сегодня мы отправляется в сказочное путешествие. В нашем путешествии примут участие музыка, проза, живопись. (Играет музыка П.И.Чайковского). Эта музыка нас приглашает на озеро, где в голубовато-серебристом тумане, из зарослей величественно выплывают лебеди со своей юной Царевной, заколдованной злым волшебником. Днём свет белый затмевает, Ночью землю освещает, кому можно отнести строки сказки…. Вы, ребята, знаете, что превращение персонажа в птицу традиционен для сказки. В каких сказках это было?
(«Сказка о Царе Салтане» (Царевна-Лебедь) и башкирский эпос «Урал-Батыр» (Лебедь- Хумай).
Откуда же взялся образ лебедя? Почему именно лебеди стали священными птицами у многих народов? Этот вопрос не давал нам покоя, и мы решили проникнуть вглубь веков.Лебедь во многом собирательный образ. В русском фольклоре есть образ «гуси-лебеди». сходная птицезвериная символика распространена у разных народов. В мифологии предков башкир Хумай дева-лебедь, дочь солнца, повелительница страны птиц и супруга героя-первопредка и демиурга Урала. Ее сестра Айхылу (Лунная красавица) является дочерью Луны, девой-уткой, супругой владыки Каждый род и племя в числе традиционных атрибутов, как родовое дерево, оран, боевой клич, тамга имели и священную птицу в качестве тотема. Культ журавля у башкир отразился во многих жанрах фольклора. Священными птицами у башкир были: журавль, лебедь, голубь, ворон и др. Журавли изображаются покровителями башкир а не скрыта ли разгадка в самом слове «лебедь».
Вот какое определение слова «лебедь» дается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова:
1) лебедь – большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей;
2) лебедь – кликун – белый лебедь, издающий звучные клики;
3) лебедь – шипун – самый крупный белый лебедь, издающий шипящие звуки.
В толковом словаре русского языка В. И. Даля дается следующее толкование:
1) лебедь – лапчатая водяная птица;
2) лебединая песня – предсмертное или последнее произведение писателя; последнее слово умирающего.
В этимологическом словаре под редакцией Н. М. Шанского слово «лебедь» образовано с помощью суффикса – едь от основы леб (перегласовка elb), сравнить в древненемецком elbio - «лебедь», родственный латинскому albus - «белый», греч. аlphos – «белое пятно». По-немецки Эльба значит «белая». Птица получила название по своему белому оперению.
Лебедь – одна из наиболее почитаемых русским народом птиц. Вместе с соколом он стал почти олицетворением Руси. По свидетельству византийского историка X века императора Константина Багрянородного, сама территория, где жили древние руссы, именовалась Лебедией. Впоследствии это дало право Велимиру Хлебникову назвать новую Россию «Лебедией будущего». Точно так же и славяно-скифы, описанные Геродотом, именовались «сколотами», то есть, «соколотами» - от русского «сокол».В толковании арабских географов, описавших наших предков задолго до введения христианства, их название звучало по-геродотовски: «сакалиба» («соколы»).Отсюда и знаменитые «саки» - одно из названий славяно-скифов - «скитальцев» - «кочевников». Почему же именно лебедь и сокол – две столь разные птицы пребывают в борьбе друг с другом? Сокол нападает, преследует, лебедь спасается, защищается. Но всегда ли так было? У Пушкина в «Сказке о царе Салтане», целиком построенной на образах и сюжетах русского фольклора, лебедь-птица добивает и топит злодея-коршуна. В народной символике коршун, как и сокол, является хищной птицей. В «Задонщине» Слове Сафония – рязанца соколы, кречеты, ястребы олицетворяют ратников Дмитрия Донского: «Ужо боте соколе и кречеты, белозерскыя ястребы борзо за Дон перелетели и ударилися о многие стада гусиные и лебединые». Потом это повторит А. Блок:Над вражьим станом, как бывало,И плеск и трубы лебедей.
можно сделать вывод: в далекие времена лебедь олицетворял образ защитника Руси
Игра «Сказки перепутались»
Каждая команда получает карточку.
Задание: найти строчки из сказки о Царе Салтане.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»
В ноги он к старухе поклонился,
Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)
башкирский Батыр Урал эпос
Лебеди царевне Салтановиче Гвидоне князе богатыре и могучем славном его о сыне Салтанео царе Сказка
Прекрасный Лебедь… Образ девушки-птицы уходят корнями в греческую мифологию. Уже тогда лебеди были символом чистоты, нежности и верности. Мудрая дева-птица Хумай обладала искусством перевоплощения. Превращалась она в птицу-лебедь, летала над просторами земли своих соплеменников. Пролетая над землею, горами и озерами, следила за порядком жизни. с дальних башкирских гор, прозрачных озер прилетели 2 птицы – сестры Белая лебедь Хумай и райская птица Айсылу. «Это песня-легенда о давних временах, когда Урал батыр защищал свою прекрасную землю. Там, в дремучих лесах, на зеркальных озерах, в цветущих долинах жили две сестры, две птицы, стремящиеся к добру и справедливости. Старшая, Хумай – белая птица, и младшая Айсылу – райская лунная птица. Эта песнь о них, об их красоте, скромности и нежности».
Если вы знаете стихи о лебедях – прочтите, пожалуйста, сейчас.
Балерин плывет лебяжья стая,
Шумно распахнулись веера.
Свет и ветер, музыка блистает.
Музыка нова, хоть и стара.
Облаком едва заметной дрожи,
Дымкою, слетающей с высот,
В зеркалах неуследимо множась,
Лебедь белая легко плывет (Лев.Озеров)
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво". «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
, Царевна - Лебедь, олицетворяет древнее светоносное Божество. Пушкин ничего не прибавил и не убавил к неувядающим народным представлениям о прекрасной волшебной Деве с горящей звездой во лбу, чья вселенская предназначенность выражается в следующих строках. Царевна-Лебедь – одна из героев сказки «О царе Салтане. Она считается главным женским образом. Героиня эта фантастична. Царевна живет где-то за морем и поражает всех своей красотой: «Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает». Прекрасны у царевны и речь, и походка. Царевна-Лебедь грациозна, благородна, женственна и изящна. В ней отражен настоящий идеал как внешних, так и внутренних качеств. К тому же, она очень необычна: «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит». Эта героиня обладает волшебными силами, ей подчиняется природа. Кроме того, в ней можно найти сходства с другими сказочными женскими образами – Василисой Премудрой, Еленой Прекрасной. Они тоже творят различные чудеса.
Царевна-Лебедь – замечательный образ, обладающий чудесными силами и магической мудростью. Образ, воспетый Пушкиным, Царевна - Лебедь, олицетворяет древнее светоносное Божество, о нем Гумилев сказал так:
Я вспоминаю, и что–то должно появиться,
Как в сумрачной драме развязка:
Печальная девушка, белая птица,
Иль странная, нежная сказка.
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И горные лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени…
Благодарю за прекрасное чтение.
Вместе с Лебедем отправимся в мир мечты замечательного искусства иллюстрации.
В портрете лебедей присутствует очарование пушкинской Лебеди – хрупкой, мечтательной, загадочной; неизбывная печаль. Трагичность Одетты Чайковского; и величие, смелость и верность Лебедя Хумай. С картины, как будто в самую глубину Вашей души заглядывают широко открытые чарующие глаза царевны. Она словно видит прошлое и будущее, поэтому быть, так печально и чуть удивленно приподняты ее брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать.
Расскажите, пожалуйста, что вы видите?
(Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные, рубиновые самоцветные камни узорчатого венца кокошника, и, кажется, это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях волн и прозрачным светом окутывает тонкие черты ее бледного неземного лика.
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И Царевной обернулась….
Давайте посмотрим как образ царевны лебедь отразился на национальном костюме разных народов нашей Родины и как этот образ похож с образом Ангела-хранителя. Проявление символа лебедя в одежде. Принадлежность конкретного тотема к какому-либо роду-племени помогает узнавать себе подобных или отличать своих от чужих. Это проявляется в особенностях одежды, головного убора, причёски, украшений. русский женский головной убор кика по форме напоминает птицу, а его название происходит от названия лебединого крика – кика (кикать – «кликать, кричать»). Отсюда древнегреческое название лебедя – «Кикн» (так звали и сына Аполлона, превращённого после смерти в созвездие Лебедя). Интересно, что мужской головной убор алеутов, когда они были открыты русскими мореплавателями, по форме напоминал также лебединую голову. В тюркской традиции Умай представляли как женщину с золотыми волосами. Ее образ тесно связан с миром птиц. Нагрудные и наспинные украшения башкирских женщин, а также головные уборы, украшались монетами, имитирующими перьевой покров птиц. Семантика украшения одежды указывает на связь с культом Умай. . ..После смерти любимого мужа, стала Дева-Хумай забывать сбрасывать свой лебединый наряд, и превратилась Дева-Хумай в белую лебедь. Улетела прочь Хумай, скрылась от глаз людских. На Урале сохранились архаические представления об Умай как о богине - посреднице между верховным божеством Тенгри и миром людей и животных. В мифологии предков башкир Хумай это солярное божество, дева-лебедь, дочь солнца, повелительница страны птиц и супруга героя-первопредка и демиурга Урала. Ее сестра Айхылу (Лунная красавица) является дочерью Луны, девой-уткой, супругой владыки Каждый род и племя в числе традиционных атрибутов, как родовое дерево, оран, боевой клич, тамга имели и священную птицу в качестве тотема. Культ журавля у башкир отразился во многих жанрах фольклора. Священными птицами у башкир были: журавль, лебедь, голубь, ворон и др. Журавли изображаются покровителями башкир В башкирском фольклоре лебедь также является тотемом и бытует понятие, что все лебеди - потомки небесного божества Хумай, прародительницы башкир.
Вывод: действительно, символ лебедя использовался в одежде и головных уборах у многих народах.
Давайте перейдем к нашей практической работе, создадим свой неповторимый образ Девушки- Лебедя, призвав на помощь себе фантазию и воображение.
А пока вы создаете свой образ, мы послушаем популярнейшее произведение французского композитора Камиля Сен-Санса. На его основе создан вдохновенный балетный номер про величественную и гордую птицу, скользящую по воде благородно, плавно и красиво….
Физкультминутки
Микропаузы при утомлении глаз:
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
Тематическая физкультминутка «Морское путешествие»
1 Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
Движения руками выполнять соответственно тексту.
2 Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.
Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны.
Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.
3 Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать?
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.
4 Это рыбацкая лодка.
Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.
5 Это морская звезда.
Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.
6 Это, конечно улитка.
Руки в стороны, выполняем круговые движения.
7 Всех разгадаю вас я. Руки разводим в стороны. )
Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
БОЖЬИ КОРОВКИ
Божьей коровки папа идет,
Следом за папой мама идет,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними самые малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками черненькими.
Папа семейку учиться ведет.
А после школы домой заберет.
(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.
На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.
На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу
О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Задание: каждой команде по 2 вопроса
Какие эпизоды вам особенно понравились?
Есть ли у вас любимый герой?Кто он? Почему он понравился?
Чему учит сказка?
Какие чувства остались у вас после знакомствас героями сказки?
Характеристика основных героев сказки
Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
богатырь Урал батыр. Характеристика. Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
Лебедь Хумай какая по характеру
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора). Братья .богатыря Урал батыр.какие по характеру
Итог. проведена творческая работа - создание образа Лебедя, который играет в современной жизни ничуть не меньшую роль, чем в далеком прошлом. Данная работа имеет большое практическое значение.Наш святой долг - сберечь и передать следующим поколениям память о том, что создано и завоевано, что происходило задолго до нашего рождения.
награждение грамотами «За активное участие»
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
На занятии использовались методы развивающего обучения: исследовательский (дети анализируют художественные произведения и музыку) и эвристический (педагог ставит, а дети решают изобразительную задачу. Также были задействованы традиционные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: слушание музыки, беседа, рассматривание иллюстраций, показ педагогом способа действия, выполнение композиции на заданную тему.
Дети показали на занятии высокую степень творческой активности и продуктивности в выполнении задания создание образа Лебедя, который играет в современной жизни ничуть не меньшую роль, чем в далеком прошлом. Данная работа имеет большое практическое значение.
Литература
1. Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977.
2. Ахияров К.Ш., Бронников С.А., Исхаков Т.К. Народная педагогика —основа воспитания подрастающего поколения. Уфа, 1992.
3. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Диссертация канд.пед.наук, 1993.
4. Галин С. Башкирский народный эпос: природа жанра / “Ватандаш”, 1998, № 1. С. 169-174.
5. Галин С. Мифологические мотивы и образы / “Ватандаш”, 1998, № 12. С. 138-147.
6. Вульф Е.В., Малеева О.Ф. Мировые ресурсы полезных растений (Справочник). Л.: Наука, 1969. С. 362.
7. Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. Уфа, 1994.
8. Галлямов С. “Урал-батыр” / “Шо¤ќар”, 1995, № 6.
9.Галлямов С. Великий Хау Бен. Уфа, 1997.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
11. Матейчек З. Родители и дети. М., 1992.
12. Башќорт ћ¦ћбићте тарихы. Алты томда. 1990. Т. 1. 245-се б.
13. Башкирия в русской литературе. В 5-ти томах. Уфа, 1989. Т.1.
14. Башкирское народное творчество. Том 8. Песни. Уфа, 1995.
15. История Башкортостана. Учебник для 8-9 кл. Уфа, 1997.
16. Рахматуллина З. Национальная традиция — философско-методологическая
Список источников:
Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М.: Мысль, 1983
Самкова В.А. Мифологемы: проблемы поиска подлинной идентичности в уральском эпосе// XII Конгресса антропологов и этнологов России. Ижевск, 3 – 6 июля 2017 г./ сб. материалов. Отв. Ред. А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. Москва; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017.- 512с. (387- 390с.)
Цыбульский В.В. Научные экспедиции по Казахстану (А. Гумбольдт, П. Чихачев, Г. Щуровский. — Алма-Ата: Казахстан, 1988. — 184 с.