12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова Ирина Геннадьевна57654
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «"Театр-дети-театр"»

План-конспект отрытого занятия

с воспитанниками Театра - студии «Креатив»

по образовательной программе

«Детская театральная студия»


Тема: «ДЕЙСТВИЕ. ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ – РОЖДЕНИЕ ЧУВСТВА»


ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 24.03.2023 г.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 академических часа

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: 12 человек

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:11-12 лет

ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное занятие-практикум (получение новых знаний и применение новых знаний и умений на практике)


ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ДЕЙСТВИЕ. ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ – РОЖДЕНИЕ ЧУВСТВА»


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование устойчивых навыков по совершению сценического действия в яркой, выразительной форме, получение знаний о целесообразности действия, нахождение совместно с обучающимися ответа по четкому разграничению действия от движения


ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

обобщить и систематизировать представления о понятии «сценическое действие» через упражнения и игры;

сформировать представление о цели действия, как рождении чувства;

получить практический опыт работы с видеоматериалом, предварительно собранным обучающимися, используя возможности интернет-ресурсов.

пополнить словарный запас основными понятиями и терминами, относящимися к театральному искусству

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

развивать возможности эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике: от действия к чувству и от чувства к действию.

сформировать способность к импровизации;

развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;

развивать познавательную деятельность с помощью интернета;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

сформировать навыки КТД;

привить навыки взаимодействия с партнером;

научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков и поведения героев.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Элементы адаптивной системы поведения (А.С. Границкая), здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода (Н. К. Смирнова, И. С. Якиманская), технологии коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов); метод сравнительного анализа; IT технологии, технология театральной педагогики, этюдный метод.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

обобщение и систематизация знаний через игры и упражнения, работа со слайдами живописных полотен;

создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, нахождение ответа в окружающей действительности;

игровой прием выявления знаний театральной терминологии


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ: индивидуальная, парная, групповая.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук с флэш-носителем, музыкальный центр.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Посредством работы над этюдами развиваются индивидуальные способности обучающихся к перевоплощению, они аргументировано доказывают отличие движения от действия, как имеющего цель, понимают роль действия в рождении чувства у актёра, показывают знания по терминологии театра, демонстрируют умение работать в команде


ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЯ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Задачи этапа: подготовка к продуктивной творческой работе, организация начала занятия.

Результат: создание психологического настроя, концентрация внимания, мобилизация.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Задачи этапа: обеспечение мотивации обучающихся к восприятию нового материала, сообщение темы и цели занятия.

Результат: введение обучающихся в творческое самочувствие, постановка педагогом учебных творческих задач, понимание их обучающимися

Работа ведётся посредством тренинга актерской психотехники


3. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Задачи этапа: усвоение и систематизация знаний о сценическом действии и его видах. Усвоение различных способов совершения действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и умений, обобщение.

Результат: воспитание эмпатийных способностей, способности к перевоплощению, развитие волевых качеств личности, терпения в учебной работе, активного желания успешного решения творческих задач занятия (стимулирование положительными эмоциями, позитивной ориентацией учебно-воспитательного взаимодействия).


4. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Задачи этапа: самооценка обучающимися своих действий

Результат: обучающимися усваиваются новые знания по теме «Действие», способы выстраивания целенаправленного действия, приемы-приспособления достижения цели действия и рождения чувства, активно выполняется практическая работа с учётом всех советов, замечаний и указаний педагога.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Действие — главный возбудитель сценических переживаний актера. Каким образом актер вызывает в себе нужные сценические эмоции, добивается оживания в своей психике тех переживаний, которые необходимы в данный момент?

К. Станиславский отвечает так: "Не ждите чувства, действуйте сразу! Чувство придет в процессе действования".

Нельзя заставить человека по заказу любить, ненавидеть, гневаться, жалеть. Пытаясь это сделать, актер неизбежно станет притворяться, изображать эти чувства. Зная же мотивы и цель действия, которое необходимо совершить, актер способен его выполнить. Это может быть как физическое действие (убрать комнату, наколоть дров), так и психическое (просить, утешать, убеждать, упрекать, дразнить). Если при этом ему встретится препятствие, возникнет отрицательное чувство (досада, раздражение, негодование, гнев), если будет сопутствовать удача – возникнет положительное чувство. Так, если всерьез начать кого-нибудь утешать, в сердце невольно возникнет чувство жалости к утешаемому. Т.е., действие рождает чувство, как оживление ранее испытанного в жизни.

Иными словами, действие является возбудителем сценических чувств.

Каждое действие имеет цель. Например, чинить карандаш можно, чтобы нарисовать профиль любимой девушки или чтобы написать неприятное письмо. В разных ситуациях карандаш будет чиниться с разным чувством.

К. Станиславский говорил: «Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет». Только выполнять действие надо по-настоящему. Например, требуется показать человека, который жаря яичницу, обжигает себе руку о горячую сковороду. Как сделать так, чтобы момент ожога оказался «неожиданным» для актера? Чтобы актер вскрикнул или даже уронил сковороду, не стоит готовиться к этому моменту, ждать его, надо как бы абсолютно забыть о нем. А это возможно только, если актер по-настоящему увлечется действием, то есть будет «готовить» яичницу с увлечением.

Из примеров следует, что материалом актерского искусства не может быть только тело или только душа актера, а душа и тело вместе, в неразрывном единстве. Б. Захава «Мастерство Актера и Режиссера»


         ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Подключение компьютера к сети.

Расположение обучающихся на стульях, стоящих полукругом; приветствие; позитивный визуальный контакт с каждым обучающимся; выяснение отсутствующих на занятии; подготовка творческих дневников к работе

Упражнение-игра «КАРУСЕЛЬ ПРИВЕТСТВИЙ».

Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя к ним доброжелательность и заряжает позитивным настроением.

Воспитанники приветствуют педагога и друг друга, передавая по кругу приветствие, хлопая по ладоням три раза: «Имя! Привет! Привет! Привет!»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Выполнение комплексного ТРЕНИНГА АКТЕРСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ:

упражнение на одновременное включение в действие «ХЛОПОК НА ХЛОПОК». Выполнение хлопка одновременного с педагогом;

упражнение НА МОБИЛИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ (тренировка первого («отказ» от интересующих в настоящий момент объектов) и второго («уверенность», что предложенный объект интереснее) слагаемых управления вниманием) и взаимодействие с партнером;

упражнение НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «СВЯЗАТЬСЯ С ПАРТНЕРОМ ГЛАЗАМИ». Разбиться по парам без договоров, подмигиваний, только глазами. Во второй части упражнения - поменяться местами с партнером. Перемешивание мест обучающихся помогает возникновению новой деловой атмосферы;

упражнение НА МОБИЛИЗАЦИЮ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ «ПИШУЩАЯ МАШИНКА». Воспитанники хлопком «печатают» каждую букву в предложенном педагогом слове;

упражнение НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ «ЖЕЛЕЗНЫЕ И ВАТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ». Попеременное напряжение и расслабление мышц с целью добиться правильного, т.е. необходимого и достаточного, мышечного напряжения на всех участках тела;

задание «ОЖИВШИЕ ПОЛОТНА ХУДОЖНИКОВ». Вам было дано домашнее задание найти в интернете материал о картинах великих русских художников, герои которых изображены активно и выразительно действующими. Сейчас мы посмотрим материалы, подготовленные вами, и обсудим, почему художник задал тот, или иной жест, поворот головы, позу персонажу, разберем, какие действия выполняют персонажи, попытаемся пластически воспроизвести изображенные на слайдах сюжеты картин русских художников, проанализируем этюды друг друга. На экране высвечиваются слайды с изображениями известных полотен русских художников: Н.Репин «Бурлаки на Волге», Айвазовский «Девятый вал, Васнецов «Три богатыря».

АНАЛИЗ ЭТЮДОВ ВОСПИТАННИКОВ. Мы заметили, что наши попытки воспроизведения действия персонажей, изображенных на полотнах, наталкиваются на неточности в исполнении. С чем это связано?

Ожидаемые ответы воспитанников

Попробуем разобрать. Тема сегодняшнего занятия «ДЕЙСТВИЕ. ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ – РОЖДЕНИЕ ЧУВСТВА». Сообщение темы, цели и задач занятия.


ОСНОВНОЙ ЭТАП

На предыдущих занятиях мы говорили о том, что актеру, как и человеку, действовать свойственно всегда. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение.

Сегодня мы продолжим эту тему. Итак, что же такое действие? Чем оно отличается от движения? И что такое сценическое действие?

Ожидаемые ответы воспитанников

Попробуем разобраться. Сегодняшнее занятие мы начали с простого движения: передачи хлопков по кругу. Можно назвать это движение действием? Есть какая-то разница между этими понятиями. Чем движение отличается от действия?

Ожидаемые ответы воспитанников

Действие это процесс достижения цели.

Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Значит, все, что мы до этого выполняли, называется движением. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Спасибо. Это пенек и мы сильно устали. Это космический корабль и мы садимся в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует.

Для чего мы сели на пенек? Чтобы отдохнуть. Что у нас появилась? Правильно - цель или конечный результат. Движение - это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать.

Я – хочу – цель (Работа в творческих дневниках – фиксация определений)

Актёр не может выйти на сцену, не ответив себе на вопрос: «Зачем я выхожу на сцену»?

Спасти человечество – это цель?

Ожидаемые ответы воспитанников

Т.е. цель должна быть конкретной, активной, направленной на что-то или кого – то. Действие определяется глаголом: Я хочу. Я хочу отговорить своего друга от неверного шага, я хочу уговорить подругу пойти в кино….

Возникает вопросы: Зачем и как я хочу достичь цель? Мы получаем цепочку: цель – я хочу, действие - глагол, вопрос: зачем и как?

Иными словами, я должен оправдать своё действие предлагаемыми обстоятельствами

Как я буду добиваться своей цели, что я должен буду сделать для этого? С помощью приёмов – приспособлений.

ТРИ ШАГА К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ (Работа в творческих дневниках – фиксация определений)

1 ШАГ – отвечает на вопрос - что я делаю? Элемент действия: что я делаю – отрываю дверь . Ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)

2 ШАГ отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга. Ваши варианты?

3 ШАГ – как я это делаю? Элемент приспособления: через что? Это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции, через словесные действия, через внутренние или внешние действия, через ваши приспособления.

Как только цель четко определена, возникает чувство. Попробуем освоить в этюдной работе.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ занятия выполняется ЭТЮДНЫМ МЕТОДОМ. Используются традиционное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся (карточки для этюдной работы с указанием сценической задачи).

Попробуйте подействовать в указанных предлагаемых обстоятельствах, создав вызванный этими предлагаемыми обстоятельствами сценический образ.

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ

1. ПОКАЗАТЬ, КАК ДЕЙСТВУЕТ ЗРИТЕЛЬ, ПРИШЕДШИЙ В ТЕАТР ЗИМОЙ.

пришел в театр рано, еще не было ни одного звонка;

пришел в театр после второго звонка;

пришел в театр после третьего звонка.

2. ПОКАЗАТЬ, КАК ДЕЙСТВУЕТ ПАССАЖИР, ПРИШЕДШИЙ НА ВОКЗАЛ

за час до отхода поезда (билета нет),

за 15 минут до отхода поезда (билета нет)

спустя 5 минут после отхода поезда (билета нет)

3. ПОКАЗАТЬ, КАК ДЕЙСТВУЕТ ПОСЕТИТЕЛЬ МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

в распоряжении целый день;

времени на осмотр 2 часа.


Обучающиеся, с помощью педагога, (который задает сценическую задачу этюда), исполняют свой вариант пластического решения, получают понимание, чем движение отличается от действия, как имеющего цель, делают акцент на чувствах, вызываемых тем или иным действием. Результат фиксируется в творческих дневниках и закрепляется в этюдной работе.


4. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Обращают на себя внимание некоторые специфические ошибки в этюдах: недостаточно считывается цель действия, не отражен какой-либо шаг из трех шагов к достижению цели, не органичное, не выразительное исполнение.

Вам было интересно моделировать действия, изменяя цель? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности? Как, по-вашему, можно избежать неточностей? Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу.

Давайте закрепим основные понятия, знания и навыки по теме.


ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ будет выполнение этюда по заданию – письменно (прописать сюжет) и пластически. В помощь даю подсказку. Любое действие актёр выполняет с разными темпо - ритмами. Темп – это скорость выполняемого действия. Ритм – это степень внутреннего напряжения. Данное задание подготовит нас к теме следующего занятия «Темпо-ритм»

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ

одеваться, чтобы идти на занятия. Времени достаточно, чтобы не спеша дойти до остановки (темпо - ритм, вызванный данными предлагаемыми обстоятельствами - спокойный, деловой, уверенный),

одеваться, чтобы идти к человеку, который вам не приятен, но, идти необходимо (темпо – ритм - вялый, медленный, без желаний),

одеваться, чтобы идти на свидание с любимым человеком (темпо - ритм - энергичный, оживленный, желанный, а временами замедленно-мечтательный).

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие.

Всем спасибо! До следующей встречи!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – Спб., 2020

Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов.» М., , НИИ художественного воспитания,1990.

Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2013. - 42 с.

Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2019

Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2010.

Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2014.

https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2023/06/07/deystvie-osnova-stsenicheskogo-iskusstva

https://4brain.ru/blog/сценическое-действие/

https://studfile.net/preview/3827138/page:6/




7


Опубликовано в группе «"Театр-дети-театр"»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Елена Владимировна, 22.11.23 в 08:55 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна, за качественный образовательный ресурс! Интересное занятие!
Куликова Ирина Геннадьевна, 22.11.23 в 12:28 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за поддержку, Елена Владимировна! Очень приятно!

Отредактировано 22-11-2023 12:30

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.11.23 в 09:52 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный и интересный материал!
Куликова Ирина Геннадьевна, 22.11.23 в 12:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна, за внимание к разработке и положительный комментарий!
Фролова Елена Николаевна, 22.11.23 в 15:08 2Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна,замечательная работа,спасибо!
Куликова Ирина Геннадьевна, 22.11.23 в 16:05 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Елена Николаевна, за позитивный комментарий!
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.11.23 в 15:29 2Ответить Пожаловаться
Интересное занятие,Ирина Геннадьевна! А много детей у вас занимается?
Куликова Ирина Геннадьевна, 22.11.23 в 16:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за комментарий! По нормам по 12 человек 3 группы - младшие, средние и старшие. Больше 12 сложно - предмет динамичный, эмоции через край. Хотя на практике случается
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.