План-конспект урока ОБЖ для учащихся 8 класса на тему «Первая медицинская помощь при поражении аварийно- химическими опасными веществами»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1
«Утверждаю
директор_________________
_________________________
«___»_______________2020г.
Класс: 8
№ занятия: 1
Цели урока:
учебная: рассмотреть аварийно-химические опасные вещества; изучить правила оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно- химически опасными веществами — аммиаком и хлором;
воспитательная: воспитать у обучающихся убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
Учебные вопросы:
Аварийно- химически опасные вещества.
Отравление аммиаком, первая помощь.
Отравление хлором, первая помощь.
Место проведения: каб. №30
Отведенное время: 40 минут
Используемые методы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, фронтальная беседа).
Наглядный (презентация, видеоролик) в сочетании со словесными методами.
Проблемный метод.
Используемые методы воспитания: работа в парах, дискуссия.
Формы УПД: контрольно- корректирующая (получение и анализ информации о результатах учебной деятельности учащихся по каналам обратной связи, формулировка выводов, соответствующая коррекция).
Используемые литературные источники:
1.Рабочая программа учителя ОБЖ
2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Авторы: Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н.
3.https://infourok.ru/konspekt-po-obzh-pervaya-pomosch-pri-ahov-klass-1842966.html
Материальное обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (схемы), учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный, мотивационный этап | Здравствуйте, дети. Сегодня для работы нам понадобится: учебник, тетрадь, ручка и хорошее настроение. Повернитесь к своему соседу по парте, пожмите ему руку, улыбнитесь и скажите «Будем сотрудничать». Присаживайтесь. | Проверка готовности к уроку | Готовятся к уроку |
Постановка целей и задач | Ребята, посмотрите на серию картинок, внимательно .Скажите, какова тема нашего урока.
| Показ картинок, при необходимости акцентирую внимание детей на отдельных изображенных элементах. | Формулируют тему урока. |
Исходя из темы, сформулируйте цель, задачи. | При необходимости корректирую ответы учащихся | Формулируют цель. | |
Актуализация, постановка проблемы | Отравляющие химические вещества чрезвычайно опасны для здоровья и жизни человека. Обычно они попадают в человеческий организм путем их вдыхания из воздуха. Некоторые из них настолько сильны, что могут привести к смерти зараженного практически молниеносно, при этом достаточно будет всего нескольких миллиграммов опасного вещества. | Рассказ, показ слайдов | Слушают |
Что же представляют собой опасные химические вещества? Как оказать первую помощь при отравлении? Какие симптомы указывают на поражение организма АХОВ? Как Вы считаете, в чем заключается проблема? | Выслушиваю, корректирую ответы, устанавливаю первичный уровень знаний учащихся по теме. | Отвечают на вопросы | |
Усвоение новых знаний | Посмотрите видеоролик. В парах попробуйте сформулировать ответы на вопросы. Классификация аварийно- химических опасных веществ. Что следует понимать под аварийно- химическим опасным веществом (АХОВ)? Рассмотрим схему и ответим на вопрос, на какие группы можно разделить АХОВ по воздействию на организм человека? АХОВ, по своему воздействию на человеческий организм принято делить на несколько групп: Вещества, оказывающие удушающее воздействие. К ним относятся: хлорид серы, фосген, хлор, гидразин, хлорпикрин, треххлористый фосфор. Вещества, оказывающие общеядовитое воздействие: синильная кислота, этиленхлоргидрин, оксид углерода, акролеин, динитрофенол, водород мышьяковистый и динитроортокрезол. Вещества, обладающие общеядовитым удушающим воздействием. Наиболее известные из них: сероводород, акрилонитрил, сернистый ангидрид и оксиды азота. Нейротропные вещества, оказывающие негативное воздействие на передачу и генерацию нервных импульсов. Из них выделяются: оксид этилена, метилмеркаптан, фосфорорганические соединения и сероуглерод. Вещества, одновременно обладающие и нейротропным и удушающим воздействием. К ним относятся: бромистый метил, аммиак, метил хлористый, бромистоводородная кислота, ацетонитрил. Вещества, способные привести к нарушению обмена веществ: диоксин, диметилсульфат и формальдегид. Опасные вещества попадают в организм человека несколькими способами: через пищеварительный тракт, через слизистые оболочки, через кожу и органы дыхания. Попадая внутрь, они разрушают жизненно важные органы и способствуют нарушению работы многих систем организма, создавая тем самым серьезную опасность для жизни человека. | Слушаю ответы, при необходимости корректирую, даю пояснения к каждой группе химических веществ. Рассматриваем схему, корректирую ответы. | Отвечают на вопрос 1(По степени токсичности химические вещества можно разделить на 6 групп: - чрезвычайно токсичные; - высокотоксичные; - сильно токсичные; - умеренно токсичные; - малотоксичные; - практически не токсичные.) Отвечают на вопрос 2. (Под аварийно- химически опасным веществом (АХОВ) следует понимать опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах). Отвечают на вопрос 3(По воздействию на организм человека АХОВ можно* разделить на 6 групп: первая — вещества с преимущественно удушающим действием: вторая — общеядовитого действия третья —обладающие удушающим общеядовитым действием четвертая — нейротропные яды пятая — обладающие удушающим и нейротропным действием: шестая — нарушающие обмен веществ: |
Первичное обобщение и систематизация знаний | Сейчас, по всему вышесказанному предлагаю вам нарисовать рисунок (схему). В центре рисунка должен быть человек, стрелками (к человеку) прошу указать, какие аварийно-химические опасные вещества влияют на здоровье человека (можно нарисовать или написать предмет, который выбрасывает эти яды). | Индивидуальная работа. | Составляют схему. |
Усвоение новых знаний | Определим, ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ. Химические вещества могут попадать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые. При попадании в организм вызывают нарушения жизненно важных функций и создают опасность для жизни. По скорости развития и характеру течения различают острые, подострые и хронические отравления. Острыми называют отравления, которые возникают через несколько минут или несколько часов с момента поступления яда в организм. Определим, порядок оказания первой помощи при отравлении химическими веществам. Как вы думаете с чего нужно начать? При ингаляционном поступлении химических веществ (через дыхательные пути) необходимо надевание противогаза, вынос или вывоз из зараженной зоны, при необходимости полоскание рта, санитарная обработка. В случае попадания химических веществ на кожу — механическое удаление, использование специальных дегазирующих растворов или необходимости полная санитарная обработка. Немедленное промывание глаз водой в течение 10—15 минут. Если ядовитые вещества попали через рот — полоскание рта, промывание желудка, введение адсорбентов, очищение кишечника. Перед промыванием желудка устраняется угрожающее жизни состояние: судороги, обеспечивается адекватная вентиляция легких, удаляются съемные зубные протезы. Пострадавшим, находящимся в коматозном состоянии, желудок промывают в положении лежа на левом боку, остальным — сидя. Зондовое промывание желудка осуществляют 10—15 л воды комнатной температуры (18 — 20°С) порциями по 0,5-1 л с помощью системы, состоящей из воронки, емкостью не менее 0,5 л, соединительной трубки и толстого желудочного зонда. Показателем правильности введения зонда является выделение желудочного содержимого из воронки, опущенной ниже уровня желудка. Изучите раздаточный материал. Наиболее распространёнными АХОВ, как мы помним, являются аммиак и хлор,которые широко применяются в производстве. Ознакомимся с признаками отравления аммиаком: — сильный кашель, удушье, сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, жжение в груди, покраснение и зуд кожи, резь в глазах, слезотечение; — соприкосновение с кожей вызывает обморожение. Рассмотрим, признаки отравления хлором: — вдыхание концентрированных паров хлора может привести к быстрой смерти в результате химического ожога и рефлекторного торможения дыхательного центра; — в менее тяжёлых случаях появляется резь в глазах, слезотечение, мучительный приступообразный кашель, боли в груди, головная боль; — при незначительном отравлении появляется чувство стеснения в груди, сухой кашель, сухие хрипы в лёгких. | Рассказ, беседа, дискуссия. Корректирую, дополняю ответы учеников. Фронтальная беседа. | Отвечают на вопросы, возможно, оспаривают мнение оппонента. Ответ на вопрос 1 (Общими принципами неотложной помощи при поражениях АХОВ являются: Прекращение дальнейшего поступления яда в организм и удаление не всосавшегося. Ускоренное выведение из организма всосавшихся ядовитых веществ. Применение специфических противоядий (антидотов). Патогенетическая и симптоматическая терапия (восстановление и поддержание жизненно важных функций). Обучающиеся изучают раздаточный материал, задают вопросы, слушают. |
Проверка понимания изученного материала, применение изученного, обобщение и систематизация | В тетради, в парах, составьте схему, общих мер первой помощи при отравлении аварийно-химическими опасными веществами. Составьте схему «Первая медицинская помощь при отравлении аммиаком, первая медицинская помощь при отравлении хлором». Примерные работы детей: Первая медицинская помощь при отравлении хлором: — надеть на пострадавшего противогаз и немедленно вынести его из опасной зоны; — снять с пострадавшего противогаз и освободить от одежды, стесняющей дыхание; — в случае рефлекторной остановки дыхания необходимо провести искусственную вентиляцию лёгких (отработка на роботе «Максим»; — после эвакуации пострадавшего из зоны заражения промыть ему глаза водой и закапать в них 1-2 капли вазелинового масла.
Первая медицинская помощь при отравлении аммиаком: — надеть на пострадавшего противогаз (обычный противогаз от аммиака не спасёт, нужен дополнительный патрон ДПГ-1 или ДПГ-3 к ГП-7, ГП-7в, ПМК); — вынести в положении лёжа на носилках из зоны заражения; — снять с пострадавшего противогаз; — промыть поражённые участки кожи и слизистых оболочек глаз большим количеством воды; — давать пить тёплое молоко с питьевой водой или с содой; — сделать горячие ножные ванны; — дать вдыхать тёплые водяные пары с лимонной или уксусной кислотой; — в случае остановки дыхания приступить к выполнению искусственной вентиляции лёгких (отработка на роботе «Максим»; — провести экстренную эвакуацию поражённого в лечебное учреждение. Эвакуацию необходимо производить в положении лёжа с приподнятой головой. В пути следования продолжать оказывать первую медицинскую помощь, следить за тем, чтобы не допустить переохлаждения или перегрева пострадавшего. | Совместный анализ алгоритма. При необходимости дополняю и корректирую. | Работают в парах опираясь на раздаточный материал. Составляют схемы.
|
Рефлексия, итог | Ребята, перед вами лежат карточки с вопросами. Проанализируйте свои знания, если вы с легкостью можете ответить на этот вопрос, рядом с ним ставьте*, если затрудняетесь ответить ставьте-. 1) В каком положении должен находиться пострадавший при экстренной эвакуации в лечебное учреждение? 2) Какие вещества принято называть аварийно-химически опасными веществами (АХОВ)? 3) Какие АХОВ являются наиболее распространёнными? 4) Какое воздействие на организм человека оказывают АХОВ? Что нужно сделать, чтобы не было затруднений при ответе на вопросы по данной теме? | Корректирую ответы учащихся. | Анализируют свой уровень усвоения материала по данной теме. Устно, коротко отвечают на каждый вопрос. |
Домашнее задание | Составить перечень (название предприятий) предприятий, находящихся на территории РФ, которые в большом количестве выбрасывают АХОВ в атмосферу. | Объясняю домашнее задание | Записывают домашнее задание |