План-конспект урока по музыкальной литературе в 7 классе на тему «Г.Свиридов. Кантата «Курские песни»
Республика Башкортостан
МР Учалинский район
Детская школа искусств с.Миндяк – филиал МБУ ДО «ДШИ» МР Учалинский район РБ
План-конспект открытого урока
по музыкальной литературе в 7 классе
на тему «Г.Свиридов. Кантата «Курские песни»
Составитель: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
ДШИ с.Миндяк
Ильгамова Л.Р.
2025
ДШИ с.Миндяк
Методическая разработка
открытого урока по музыкальной литературе в 7 классе
по теме «Г.Свиридов. Кантата «Курские песни»
преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Ильгамовой Л.Р.
Цель урока:
воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия музыки Г.В.Свиридова;
эмоциональной отзывчивости на музыку;
рефлексированного отношения к предмету;
развитие творческого мышления.
Задачи:
закрепить знания по биографии Г.В.Свиридова;
ознакомить с краткой историей возникновения жанра кантаты;
познакомить с кантатой «Курские песни» Г.В.Свиридова.
воспитывать культуру слушания музыки;
уметь работать в команде
План урока:
1.Опрос по биографии с использованием презентации 5 минут
2. Блиц-опрос – кантата - 5 минут
3. Новый материал – 5 минут
4. Прослушивание кантаты «Курские песни» - 15 минут
5. Написание сочинения – 5 минут
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока.
На прошлом уроке мы познакомились с вами с биографией замечательного советского композитора Г.В.Свиридова. Вашим домашним заданием было выучить ее. Сейчас мы проведем устную проверочную работу по домашнему заданию.
Используется презентация.
На слайде портрет. Кто изображен на этом портрете? (Советский композитор Г.В.Свиридов)
Назовите годы жизни композитора. (1915 -1998)
Когда, где и в какой семье родился? (3(16) декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии, в семье почтового служащего и учительницы)
Какое музыкальное образование получил? (Музыкальная школа, музыкальный техникум и Ленинградская консерватория)
На слайде портрет Д.Д.Шостаковича. У какого композитора учится Г.В.Свиридов в Ленинградской консерватории?
Назовите темы творчества композитора. (Тема Родины, ее история, судьба и жизнь русского народа, тема поэта, тема русской деревни)
Выберите главные жанры творчества Г.В.Свиридова. На слайде: симфония, кантата, хоровой концерт, оратория, фортепианная сюита, оперы, романсы.
Назовите авторов поэтических текстов произведений Г.В.Свиридова. На слайдах: А.С.Пушкин, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, А.А.Блок, Б.Л. Пастернак, А.С.Исаакян.
Вставьте пропущенные слова в названии произведений Г.В. Свиридова.
«Пушкинский ------(венок)»
«(Поэма) - --------памяти Есенина»
«Снег -------------(идет)»
«(Курские) -----------песни»
«Ночные ---------------(облака)»
«Деревянная -----------(Русь)»
«Патетическая -----------------(оратория)»
«Подъезжая под -------------(Ижоры)»
«(Зимняя) ----------------дорога»
«(Время), ---------------вперед»
«Отчалившая ------------(Русь)»
Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока – кантата «Курские песни» Г.В.Свиридова. Давайте сначала разберемся, что же такое кантата. Кантата – это вокально-инструментальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов. Зародилась она на рубеже XVI - XVII веков в Италии. Сначала содержание кантат носило лирический характер, а позже появляются кантаты праздничные, торжественные, посвященные знаменательным событиям. Первые кантаты имели одночастную форму, а в дальнейшем превратились в циклические (многочастные) произведения.
Значительный вклад в развитие жанра кантаты внес И.С.Бах. Им создано 300 кантат на различные темы: мифологические, духовные и бытовые.
Кроме Баха, кантаты писали также Моцарт, Шуберт, Шуман, Глинка, Чайковский («Москва»), Рахманинов («Весна», «Колокола»), Стравинский («Свадебка»), Прокофьев («Александр Невский», «Иван Грозный») и Шостакович («Над родиной нашей солнце сияет»).
Г.В. Свиридов написал кантаты: «Снег идет», «Ночные облака», «Светлый гость», «Деревянная Русь», «Курские песни».
В отличие от других кантат, где основой литературного текста были стихи великих поэтов, «Курские песни» созданы на основе подлинных русских народных песен. Собраны песни во время фольклорной экспедиции в 1954 году на родине композитора в Курской губернии. Около 250 песен записали участники экспедиции – студенты и педагоги Московской консерватории. Из них Свиридов отобрал семь песен. Как он позже писал: «…в песнях было все настолько идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать».
Свиридов скомпоновал песни так, что получилась кантата – поэма о судьбе русской женщины. Песни рассказывают о женской доле еще в царские времена, но содержание кантаты будет всегда актуально, т.к. такие чувства как любовь, счастье, разочарование являются вечными в человеческой жизни.
В кантате представлены основные жанры народной песни – лирические, протяжные, хороводные, плясовые. Композитор их бережно обработал, окружил оркестровым колоритом. Шостакович сказал про это произведение своего ученика: «Здесь мало нот, но много музыки».
Прослушивание. Мы с вами послушаем кантату «Курские песни» в исполнении Камерного хора Artis, дирижер Марина Кушпилева и Омского симфонического оркестра, дирижер Дмитрий Васильев.
Названия частей кантаты записаны на доске:
«Зеленый дубок» - лирическая девичья
«Ты воспой, жавороночек» - мужская протяжная
«В городе звоны звонют» - свадебная
«Ой, горе, горе, лебедоньку моему» - лирическая
«Купил Ванька себе косу» - лирическая, покосная
«Соловей мой смутный» - лирическая бурлацкая
«За речкою, за быстрою» - хороводная
Все семь частей кантаты исполняются без перерыва.
При прослушивании используем хрестоматию музыкальных тем.
После просмотра кантаты, учащиеся делятся на две команды. Им предлагается принять участие в мини-конкурсе и написать небольшое, но емкое сочинение-анализ по кантате «Курские песни». Побеждает та команда, которая наиболее грамотно, точно и интересно проанализирует музыкальное произведение, средства музыкальной выразительности, особенности стиля композитора, красочно передаст свои впечатления о произведении.
Предлагаю вам обратить внимание на следующие элементы музыкального языка:
Музыкальные интонации (особенно в 1,3 и 7 частях), объяснив их образный смысл;
Тембровые краски хоровых партий и их значение в создании музыкального образа каждой части;
Особенности метроритма;
Проследить за развитием сюжетной линии и определить принцип музыкальной драматургии;
Тембры музыкальных инструментов и их роль в создании музыкальной атмосферы.
Спасибо! Ваши сочинения очень интересны и достаточно глубоки.
После обсуждения учащиеся выбирают сочинение второй команды. Считаю вашу оценку объективной и присоединяюсь к общему мнению.
Сегодня мы заканчиваем путешествие по музыкальному миру одного из самых самобытных, ярких русских композиторов второй половины 20 века Г.В.Свиридова. Надеюсь, что его музыка заполнила один из уголков вашей души.
Наш урок подходит к концу, и закончить мне его хочется словами французского музыковеда М.Р.Гофмана, горячего поклонника музыки Свиридова: «Не просто Россия сегодняшнего дня поет в его музыке ( и с какой неотразимой мощью!), но вся Россия Киева и Новгорода; Россия Москвы и Казани; Россия 1905 и 1917 годов; Россия 1968 года и XIX столетия».