Урок-экскурсия по музею-заповеднику «Пушкинские горы» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области
Урок-экскурсия
по музею-заповеднику
«Пушкинские горы»
9 класс
Автор-составитель: Серебрякова Е.В., учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
Восточный 2013
Карта
урока - экскурсии
по литературе в 9 классе
Тема урока: «Вновь я посетил…»
(заочная экскурсия по музею-заповеднику "Пушкинские горы")
Дидактическая цель:
создать условия для духовно-нравственного становления личности учащихся.
Представленный урок включён в систему изучения творчества А. С. Пушкина.
Тип урока: урок закрепления и углубления полученных знаний с применением ИКТ.
Цели по содержанию:
Образовательная – создать условия для продолжения знакомства обучающихся с основными фактами биографии А. С. Пушкина, расширения представления о личности поэта; продолжить работу по изучению теории литературы (романтизм, реализм, жанры литературы); организовать работу с лексическим значением слов «личность», «духовная ценность», «национальное достояние».
Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках, анализа художественного текста, а главное, работы со словом как концептом нравственности.
Воспитательная – способствовать формированию духовно-нравственных ценностей и осознанию понятий: душевное мужество, общечеловеческие ценности, творчество, гармония, Родина.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый (выбор ключевых слов), исследовательский (решение задач)
Методы познания: логический (анализ и синтез)
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради по литературе.
Домашняя подготовка:
1. Прочитать параграф учебника, посвященный Михайловской ссылке А. С. Пушкина 2.Индивидуальные задания:
доклад «Михайловское в жизни Пушкина»
доклад «А. С. Пушкин и народ»
доклад «Музей Пушкина - памятник русской и мировой культуры» сообщение об А. П. Ганнибале, прадеде поэта; сообщение о дружбе, в течение всей жизни связывающей А. С. Пушкина и И. И. Пущина, о посещении Пущиным ссыльного друга, выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину»;
сообщение об А. П. Керн и ее отношениях с поэтом, выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и др.
Предполагаемая рефлексия: помочь представлению результатов своей деятельности с привлечением ключевых слов темы урока.
Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, смена видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований (освещение, цвета слайдов)
Ход урока
Слово учителя |
Предлагаемые вопросы и задания |
Деятельность учащихся |
Слайд 1. Слово учителя: В 120 километрах от Пскова, на невысоких холмах, расположен заповедник Пушкинские горы. Места эти неразрывно связаны с именем А.С.Пушкина. Через всю жизнь пронёс поэт любовь к этому прекрасному уголку русской природы. Сюда он приезжал в 1817 и в 1819 годах, здесь провёл два года ссылки (с 1824 по 1826 год), здесь, «ближе к милому пределу», завещал похоронить свой прах. |
Давайте вспомним, когда и при каких обстоятельствах приезжал Пушкин в Михайловское. Чем привлекали поэта эти места (до ссылки)? |
Обучающийся воспроизводит фрагменты доклада «Михайловское в жизни Пушкина». Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 2. А начиналось всё с имени выдающегося исторического деятеля Абрама Петровича Ганнибала, «арапа Петра Великого», прадеда А.С.Пушкина. В 1742 году Михайловская губа в Псковской губернии была пожалована ему в благодарность за заслуги перед Отечеством Екатериной Второй. Позднее он поделил имения, находящиеся в этих местах, между сыновьями Петром, Осипом и Исааком. |
Что поражает в судьбе этого незаурядного человека? |
Сообщение о личности и судьбе А. П. Ганнибала. Обучающиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 3. Итак, владельцем усадьбы Михайловское стал О. А. Ганнибал, родной дед А. С. Пушкина по матери. К дому ведёт Еловая аллея, посаженная Осипом Абрамовичем. |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 4. При въезде из Еловой аллеи стоит на консоли пушечка - мортирка. Салюты из потешных орудий устраивались у Пушкиных по особо праздничным дням. Соседи шутили: «Как же у Пушкиных, да без пушки!» |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 5. Пушкин-лицеист. |
Каким вы представляете себе Пушкина- лицеиста? Как передает скульптор его настроение, душевное состояние? |
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Слайды 6-7. Старинный ганнибаловский дом, в котором жил Пушкин, не сохранился, но восстановлен таким, каким был при жизни поэта. Он расположен на холме, южным фасадом обращён в сторону парка, а северным в сторону Сороти. |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайды 8- 9. Вид на Сороть, открывающийся с усадьбы Михайловское, неповторим по своей красоте. |
Какое впечатление производят на вас пейзажи? Какие слова возникают в сознании? |
Обучаюшиеся делятся впечатлениями. Слова-концепты: КРАСОТА, ГАРМОНИЯ, ПОКОЙ. |
Слайд 10. Вдали виднеется ветряная мельница, и невольно приходят на память строки из романа «Евгений Онегин»… |
Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин», с которым нам вскоре предстоит познакомиться. Действие романа происходит в этих местах… |
Обучающийся читает отрывок из романа. |
Слайд 11. В парке Михайловского есть пруды, на одном из которых находится поэтичный «Остров уединения»; восстановлены мостик и беседки, расчищены старые дорожки. |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 12. Знаменитый «Горбатый мостик». |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 13. До наших дней сохранилась одна из красивейших аллей парка – липовая аллея. Её называют «Аллея Керн», в память о лирическом шедевре, написанном А.С.Пушкиным после посещения Михайловского А.П.Керн в июле 1825 года. |
Что вы помните об отношениях А. П. Керн и А. С. Пушкина? Об их первой встрече? При каких условиях состоялась их вторая встреча? Как проявляется личность поэта в этом стихотворении? |
Сообщение об отношениях Пушкина и Керн. Чтение наизусть стихотворения Мой первый друг, мой друг бесценный…» Учащиеся прослушивают сообщение, стихотворение, отвечают на поставленный вопрос |
Слайд 14. Анна Петровна Керн. |
Давайте познакомимся поближе с личностью и непростой судьбой этой удивительной женщины. |
Сообщение о личности и судьбе А. П. Керн. |
1824 год. Пушкин снова приезжает в Михайловское, на этот раз не как гость, а как ссыльный. Два с половиной года, прожитые поэтом в этих местах, оставили в его жизни и творчестве неизгладимый след. |
Расскажите о причинах и условиях начала второй ссылки Пушкина. Представьте себе дущевное состояние поэта. Что усугубляло его тяжесть? |
Обучающийся воспроизводит фрагменты доклада «Михайловское в жизни Пушкина». Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 15. «Пущин в гостях у Пушкина» |
Какой момент во время пребывания Пушкина в ссылке изображен на картине? |
Сообщение об отношениях Пущина и Пушкина. Чтение наизусть стихотворения Мой первый друг, мой друг бесценный…» |
Ссылка стала нелегким испытанием для поэта. |
Какие качества личности Пушкина, по-вашему, проявились при этом? Что помогло ему выстоять? Как вы понимаете слова «личность», «душевное мужество»? |
Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. Обучающийся воспроизводит фрагменты доклада «А. С. Пушкин и народ». |
Слайд 16. В ссылке Пушкиным было написано более 100 произведений. |
Дайте определение понятий романтизм, реализм. Чем обусловлен переход от романтизма к реализму в творчестве Пушкина? |
Обучающиеся просматривают слайды презентации, отвечают на поставленный вопрос. |
В пяти километрах к западу от Михайловского находится село Тригорское, усадьба ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых и Вульфов, место, ставшее для поэта вторым домом в годы ссылки. |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
|
Слайд 17-18. Путь к Тригорскому шёл мимо небольшого красивого озера Маленец, воспетого Пушкиным в романе «Евгений Онегин», и по дороге мимо трёх сосен… |
Вспомните стихотворение «Вновь я посетил…» Какими чувствами пронизано стихотворение? |
Учащиеся прослушивают стихотворение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 19. Дом Осиповых, который в сознании самих обитателей усадьбы воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа угадывались конкретные лица. |
Давайте познакомимся поближе с этой замечательной семьей. |
Сообщение о П. А. Осиповой –Вульф, ее семье, о дружеских отношениях, связывавших Пушкина и обитателей Тригорского. |
Слайд 20. Скамья Онегина |
||
Слайд 21. Зелёная зала. Место, где устраивались игры для детей, а летними вечерами - танцы для тригорской молодёжи. |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 22. Замечательным памятником пушкинских мест является Петровское, расположенное в трёх километрах от Михайловского на берегу озера Кучане. Петровское унаследовал Пётр Абрамович Ганнибал, двоюродный дед поэта, который был для Пушкина живым источника всевозможных исторических сведений. |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 23. Парк Петровского - самый старый в заповеднике, он заложен в 18 веке и отличается строгой планировкой. |
Просмотреть слайд |
Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 24. Савкина горка-городище 16 века. |
Чем так привлекало это место поэта? Расскажите о его заветном желании. |
Сообщение о городище Савкина горка. Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 25. Вид с Савкиной горки. |
||
Слайд 26. Последним земным приютом А.С.Пушкина стал древний Святогорский монастырь. Здесь шестого февраля 1837 года тело поэта было предано земле у алтарной стены собора. Слайд. Спустя четыре года на могиле был установлен памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина Натальи Николаевны. |
Что вы помните о гибели Пушкина? |
Сообщение. В период В.О.войны могила Пушкина, лестницы и дорога возле монастыря были заминированы немцами. Могилу Пушкина спасли от уничтожения, рискуя собственной жизнью воины – сапёры Рижской сапёрной инженерной бригады. На братском кладбище, расположенном у монастырской стены, покоятся те, кто отдал свою жизнь, освобождая в 1944 году всенародную святыню. – Пушкинские горы. |
Сегодня Государственный Пушкинский заповедник, занимая территорию 10 тысяч гектаров, включает в себя музеи -усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское с мемориальными парками; могилу А.С.Пушкина в Святогорском монастыре, городища Воронич, Врев, Савкино; озёра Кучане, Белагуль, Маленец, Чёрное; пойменные луга реки Сороть; места, где располагались имения родственников, друзей и соседей поэта. |
Что вы могли бы сказать создателям и хранителям музея-заповедника? |
Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 27. |
Согласны ли вы со словами Д. С. Лихачева? |
Обучающиеся высказывают свое мнение. |
Слайд 28. Этап рефлексии |
Продолжите фразу: «Посетив заочную экскурсию по музею-заповеднику пушкинские горы, Я узнал… Я почувствовал… Я приобрёл…. |
Обучающиеся самостоятельно работают, затем по желанию высказывают свое мнение. |
Федорова Людмила Ивановна
Серебрякова Елена Витальевна