12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дивликамова Альбина Асятовна35

Геометрия 8 класс. Тема урока: Площадь трапеции.

Методическая разработка «Мой урок по ФГОС»

Название учебной дисциплины: геометрия

Класс: 8

Раздел проектируемого урока: Площадь многоугольника.

Тема проектируемого урока: «Площадь трапеции»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для вывода формулы о площади трапеции.

Задачи:

1. формировать способы деятельности по решению задач на использование формулы площади трапеции через ее основание и высоту;

2. раскрыть содержание понятия «высота трапеции»;

3. развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление.

4. развивать умение работать в группах, парах, математическую речь.

5. создать условия для развития коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.



Планируемые результаты урока:

Личностные результаты: расширение кругозора, словарного запаса, формирование учебно-познавательной заинтересованности к новому учебному материалу.

Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД: целеполагание, планирование решения проблемы, осуществлять самопроверку, делать выводы о проведенной работе, рефлексия.

Познавательные УУД: формулирование проблемы, подведение под понятие, умение находить в тексте требуемую информацию, умение анализировать полученную информацию,

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в паре, умение слушать других, умение строить высказывание в соответствии с задачей, способность аргументированно доказывать свою точку зрения.



Предметные результаты: знание учащимися определения «высота трапеции», умение строить высоту фигуры, умение записывать и проговаривать формулу площади.

Оборудование урока: Учебник: Геометрия 7-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян и др.., письменные принадлежности, компьютер с проектором, презентация к уроку, карточки с фигурами и формулами,

Опорные понятия, термины: квадрат, прямоугольник, треугольник, площадь квадрата, площадь треугольника, площадь прямоугольника, высота треугольника.

Новые понятия и связи между ними: высота трапеции, площадь трапеции.

Организационная структура урока

1. Организационный момент (1 мин)



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

СЛАЙД 1

(1 мин)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку

Личностные: мобилизация внимания, уважение к

окружающим.

2. Мотивационно-целевой этап. Создание образовательной ситуации обучения, постановка учебных задач. Использование внешних стимулов, побуждающих обучающихся к решению учебных задач Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.


.

Каждый человек в своей жизни должен сделать 3 вещи: посадить дерево, воспитать сына и построить дом. Деревья я сажала, сына воспитала, а вот с домом пока не получилось. И вот присмотрела я себе домик.

t1696106916aa.pngСЛАЙД 2


А какой должен быть дом? Лицо дома - это фасад. А чтобы дом был красивый, нужно украсить фасад. Я попрошу вас помочь мне вычислить площадь фасада. Чтобы вам было удобно, я начертила схему дома.

СЛАЙД 3

Найдите площадь фасада здания.

t1696106916ab.png

Высота крыши – 4 м

Высота дома -7м

Какие фигуры получились?

Как найти площадь всего фасада?


Всё получается?


Значит, какая тема нашего урока? Сформулируйте .СЛАЙД 4

А что мы должны узнать сегодня, какие цели урока поставим?



















-Дом должен быть уютный и красивый.



















-Получились два прямоугольника и одна трапеция. Надо найти площадь частей фасада и сложить.



-Не получается найти площадь крыши. Возникает вопрос: Как найти площадь трапеции?



-Тема: «Площадь трапеции»

Сегодня на уроке мы должны узнать как вычисляется площадь трапеции.



Учащиеся записывают тему урока




Метапредметные результаты: Регулятивные: целеполагание; планирование.

Познавательные: решение проблемы, рассуждение,

доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и

выборе информации

3. Изучение нового материала. Проектировочный этап.



Какая фигура называется трапецией? Как называются её элементы?

СЛАЙД 5

Постройте на доске трапецию АВСД и в черновиках. Постройте её высоту.

t1696106916ac.gifВ С



А Д

- Как ещё можно провести высоту?

- А из вершины нижнего основания можно провести? Где будет располагаться второй конец отрезка высоты?

*Попробуйте сформулировать определение высоты трапеции.

Высота трапеции – это перпендикуляр, проведённый из любой точки одного основания на прямую, содержащую другое основание

СЛАЙД 6

Как можно найти площадь фигуры, если мы не знаем формулы?

СЛАЙД 7


*В парах попробуйте в черновиках разбить трапецию на какие-нибудь фигуры. Обоснуйте свой выбор.





Как найти площадь трапеции?

Как разбить трапецию на фигуры, площади которых мы знаем?





Чему равна площадь прямоугольника, треугольника?










Какие источники получения информации вы знаете?





-Определение: Трапеция – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет.

-Элементы трапеции: Основания и боковые стороны.

Дети строят трапецию, её высоту проводят из точек В и С к нижнему основанию.





-Из точек А и Д


-Можно. На продолжении основания ВС


-Высота трапеции – это перпендикуляр, проведённый из любой точки одного основания на прямую, содержащую другое основание


Проговаривают определение.





-Разбить трапецию на фигуры, для которых мы знаем формулы для вычисления площади


В черновиках и на доске разбивают трапецию на части.



-Разбить трапецию на треугольники и прямоугольники или достроить до большого треугольника, параллелограмма, прямоугольника. На доске варианты предложенные учениками.

_

Ответы детей.





-Источники получения информации: учитель, учебник, интернет, самому вывести формулу.




Личностные результаты: осознание своих возможностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками, умение работать в парах

Познавательные: логические – анализ объектов с

целью нахождения решения задачи


4. Операционно-деятельностный этап.


Задание в группах. У каждой группы на столе лежат чистые листы формата А4. Начертить трапецию.

Ваше задание: Используя свойства площадей, найдите площадь трапеции различными способами.

Возможные варианты предложенных решений (всего 12 способов) – и это не предел.



Работаем в группах. 6 групп.

Чтобы мы потом могли сравнить наши результаты обозначьте основания трапеции а и в, и высоту h. Одна группа работает по учебнику.

(5 минут)


Что получилось?

Какой способ более удобен?


*Попробуйте сформулировать теорему о площади трапеции.

Как формулируется теорема в учебнике


Учащиеся работают: разбивают трапеции на части, чертят на бумаге, составляют формулу для вычисления площади трапеции





Представители от каждой команды выходят к доске и показывают свои способы решения.





t1696106916ad.png

у доски выводят формулу S = S1 + S2= ½ à·h + .½ в·h= ½ (à + в)·h

Итак, Sтр= ½ (à + в)·h, где а и в – основания, h – высота.

(вывод формулы записывают в тетради)


Личностные результаты: осознание своих возможностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками, умение работать в парах

Познавательные: логические – анализ объектов с

целью нахождения решения задачи

4. Контрольно- оценочный этап. Первичное осмысление и закрепление.


Познавательные:

извлекать необходимую

информацию из

прослушанного

структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Предметные: получить новые знания


Формулу получили.

А если знаем площадь, какие её элементы можем найти?

Задание по группам:

1. Выразите из формулы для вычисления площади высоту.

2. Выразите из формулы для вычисления площади основание.

Обобщить выводы СЛАЙД 8

Посмотрим как применяется формула?

СЛАЙД 9

Я предлагаю вам задачи из ОГЭ для закрепления с рисунком (№ 18)

t1696106916ae.png

Задача 1: Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке. СЛАЙД 10


Задача 2. Дано: АВСD – трапеция АВ=ВС=4, АD =8

Найти: S


Задача 3: Sтрапеции =18см2, а=2см, b=7 см. Найти h,


Решите самостоятельно: ответ


А теперь мы можем вернуться к нашей первой задаче и вычислим площадь фасада .

Можно её решить? СЛАЙД 13 Проверим.

Спасибо, вы мне очень помогли.


(Дополнительные задачи 4:

Высота и основания трапеции относятся как 5:6:4. Найти меньшее основание трапеции, площадь которой 88 см2, а высота меньше оснований.)





Работают с формулой

Вывод а =

b =

h =


t1696106916af.png



Решают задачи


S=1/2*(17+21)*7= 133


t1696106916ag.png

S=1/2*(4+8)*4=24


h =2*18/(2+7)=4










площадь фасада 64 м2




Пусть 1 часть = х, тогда основания 5х и 6х, а высота 4х

Составляем формулу

½ (5х + 6х) 4х = 88

44 х = 176

Х = 4 – 1 часть

4 • 4 = 16


5. Итоги урока. Рефлексия.


Регулятивные умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.


Притча:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”.

Ребята, давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок:

– Кто работал так, как первый человек?

– Кто работал добросовестно?

– Кто принимал участие в строительстве храма знаний?

Выставление оценок и их комментирование.

Дается оценка работы класса, отдельных учащихся.


Домашнее задание:

1.Огород имеет форму трапеции, основание которой 12 и 18 м, а расстояние между основаниями6м. Сколько ( по весу) семян требуется, чтобы засадить его капустой, если на каждый кв. м их потребуется 0,5 г.

2.Для остекления уличного шестиугольного фонаря требуется 6 одинаковых кусов стекла в виде трапеции, у которых основания 200,120 мм и высота 400мм. Сколько кв.м стекла требуется для 100 таких фонарей?


……………..

Закончить урок я хочу словами. «К большому терпению придет и умение» «Будете стараться, всё будет получаться».

Желаю удачи. Спасибо за урок

Отвечают






Поднимают руки.






Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Леонидовна, 01.10.23 в 08:18 0Ответить Пожаловаться
Презентации не хватает.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.