Урок математики в 5 классе «Плоскость. Прямая. Луч. Угол» (Урок 9 по УМК Н.Я. Виленкина)
5 класс
Урок 9. Плоскость. Прямая. Луч. Угол
Цели деятельности педагога: дать понятия «плоскость», «прямая», «луч», “угол»; учить находить прямую и луч на чертеже, читать и чертить их.
Предметные: Формирование устойчивой мотивации к анализу.
Личностные: Развивать чертёжные навыки, приёмы анализа данных.
Метапредметные:
– регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
– познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство ил различие объектов.
– коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-практические упражнения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: объяснение, упражнение.
Ход урока
Орг. момент.
Устный счет.
Решить № 1.102, 103, 104, 105.
С выходом на тему урока
- Решив все примеры, расположив ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать три слова, которые являются темой нашего урока.
- Что такое плоскость? прямая? луч?
Изучение нового материала.
Презентация
1) Плоскость.
а) Какие предметы дают нам представление о плоскости?
б) Чем отличаются эти предметы от плоскости?
в) Какую важную мысль мы должны запомнить? (У плоскости нет края.)
Запишите это в тетради.
2) Прямая.
а) начертим отрезок АВ;
б) продолжим по линейке в обе стороны;
в) получили новую фигуру – прямую, которая обозначается «прямая АВ» или «прямая ВА».
г) Вывешивается плакат.
Какая фигура изображена на рисунке? Что вы скажете о точках А, В, С, D? (Точки А, С лежат на прямой.) Как проверить, лежит ли на прямой MN точка D? Точка В?
- Есть ли края у плоскости?
- Имеет ли прямая концы?
- На сколько лучей разбивает прямую точка А?
2. Практическая работа в тетради.
- Поставьте в тетради точку В. Проведите через эту точку прямую. Еще прямую можно провести через эту точку? Проведите. Еще можно провести? Сколько прямых можно провести через одну точку? Сделайте вывод. (Через одну точку на плоскости можно провести сколько угодно прямых.)
- Поставьте в тетради точки А и В. Проведите через эти две точки прямую. Можно ли провести через эти две точки еще одну прямую? Сделайте вывод. (Через две точки на плоскости можно провести единственную прямую.)
Что мы должны знать о прямой?
1. Через любые две точки проходит единственная прямая.
2. Прямая не имеет концов.
3. Прямая неограниченно продолжается в обе стороны.
Работа по теме урока.
Устно № 1.92, 1.93,
а) Стр. 24, № 1.95.
- Прочитайте задание. Выполните.
б) Стр. 24, № 1.96.
в) Стр. 24, № 1.97.
г) Стр. 24, № 1.98.
д) Стр. 24 № 1.99.
Повторение пройденного материала.
Решить № 1.106 стр.24 [а) 3, б)3, в) 3, г) 4]
№ 1.107
а) 3 м 75 см, б) 4 дм 31 см в) 12 м 30 см, г) 4 км 100 м
№ 1.108 (8 см 7 мм)
№ 1.109
а) 6 см, 32 см, 5400 см, 60000 см;
б) 4 м, 20 м, 3000 м, 6050 м, 35 м.
№ 1.110
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Имеет ли прямая концы?
- Чем отличается луч от отрезка?
Домашнее задание: § 1, п4, № 1.117, 1.121 – 1.123. Разобрать устно решение № 1.114