Эссе на тему «Почему надо любить читать»
Эссе на тему « Почему надо любить читать».
Я очень люблю читать, в моей личной библиотеке собраны произведения как отечественной, так и мировой классики. Не стану утверждать, что самое главное в жизни дело – читать книжки. Может быть, оно и не самое главное. Но особенное. И не только для меня. Более двадцати лет я занимаюсь любимым делом – учу детей, я учитель начальных классов, и свою любовь к чтению я передаю своим ученикам. Учу детей не просто читать, а читать с любовью, ведь это важно для ребят.
Ведь, возраст младшего школьника – золотое время для приобщения ребёнка к художественной литературе. Ну, что увидят, что узнают мальчишки, девчонки, не читающие книг? От дома до школы, от школы до дома, у телевизора, в «телефоне», да на улице – вот и всё.
А доброта и справедливость, любовь к людям, ближнему, любовь к своему делу – все хорошее из жизни и из книг приходят к детям потихоньку, постепенно, незаметно для постороннего, даже для родительского глаза. Наверное, родители – самые занятые люди на свете. Надо обуть, одеть, накормить, отметки проверить, к врачу ребенка сводить – одним словом, тысяча дел. И еще – тысяча советчиков. Одни говорят, что первейший родительский долг – приучать детей к спорту, другие утверждают, что без любви к живописи и музыке дети вырастут неполноценными. И все хотят добра, и все вроде бы правы…
Когда ребенок растет в длину и в ширину, мы можем отметить это зарубками на притолоке двери. Когда он растет умом и сердцем, никакой зарубкой это не отметишь. Многие родители успокаивают себя: «Подумаешь, не читает!» Был бы здоров. А там, глядишь, вырастет, тогда и чтением займется».
Ну что ж, он, действительно, вырастет.
Но только в длину и в ширину.
Не займётся он чтением сам, просто так, ни с того ни с сего. Никому от рождения любовь к чтению ещё не давалась, и чтобы ребенок полюбил книгу, совершенно недостаточно научить его складывать буквы.
Нужны взрослые, которые показали бы ребёнку дорогу к этому огромному общему, к книжному богатству. Это совсем нелегко. Это потребует и времени, и усилия, и терпения. Но ведь речь идет о наших детях, об их душевной чистоте и силе, и в конце концов, о том, насколько полным и счастливым будет их будущее.
Я с великим удовольствием рассказала бы, как это сделать – заинтересовать чтением. Но способов существует столько же, сколько детей. И каждый раз хочется прежде всего хорошенько узнать мальчика или девочку, а потом уже осторожно, следуя за их желаниями и вкусами, предлагать книгу или только рассказывать из неё «кусочки». Мы не жалеем время на чтение, радостные минуты общения с книгой - это яркие воспоминания, совместные переживания.
Я заметила, что дети тянутся к сказкам, особенно, к народным. Почему? Наверное, сказки, созданные коллективной фантазией наших предков, более просты, доходчивы и понятны детям. В своём историческом развитии сказки прошли сложный путь. В них повествуется о борьбе героя с чудовищами и великанами, с многоголовыми змеями, они изобилуют разного рода превращениями. Так, лебеди превращаются в девушек, лягушка – в царевну, змей – в прекрасного юношу. Но скажите: почему Баба-Яга – «костяная» нога? Нигде в сказках это не объяснено. Почему «избушка на курьих ножках»? Почему Иван, желая войти в лесную избушку, просит: «Избушка, избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом»? Оказывается, в основе сказок лежат народные верования и древнейшие обряды родового строя. Говоря об этом детям, о том, что древнейшие предки славян верили в существование духов, которые охраняли жилище, лес, поля, воды, - домовых, леших, водяных, тем самым повышаю интерес к чтению, побуждаю их ещё раз оценить события и действия героев, где всегда побеждает честный, добрый и смелый герой.
Необычайно многочисленны, разнообразны и интересны волшебные сказки. Где мы только с ребятами и их героями не бываем! В подземных и подводных царствах, в медных, серебряных и золотых королевствах; они встречаются с колдунами и добрыми волшебниками, преодолевают невероятные трудности и небывалые препятствия, сражаются с многоголовыми драконами и всевозможными злыми силами.
Я думаю, что любовь к чтению – это ещё и приобщение к родной культуре параллельно с изучением мировых достижений. Если ребенок в самом начале своего приобщения к книге обнаружит, что мир невероятно многообразен и в то же время в чем-то един, это сразу ему даст очень важные и верные ориентиры. Только тогда родная культура может стать источником любви, гордости.
Мы очень любим читать литературу разных стран мира о животных, начиная с мифов, легенд, народных сказок, песенок и кончая произведениями поэтов и писателей прошлого и современности. Литературных сказок, в которых описывается мир зверей, много. В них люди и звери живут в полном согласии и всегда находят друг с другом общий язык.
В сказках разных народов и разных времён мы встречаем образы простоватого и жадного волка, трусливого зайца, неуклюжего медведя, хитрой и лукавой лисы.
Возбуждать симпатию к животным, раскрывая их особенности, повадки, внутреннюю сущность, - один из путей воспитания доброго отношения к ним.
Для юного читателя всё живое прекрасно. Дети сами нуждаются в доброте, ласке. И вместе с тем они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых – помочь ребёнку сохранить эту доброту на всю жизнь.
Любить читать – значит знать. Знать – значит уметь наблюдать за окружающим миром, формировать взгляды, вкусы.
«Никогда, никакими силами вы не заставите читателя познавать мир через скуку» - А.Н. Толстой.