12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садыхова Татьяна Викторовна269
В 2001году окончила Суражское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах.В 2005 году окончила Брянский государственный педагогический университет имени академика И.Г. Петровского. Педагогический стаж работы -10 лет.
Россия, Московская обл., Балашиха

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Московской области «Балашихинский лицей»








Мастер-класс


«Новогодняя игрушка своими руками»


Возраст детей – 9-10 лет








Подготовила:

учитель начальных классов

Садыхова Татьяна Викторовна






Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Задачи занятия:

Обучаемые:

закрепить умение использовать бросовый материал для изготовления поделок;

совершенствовать умение работать по технологическим картам;

Развивающие:

развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.

Воспитательные:

воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;

воспитывать  умение планировать  и организовывать свою деятельность.

Оборудование: 

готовые образцы новогодних игрушек;

технологические карты,

инструменты (ножницы, бумага, клей),

заготовки  деталей поделок на каждого ребенка;

старые и современные новогодние игрушки

Планируемые результаты:

Воспитанники будут уметь:

Пользоваться необходимыми инструментами;

Выполнять поделку из бросового материала.

Воспитанники будут знать:

Историю и традиции празднования Нового года;

Технику безопасности при работе с инструментами;

Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.

Тип занятия: изучение нового материала.

Занятие рассчитано на детей 9-10 лет, продолжительность занятия - 40 минут.

Форма проведения занятия: творческая мастерская.

Используемые технологии:

-ИКТ (презентация);

-игра;

-работа в сотрудничестве.

Оборудование занятия: ноутбук, экран.





Структура занятия:

1.Организационный этап (3 мин).

2.Основной этап. (12 мин.)

3.Практический этап. (20 мин.)

4.Итоговый этап. Обобщение. Мотивация на дальнейшую деятельность. Рефлексия. (5 мин.)

1.Организационный этап (3 мин.)

-Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята!

-Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой. Я рада, что у вас хорошее настроение!

Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год! В новогоднюю ночь возможны любые чудеса, и не зря в полночь, пока часы отбивают последние мгновения уходящего года, взрослые и дети стараются загадать самые заветные желания, веря в то, что они исполнятся.

Каждый в доме его ждет –

Этот праздник … (Новый год)

Елочку смолистую,

Стройную, душистую

Сами будем … (украшать)

Сами будем … (наряжать)

Закружатся на елочке игрушки –

Разноцветные фонарики, … (хлопушки)

И завертятся на елочке флаги

Из пунцовой,  из серебряной … (бумаги)

На самую верхушку елочки

Сделаем золотую …(звездочку),

Гирлянды и матрешки

Изготовят детские … (ладошки)

Заблестит на елочке

Каждая … (иголочка)

Потому что нынче у ворот

Постучался к нам веселый … (Новый год).

-Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

2. Основной этап (12 мин)

-Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дровам стрелять из пушек и мушкетов, а также пускать ракеты.

-А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

Притча

Когда в Вифлееме родился Иисус, в город поспешили люди, звери, птицы. Растения тоже принесли младенцу подарки. Одни — волшебный аромат, другие — сочные плоды, третьи — яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель, ведь её путь с севера был, ох, как далёк! Подошла — и скромно встала в сторонке.

«Почему ты не входишь?» — удивились все. «Боюсь, мне нечем порадовать младенца, — отвечала Ель. Что у меня есть? Только невкусные шишки да ещё липкая смола. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками». И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. Обрадовалась Ель, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.

С тех пор ель круглый год остаётся зеленой, а раз в году приходит в каждый дом и радует своим праздничным нарядом.

-Чем могли раньше наряжать елку? Какие съедобные украшения можно было использовать раньше и сейчас?

Игра «Чем украшали елку»

-Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?

(яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы).

-Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, орехи — загадочность божественного провидения, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков

-Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир.

Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, колокольчиков, снеговичков, причудливо испеченное песочное печенье, посеребренные и позолоченные шишки.

- Одним из самых распространенных новогодних и рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья. Говорили даже, что он очищает воздух и не позволяет распространяться болезням.

-Ребята, давайте и мы с вами послушаем звон настоящего колокольчика!!! Какой приятный звук!

-На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

-Посмотрите¸ какие еще игрушки украшали новогодние елки наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мам и пап.

-Совсем скоро лесная красавица - ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку – одно удовольствие. А вот и коробка с ёлочными игрушками. (Показываю из коробочки новогодние игрушки).

-У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Открываешь её, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие! Полюбуйтесь ими, постарайтесь разглядеть красоту каждого отдельного шарика, и пусть к вам придет настоящее новогоднее волшебство!

-А сейчас, ребята, я попрошу вас выйти в центр класса, взяться за руки и поднять себе еще больше настроение веселой физминуткой!

Молодцы!

Сегодня, ребята, вам предстоит стать волшебниками, приглашаю вас в новогоднюю мастерскую!

- Я предлагаю вам изготовить своими руками новогодние игрушки. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Но сначала, отгадайте загадки, а я за правильные ответы буду давать вам купоны!


Посмотри в дверную щёлку -

Ты увидишь нашу ёлку.

Наша ёлка высока,

Достаёт до потолка.

От подставки до макушки

На ветвях висят ...(игрушки)


Кто помощник Дед Мороза?

Кто с морковкой вместо носа?

Кто весь белый, чистый, свежий?

Кто из снега сделан? – …Леший? (снеговик)


Догадались что за игрушку мы будем делать? (Снеговика)
3.Практический этап (20 мин.)

-Чтоб работа закипела, приготовим всё для дела, будем размечать, резать, клеить и творить!

-Ребята, назовите инструменты, которые находятся у вас на столе?

-Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?

С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

А также давайте вспомним правила безопасной работы с клеем

И еще я хотела бы вам напомнить слова народной мудрости о том, что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе, давайте прочтем их!

Дети: «Дело делай, а переделок не оставляй», «Где аккуратность, там и опрятность», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Делано наспех, а сделано на смех».

И еще вдумайтесь, пожалуйста, в пословицу

«Вместе трудиться – общего дела добиться»

Как вы понимаете пословицу?

О чем говорится в пословице?

-Ребята, а сейчас приступаем к работе.

(Дети мастерят поделки по этапап, педагог при необходимости помогает советом)


Что нужно для поделки:

2 листа белой формата А4;

ножницы;

клей;

нитки;

степлер;

цветная бумага;

карандаш.

Технология изготовления:

Разрежьте один лист белой бумаги поперёк на две части. Сложите одну из них пополам вертикально. Затем согните бумагу пополам ещё дважды в том же направлении. У вас получится узкая полоска.


t1610044907aa.gif

Разверните бумагу. С одной короткой стороны сложите лист так, чтобы край коснулся первого сгиба.


t1610044907ab.gif

Переверните бумагу и загните наверх узкую полоску, получившуюся в предыдущем шаге. Продолжайте загибать бумагу таким же образом, каждый раз переворачивая лист. У вас получится гармошка.


t1610044907ac.gif

Сделайте такую же из второй части бумаги. Смажьте одну сторону гармошки клеем и приклейте к ней вторую гармошку. Завяжите посередине узел.


t1610044907ad.gif

Склейте боковые стороны заготовки так, чтобы получился круг.


t1610044907ae.gif

Разрежьте пополам второй лист белой бумаги. Каждую часть сложите гармошкой и склейте, как предыдущую деталь. Подрежьте сложенную гармошку примерно на 1 см. Можно сделать вторую часть просто в виде обычного круга.


t1610044907af.jpg

Перевяжите нитками в центре и склейте в круг.


t1610044907ag.jpg

Наложите краешек сгиба маленького круга на большой и закрепите степлером.


t1610044907ah.jpg

Из чёрной бумаги вырежьте шляпу. Над полями приклейте полоску розовой или другой цветной бумаги. Смажьте клеем почти всю шляпу с обратной стороны и «наденьте» на голову снеговика.


t1610044907ai.jpg

Из чёрной бумаги вырежьте два кружочка, а из белой - ещё два поменьше. Наклейте белые детали на чёрные и прикрепите глаза под шляпой. Из оранжевой бумаги вырежьте морковку и сделайте из неё нос снеговика.

t1610044907ak.jpg Вырежьте две полоски из такой же, что и полоска на шляпе. На краешке одной вырежьте треугольник, чтобы край напоминал флажок. Приклейте эту полоску к другой вертикально под небольшим углом. «Наденьте» получившийся шарфик на шею снеговика. Можно сделать ручки с варежками.

-Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с волшебным заданием! Давайте нарядим елочку, которую изготовила одна из групп мастеров, игрушками, сделанными другой группой. А рядом с елочкой поставим деда Мороза, Снегурочку, Снеговика. Посмотрите, какая волшебная полянка получилась!

-Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что научились

-Давайте улыбнемся друг другу. А теперь нам пора прощаться. А из зимней сказки мы выходить не будем, ведь впереди у нас еще самый лучший праздник – Новый год!

Спасибо, вам, ребята, за занятие! Вы были очень активны! Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы все мечты сбывались!

t1610044907al.jpg   t1610044907ao.gift1610044907am.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.