Мастер-класс «Новогодняя игрушка своими руками»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Московской области «Балашихинский лицей»
Мастер-класс
«Новогодняя игрушка своими руками»
Возраст детей – 9-10 лет
Подготовила:
учитель начальных классов
Садыхова Татьяна Викторовна
Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.
Задачи занятия:
Обучаемые:
закрепить умение использовать бросовый материал для изготовления поделок;
совершенствовать умение работать по технологическим картам;
Развивающие:
развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;
воспитывать умение планировать и организовывать свою деятельность.
Оборудование:
готовые образцы новогодних игрушек;
технологические карты,
инструменты (ножницы, бумага, клей),
заготовки деталей поделок на каждого ребенка;
старые и современные новогодние игрушки
Планируемые результаты:
Воспитанники будут уметь:
Пользоваться необходимыми инструментами;
Выполнять поделку из бросового материала.
Воспитанники будут знать:
Историю и традиции празднования Нового года;
Технику безопасности при работе с инструментами;
Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.
Тип занятия: изучение нового материала.
Занятие рассчитано на детей 9-10 лет, продолжительность занятия - 40 минут.
Форма проведения занятия: творческая мастерская.
Используемые технологии:
-ИКТ (презентация);
-игра;
-работа в сотрудничестве.
Оборудование занятия: ноутбук, экран.
Структура занятия:
1.Организационный этап (3 мин).
2.Основной этап. (12 мин.)
3.Практический этап. (20 мин.)
4.Итоговый этап. Обобщение. Мотивация на дальнейшую деятельность. Рефлексия. (5 мин.)
1.Организационный этап (3 мин.)
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята!
-Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой. Я рада, что у вас хорошее настроение!
Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год! В новогоднюю ночь возможны любые чудеса, и не зря в полночь, пока часы отбивают последние мгновения уходящего года, взрослые и дети стараются загадать самые заветные желания, веря в то, что они исполнятся.
Каждый в доме его ждет –
Этот праздник … (Новый год)
Елочку смолистую,
Стройную, душистую
Сами будем … (украшать)
Сами будем … (наряжать)
Закружатся на елочке игрушки –
Разноцветные фонарики, … (хлопушки)
И завертятся на елочке флаги
Из пунцовой, из серебряной … (бумаги)
На самую верхушку елочки
Сделаем золотую …(звездочку),
Гирлянды и матрешки
Изготовят детские … (ладошки)
Заблестит на елочке
Каждая … (иголочка)
Потому что нынче у ворот
Постучался к нам веселый … (Новый год).
-Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?
А какие традиции празднования Нового года вы знаете?
2. Основной этап (12 мин)
-Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дровам стрелять из пушек и мушкетов, а также пускать ракеты.
-А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.
Притча
Когда в Вифлееме родился Иисус, в город поспешили люди, звери, птицы. Растения тоже принесли младенцу подарки. Одни — волшебный аромат, другие — сочные плоды, третьи — яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель, ведь её путь с севера был, ох, как далёк! Подошла — и скромно встала в сторонке.
«Почему ты не входишь?» — удивились все. «Боюсь, мне нечем порадовать младенца, — отвечала Ель. Что у меня есть? Только невкусные шишки да ещё липкая смола. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками». И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. Обрадовалась Ель, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.
С тех пор ель круглый год остаётся зеленой, а раз в году приходит в каждый дом и радует своим праздничным нарядом.
-Чем могли раньше наряжать елку? Какие съедобные украшения можно было использовать раньше и сейчас?
Игра «Чем украшали елку»
-Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?
(яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы).
-Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, орехи — загадочность божественного провидения, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…
-Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.
Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир.
Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, колокольчиков, снеговичков, причудливо испеченное песочное печенье, посеребренные и позолоченные шишки.
- Одним из самых распространенных новогодних и рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья. Говорили даже, что он очищает воздух и не позволяет распространяться болезням.
-Ребята, давайте и мы с вами послушаем звон настоящего колокольчика!!! Какой приятный звук!
-На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.
-Посмотрите¸ какие еще игрушки украшали новогодние елки наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мам и пап.
-Совсем скоро лесная красавица - ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку – одно удовольствие. А вот и коробка с ёлочными игрушками. (Показываю из коробочки новогодние игрушки).
-У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Открываешь её, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие! Полюбуйтесь ими, постарайтесь разглядеть красоту каждого отдельного шарика, и пусть к вам придет настоящее новогоднее волшебство!
-А сейчас, ребята, я попрошу вас выйти в центр класса, взяться за руки и поднять себе еще больше настроение веселой физминуткой!
– Молодцы!
Сегодня, ребята, вам предстоит стать волшебниками, приглашаю вас в новогоднюю мастерскую!
- Я предлагаю вам изготовить своими руками новогодние игрушки. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Но сначала, отгадайте загадки, а я за правильные ответы буду давать вам купоны!
Посмотри в дверную щёлку -
Ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят ...(игрушки)
Кто помощник Дед Мороза?
Кто с морковкой вместо носа?
Кто весь белый, чистый, свежий?
Кто из снега сделан? – …Леший? (снеговик)
Догадались что за игрушку мы будем делать? (Снеговика)
3.Практический этап (20 мин.)
-Чтоб работа закипела, приготовим всё для дела, будем размечать, резать, клеить и творить!
-Ребята, назовите инструменты, которые находятся у вас на столе?
-Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?
С ножницами не шути, зря в руках их не крути,
И, держа за острый край, другу их передавай.
Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.
Не забудь же их закрыть и на место положить.
А также давайте вспомним правила безопасной работы с клеем
И еще я хотела бы вам напомнить слова народной мудрости о том, что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе, давайте прочтем их!
Дети: «Дело делай, а переделок не оставляй», «Где аккуратность, там и опрятность», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Делано наспех, а сделано на смех».
И еще вдумайтесь, пожалуйста, в пословицу
«Вместе трудиться – общего дела добиться»
Как вы понимаете пословицу?
О чем говорится в пословице?
-Ребята, а сейчас приступаем к работе.
(Дети мастерят поделки по этапап, педагог при необходимости помогает советом)
Что нужно для поделки:
2 листа белой формата А4;
ножницы;
клей;
нитки;
степлер;
цветная бумага;
карандаш.
Технология изготовления:
Разрежьте один лист белой бумаги поперёк на две части. Сложите одну из них пополам вертикально. Затем согните бумагу пополам ещё дважды в том же направлении. У вас получится узкая полоска.
Разверните бумагу. С одной короткой стороны сложите лист так, чтобы край коснулся первого сгиба.
Переверните бумагу и загните наверх узкую полоску, получившуюся в предыдущем шаге. Продолжайте загибать бумагу таким же образом, каждый раз переворачивая лист. У вас получится гармошка.
Сделайте такую же из второй части бумаги. Смажьте одну сторону гармошки клеем и приклейте к ней вторую гармошку. Завяжите посередине узел.
Склейте боковые стороны заготовки так, чтобы получился круг.
Разрежьте пополам второй лист белой бумаги. Каждую часть сложите гармошкой и склейте, как предыдущую деталь. Подрежьте сложенную гармошку примерно на 1 см. Можно сделать вторую часть просто в виде обычного круга.
Перевяжите нитками в центре и склейте в круг.
Наложите краешек сгиба маленького круга на большой и закрепите степлером.
Из чёрной бумаги вырежьте шляпу. Над полями приклейте полоску розовой или другой цветной бумаги. Смажьте клеем почти всю шляпу с обратной стороны и «наденьте» на голову снеговика.
Из чёрной бумаги вырежьте два кружочка, а из белой - ещё два поменьше. Наклейте белые детали на чёрные и прикрепите глаза под шляпой. Из оранжевой бумаги вырежьте морковку и сделайте из неё нос снеговика.
Вырежьте две полоски из такой же, что и полоска на шляпе. На краешке одной вырежьте треугольник, чтобы край напоминал флажок. Приклейте эту полоску к другой вертикально под небольшим углом. «Наденьте» получившийся шарфик на шею снеговика. Можно сделать ручки с варежками.
-Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с волшебным заданием! Давайте нарядим елочку, которую изготовила одна из групп мастеров, игрушками, сделанными другой группой. А рядом с елочкой поставим деда Мороза, Снегурочку, Снеговика. Посмотрите, какая волшебная полянка получилась!
-Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что научились
-Давайте улыбнемся друг другу. А теперь нам пора прощаться. А из зимней сказки мы выходить не будем, ведь впереди у нас еще самый лучший праздник – Новый год!
Спасибо, вам, ребята, за занятие! Вы были очень активны! Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы все мечты сбывались!