Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Готовимся к ОГЭ по русскому языку
с фрагментами из повести
Т.Цинберг «Седьмая симфония»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Цель проведения работы - мониторинг уровня качества предметной подготовки обучающихся 9-х классов в форме ОГЭ.
2) Структура работы:
Работа состоит из 11 заданий (часть 2 (задания 2-12). В нее входят синтаксический, орфографический, лексический, пунктуационный анализ, а также анализ содержания текста и средств выразительности. Ответами к заданиям 2-12 является слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Часть 3 (13.1,13.2,13.3) — сочинение-рассуждение (одно из трёх на выбор).
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3
(1)Нахмурившись, Катя засунула руку за пазуху и вынула оттуда небольшой пакет, плотно завернутый в газетную бумагу. (2)Очень осторожно она развернула его и несколько секунд сосредоточенно глядела на маленький, черный, сырой кусок хлеба. (3)Ей смертельно не хотелось отдавать другому этот драгоценный кусок хлеба, который она с таким трудом, с таким недетским напряжением воли сохранила себе на вечер. (4)И сердито, неохотно, повинуясь лишь необоримому чувству долга, Катя сунула свой хлеб в этот жалобно приоткрытый рот. (5)Все с тем же хмурым, недовольным видом она смотрела теперь на лицо ребенка, медленно, с наслаждением жующего хлеб. |
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) нахмурившись, Катя засунула и вынула (предложение 1)
2) она развернула и глядела (предложение 2)
3) ей не хотелось отдавать (предложение 3)
4) повинуясь, Катя сунула (предложение 4)
5) она смотрела (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
2) Предложение 2 осложнено однородными сказуемыми и однородными определениями;
3) Предложение 3 сложноподчиненное с придаточной изъяснительной.
4) В первой части предложения 3 составное глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 двусоставное, полное.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. | 1. Взгляд ее рассеянно скользил по грязным стенам, увешанным старыми плакатами, какими-то пожелтевшими объявлениями и сводками. |
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. | 2. Катя, все еще с ребенком на руках, внимательно оглядывала чужое жилище, в котором теперь она будет жить. |
В) Вводные слова и конструкции всегда выделяются запятыми. | 3. Крепко прижав к себе ребенка, она прошла в глубь коридора, в самый дальний его конец, и там усадила мальчика на подоконник. |
| 4. Они тихо шевелятся, и сквозь густую завесу летящего снега смутно слышны их приглушенные голоса. |
| 5. В нормальное время он был бы, вероятно, красивым ребенком. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В |
| | |
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должна стоять запятая.
Хозяин дома1 одетый в клетчатую куртку2 расстегнутый ворот3 которой позволяет видеть ослепительно белую рубашку4 сидит5 свободно откинувшись на спинку стула6 и чуть прищуренными глазами7 улыбаясь8 смотрит на своего гостя.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИЩУРЕННЫМИ – в суффиксе –ЕНН- имени прилагательного пишется НН.
2) НЕПРИВЕТЛИВЫМ (лицом) – НЕ с прилагательным пишется слитно, так как можно подобрать синоним без НЕ.
3) СОБИРАЯСЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) ПОЛЧАСА – слова с ПОЛ- пишутся слитно
5) СГРУДИВШИСЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Ув(1)зая в сн(2)гу, она с трудом проб(3)ралась в этом перес(4)чении ж(5)леза и снега, света и тени. Вдруг она зам(6)рла, съеж(7)вшись и пр(8)жавшись к ж(9)лезной балке. |
8. Раскройте скобки и запишите слово «зажечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Без паники. Не двигайтесь с места. Сейчас (зажечь) свет.
9. Замените словосочетание «луч солнца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13
(1)Очередь медленно движется. (2)Вот уже и Катя протиснулась в булочную. (3)Она развязывает свою ушанку и с облегчением вертит головой.
(4)А тем временем молодая женщина подошла к самому прилавку. (5)Вытянув шею, как завороженная, она смотрит на руки, режущие хлеб. (6)Вся она поглощена одной-единственной мыслью — получить сегодня хлеб. (7)Это третья булочная, в которую она пришла, в двух ей уже не дали. (8)С напряженным лицом, вся внутренне оцепенев и сжавшись, она осторожно вытаскивает из варежки карточки и молча протягивает их.
(9)Уже конец месяца, и они совсем маленькие, много раз сложенные и помятые, эти драгоценные бумажки, утеря которых означает смерть. (10)Затаив дыхание, молодая женщина со страхом и ожиданием смотрит девушке в лицо.
(11)Все. (12)Девушка протягивает карточки обратно.
— (13)На завтра взято, — говорит она равнодушно. — (14)Следующий.
(15)Но молодая женщина обеими руками ухватилась за прилавок.
— (16)Мне на послезавтра, — голос ее внезапно охрип и стал каким-то ломким. — (17)Пожалуйста. (18)Ведь уже вечер.
— (19)На третий день не даем, отлично же знаете, — говорит девушка с раздражением.
(20)Понимая, что это безнадежно, женщина все же продолжает просить, тихо, хрипло, с маниакальной настойчивостью.
— (21)Ведь уже вечер. (22)Вы же можете…
— (23)А завтра что будешь делать? (24)Опять бегать просить? — спрашивает мужской голос.
(25)Но та, которой он говорит это, уже не может ни рассуждать, ни рассчитывать. (26)Все ее мысли, так же как ее глаза, устремлены на хлеб, лежащий на прилавке.
(27)Кто-то участливо шепчет: «Ты иди на Подъяческую, там дают вперед».
(28)Но вряд ли она слышит и это.
(29)И тут пожилой рабочий говорит резко и с силой:
— (30)Дай ей хлеб!
— (31)Я не могу на послезавтра давать, — огрызается девушка. — (32)Куда я талоны дену?
— (33)Найдешь куда деть. (34)Завтра наклеишь. (35)Дай ей хлеба, слышишь? — повторяет он с угрозой. — (36)Сама небось сытая. (37)У нее детская карточка, не видишь?
(38)И тогда белокурая девушка, которая клеит талоны, подымает голову.
— (39)Дай ты ей, ладно, — говорит она тихо, — я их на завтрашний лист потом наклею. (40)Давай их сюда.
(41)Девушка берет карточки. (42)Ее замерзшие руки привычно держат эти жалкие бумажки. (43)Большие ножницы ловко и быстро вырезают два маленьких квадратных талона.
— (44)Иждивенческая и детская… — (45)Она отрезает кусок хлеба, кладет на весы, добавляет маленький довесок.
(46)Молодая женщина осторожно берет хлеб, бережно засовывает его в сумку и молча, ни на кого не глядя, пробирается к выходу. (47)У дверей она испуганным, воровским движением кладет довесок в рот. (По Т.Цинберг)*
* Цинберг Тамара Сергеевна (1908–1977) – советский книжный график и писатель.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Женщина была уже в трех булочных, но там ей не дали хлеба.
2) Утеря хлебных карточек означала смерть.
3) Женщина просила хлеб на послезавтра.
4) Девушка, клеившая талоны, отказалась давать хлеб на следующие дни.
5) У женщины, просившей хлеба, были иждивенческая и детская карточки.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Уже конец месяца, и они совсем маленькие, много раз сложенные и помятые, эти драгоценные бумажки, утеря которых означает смерть.
2) Ее замерзшие руки привычно держат эти жалкие бумажки.
3) Большие ножницы ловко и быстро вырезают два маленьких квадратных талона.
4) И тут пожилой рабочий говорит резко и с силой
5) Она развязывает свою ушанку и с облегчением вертит головой.
12. В предложениях 29—37 найдите разговорное слово с лексическим значением «сердито, грубо, отрывисто отвечать на замечание, упрек». Напишите это слово.
Часть 3
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора учебного пособия по русскому языку Владимира Николаевича Александрова: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «У дверей она испуганным, воровским движением кладет довесок в рот».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать неравнодушным?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
Задание 1 | 25 |
Задание 2 | 245 |
Задание 3 | 325 |
Задание 4 | 124567 |
Задание 5 | 23 |
Задание 6 | 378 |
Задание 7 | зажжён |
Задание 8 | солнечный луч |
Задание 9 | 235 |
Задание 10 | 12 |
Задание 11 | огрызается |
Легоцкая Вера Сергеевна