Урок «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением английского языка им.Уруймагова М.З.
Методическая разработка урока (технологическая карта) русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»
(выполнение задания 15.3)
Разработала Хурумова Залина Таймуразовна,
учитель русского языка и литературы
г.Владикавказ, 2017 г.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные: развитие навыков написания сочинения (актуализация структуры сочинения формата ОГЭ и критериев оценивания), расширение и углубление знаний по культуре речи;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование и воспитание нравственных качеств учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Ход урока
Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок девять – ошибки.
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия |
личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии |
Психологический настрой детей на урок. - Проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным экзаменам, во все времена имели особую аффективную значимость для учащихся, родителей и педагогических работников. Современных школьников очень страшат аббревиатуры ОГЭ,ЕГЭ,ГИА. В этом году вам предстоит сдавать государственные экзамены. Экзамен по русскому языку – один из сложных экзаменов, на котором вам придётся выполнять множество различных заданий. Знаю, что вы серьёзно к нему готовитесь. Наш урок сегодня – еще один этап подготовки к ОГЭ. |
Самоопределение. Оценивание готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности |
личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
Вступительное слово учителя. - Ребята, подготовка к экзаменам – наше общее дело. Результат ваш во многом зависит от психологического настроя. Существуют определенные универсальные рецепты повышения эффективности выполнения заданий в ходе подготовки к ОГЭ. Предлагаю с ними познакомиться («рецепты» спроецированы на доску). Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней. ЕГЭ – это важный этап в твоей жизни, но не последний! Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний. Пиши шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты. Проиграй несколько раз ситуацию экзамена дома (с часами и бланками для ответов). Главное перед экзаменом – выспаться! Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства. Будь уверен в себе! |
Учащиеся на данном этапе понимают , почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. |
Актуализация знаний |
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?
2.Что такое тезис? Аргументы? Вывод?
3.Что вы можете сказать о количестве абзацев в сочинении? Докажите ваши ответы с помощью критериев оценивания.
|
1.Учащиеся актуализируют знания(рассказывают о структуре сочинения формата ОГЭ) 2.Опираясь на следующий слайд, ребята рассказывают о каждой части сочинения. -Тезис. -Аргументы (доказательства) -Вывод. Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. 3.Ответы учащихся. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в нашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2-абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. Доказывают с помощью критериев. |
регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Вопросы учителя: - Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Что нам предстоит на уроке? - Какие основные задачи урока стоят пред нами? |
Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о подготовке к сочинению. Запись в тетрадях темы и эпиграфа. Главная цель: научиться строить высказывание на морально-этическую тему. |
|
Открытие обучающимися нового знания |
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство). |
1.Что, по вашему мнению, можно назвать жизненными ценностями? Зависят ли они от личности человека? Могут ли они быть низменными? (У каждого человека свои ценности. Для одного важнее всего карьера, деньги; для другого –семья, любовь; для третьего – духовное самосовершенствование. Система ценностей формируется ещё в детстве. Огромную роль в этом процессе играют наши родители, люди, с которыми мы общаемся, прочитанные книги, просмотренные фильмы.) 2. Сочинение мы пишем по тексту. Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение. (Учитель знакомит учащихся с текстом Романова Пантелеймона Сергеевича, предлагает во время чтения подчеркнуть ключевые моменты). 3. - Как вы считаете, какая нравственная категория вынесена в задание 15.3? (Учитель зачитывает задание 15.3) - Как вы оцениваете поведение Поликарповны? Каковы, на ваш взгляд, ее жизненные ценности? 4.Вспомните, каковы критерии оценивания задания 15.3? 5.Написание сочинения. а) Учитель помогает дать письменное определение понятию «жизненная ценность». Жизненные ценности – система приоритетов человека, определяющая его характер, цели, которые он перед собой ставит, его судьбу. б) Переходим к аргументации (СК2). Как в предложенном для анализа тексте отражена тема жизненных ценностей? в) Переходим к написанию второго аргумента. Давайте подумаем, в каком произведении поднимается вопрос о жизненных ценностях? г) Наше сочинение почти готово. Необходимо только дописать заключение. |
1. Учащие отвечают на заданные вопросы. Дискутируют. 2. Обсуждение прочитанного текста Ребята зачитывают фрагменты, которые на их взгляд являются значимыми. 3. Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. 4.Пользуясь слайдом, на котором отражены критерии оценивания сочинения, заранее подготовленный ученик напоминает, что необходимо соблюсти при выполнении этого задания. 5.Запись в тетрадях. б) Учащиеся формулируют аргумент 1. Примерный ответ. Для Трифона Петровича главные жизненные ценности - это бескорыстная помощь, добрая память и вера в человека. Ему не составило никакого труда бесплатно отремонтировать крыльцо Поликарповны и привлечь других постояльцев. Видно, что Трифон Петрович в своей жизни руководствуется исключительно духовными ориентирами. Поликарповне поначалу был симпатичен её постоялец, она так же, как и он, осуждала людей, думающих только о собственной выгоде. Но потом хозяйка поддалась всеобщему настрою и ею тоже овладела жажда наживы. Так, для Поликарповны материальные ценности оказались важнее духовных. в) Примерные ответы: Д.И.Фонвизин «Недоросль», Н.В.Гоголь «Ревизор», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.Распутин «Уроки французского», Л.Н.Толстой «После бала» и т.д. Учащиеся формулирует литературный аргумент. г)Предлагают свои варианты написания заключения. |
Физкультминутка |
Для того чтобы передохнуть и снять напряжение, выполним следующие упражнения. 1.Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. 2.Для снятия напряжения помогает техника самомассажа: -найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты; -положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз; -найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты; -слегка помассируйте кончик мизинца.
|
Вместе с детьми учитель декламирует упражнения, выполняя все движения по тексту. |
|
Самостоятельная работа |
коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
1.Учитель делит класс на группы, раздает карточки, на которых записаны различные морально-нравственные категории. Предлагает одним группам дать определение понятиям, а другим – подобрать произведения, которые можно было бы использовать при написании литературного аргумента. |
Ребята участвуют в обсуждении задания, строят свои предположения. |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; личностные: оценивание результата учебной деятельности, стремление к речевому совершенствованию; регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью. |
1.Учитель предлагает по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 2.Альтернативное задание. Необходимо выбрать фразу, оценивающую деятельность соседа по парте. - Ты молодец! - Я доволен твоей работой на уроке. - Ты мог бы поработать лучше. 3.Предложить ребятам ответить на вопрос: Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? |
Обучающиеся выбирают понравившуюся фразу и дополняют ее. Строят свои высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в дискуссии. |
Домашнее задание |
Редактирование текста сочинения. |
Записывают домашнее задание. |