12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сауле Климова25

Подготовка к ОГЭ по русскому языку с помощью инновационных технологий


Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы применения образовательных технологий. Описываются платформы, которые позволяют мотивировать представителей «цифрового поколения» с «мышлением нового типа» к самостоятельному освоению материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Ключевые слова: дистанционное обучение, персонализация, онлайн-лекции, интерактивные учебники и «геймификация».

На сегодняшний день информационные технологии оказывают огромное влияние на педагогические технологии преподавания русского языка. Поскольку повсеместно изменяются требования, предъявляемые к качественным и к количественным характеристикам усвоенных учениками знаний. Важным считается вопрос о качественном саморазвитии учеников. Для решения данной проблемы рекомендовано использовать в образовательной среде современные технические средства обучения и компьютерные интерактивные технологии [2].

С момента появления компьютерных технологий учителя получили мощнейший инструмент, для качественного изменения методики проведения занятий. Самыми перспективными свойствами, коими обладает вычислительная техника в учебном процессе интерактивность. «Интерактивный» это способность к взаимодействию или нахождению в процессе беседы, диалогов с кем-нибудь (человек) или чем-нибудь (компьютер).

Интерактивное обучение – обучение с помощью диалога, в ходе которого происходит взаимодействие учителей и учеников. Учитель имеет возможность действовать на учеников с помощью прямого контакта или виртуально, с помощью средств вычислительной техники. Роль учителя в данном процессе активная или пассивная.

Интерактивные технологии как правило классифицируют согласно участников диалога.

1. Человек с человеком (мозговой штурм, деловая и ролевая игра; работа в группе; дискуссия …).

2. Человек с машиной (виртуальная реальность; использование интерактивных средств; компьютерная игра; …).

3. Человек с машиной и человеком (компьютерные тесты; дистанционное обучение; …)

Под интерактивной технологией принято понимать двустороннее общение учителей с учениками с помощью технических средств для обучения используя при этом специальные программные продукты. Главными принципами использования в процессе обучения электронных информационных технологий считают:

-наглядность: процесс иллюстрируется, что позволяет закрепить полученные учениками теоретические знания, существенно повышает эффективность учебных материалов;

-проблемность: учащиеся, решая конкретную задачу, должны на практике применить свои знания, при этом самостоятельно осваивать новые;

-индивидуальная направленность: материалы подбираются с учетом уровня знаний учащихся;

-доступность: дидактические материалы не должны быть как слишком упрощенными, так и слишком сложными;

-структурированность: материалы позволяют выработать вариант оптимальной стратегии поведения, в зависимости от условий, которые предоставлены изначально.

Исходя из данных принципов, применение интерактивных технологий в учебном процессе способствует:

-активной познавательной деятельности учеников;

-у учащихся повышается мотивация;

-создаются оптимальные условия самообразования;

-демонстрируются и имитируются варианты в зависимости от начальных условий заложенных в программе на год;

-самоконтроль с обратной связью и диагностирование согласно результатов действия;

-формирование информационной культуры;

-высвобождение учебного времени благодаря тому, что компьютер выполняет трудоемкие работы по обработке и анализированию результатов учеников[1].

Согласно условиям перехода на федеральный государственный образовательный стандарт помочь ученикам получать качественные знания, необходимые нужные для подготовки к ОГЭ, позволяют именно интерактивные технологии, сохраняющие итоговую цель и основное содержание все образовательного процесса по дисциплине русский язык.

Классификация интерактивных технологий

1. Лекция — проводиться устно или c использованием современных технологий, так же может быть в виде презентации и т. д. Является незаменимой при передаче больших объёмов информации в структурированной за каким-либо критерием форме. Отсутствие обратной связи.

2. Семинар — проводиться в виде беседы, когда коллективно обсуждается определённая проблема или тема в разнообразных формах. Активизируется восприятие информации благодаря взаимодействию преподавателей и обучающихся. Ограничена по продолжительности, по количеству участников, а так же их подготовленности.

3. Имитационная игра — смоделированная среда обитания, котрая определяет поведение человека и механизма их действия в экстремальной ситуации («Конфликты», «Кораблекрушения», «Робинзон» и др.). Позволяет получать навыки адаптирования к новой среде. Преподаватели, не владеющие коммуникативной компетентностью, не смогут научить новому опыту [3].

4. Деловая игра — модели взаимодействия обучающегося в процессе достижения цели, имитирующее решение комплексной задачи в конкретной ситуации. Позволяет ученику овладеть навыками, умениями, моделью поведения и социально-психологическими отношениями в реальных ситуациях.

5. Ролевая игра — метод для «проигрывания» роли (инсценировка). Свои чувства запоминаются ярко и хранятся довольно долго. В игре содержится доля риска и она приносит свои результаты только тогда, когда вся группа готова в неё включаться. Не всегда представляется возможным воспроизвести какую-либо реальную жизненную ситуацию.

6. Ситуационный анализ (разбор конкретной ситуации, кейс-стадия, инциденты, баскет-методы). Даёт возможность изучать сложный или эмоционально значимый вопрос в абсолютно безопасной обстановке, а не в реальной жизни со всеми её угрозами, рисками, тревогами о неприятных последствиях в случае если решение окажется неверным. При столкновении с реальными проблемами у обучающихся вряд ли окажется в распоряжении такое же время, знание и безопасные условия, чтобы справиться с ними [4].

7. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», ассоциация (метафора) При этом идея генерируется, активизируется интуиция и воображение, учащийся выходит за пределы стандартного мышления. Но! Если преподаватель не умеет руководить, это может привести к побегу от реальных проблем, потере времени, слабым результатам ОГЭ и др.

Для более результативной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ можно использовать такие технологии, как дистанционное обучение, персонализация, онлайн-лекции, интерактивные учебники и «геймификация» (игрофикация).

Эти технологии легли в основу разработанного нами приложения, наполнение которого было выстроено в соответствии с «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения государственного экзамена по русскому языку».

Геймификация предполагает необходимость воплощения трех основных принципов игры: 1) каждый участник должен четко представлять себе цель, которой нужно достичь; 2) в игре всегда есть правила, ограничивающие поведение участников, но при этом позволяющие добиться успеха; 3) участие добровольно (вступая в игру, каждый признает ее правила).

Предложенная система включает ряд элементов (каждый со своей функцией) социальных сетей и элементов, повторяющихся в большинстве современных игр. Это делает обучающую среду более гибкой и привычной для широкого круга пользователей. В силу своей универсальности они могут быть применены и к обучению. 

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям [5].

При интерактивном обучении педагоги выполняют функцию помощников в работе, являются как бы одним из источников информации; центральное место в данной деятельности как правило занимает не отдельный ученик как индивид, а группа взаимодействующих между собой учеников, которые стимулируют и активизируют друг дружку.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поискового метода - это и есть, наиболее правильный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учеников, а значит, интерактивного обучения, а в дальнейшем хорошая база для качественной подготовки учеников к ОГЭ по русскому языку.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Валиева Е.В. Возможности сайта «Решу ЕГЭ» при подготовке учащихся к ГИА по информатике и ИКТ»// Инфоурок: ведущий образовательный портал России. Режим доступа к журн. URL: https://infourok.ru/vozmozhnosti-sayta-reshu-ege-pri-podgotovke-uchaschi... (дата обращения:30.03.2021).

2.Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе» URL: https://infourok.ru/interaktivnie-formi-imetodi-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-384079.html.(дата обращения: 30.03.2021)

3.Казыгулова А.Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. URL: https://moluch.ru/archive/112/28767/ [Дата обращения: 30.03.2021].

4.Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 5 класс: пособие для учащихся образоват. организаций / А.Г. Нарушевич, И.В. Голубева. – М.: Просвещение, 2020.

5.Тихобаев А.Г. Интерактивные компьютерные технологии бучения// Вестник Томского государственного педагогического университета: электрон. журн. 2012. ВАК. Режим доступа к журн. URL : .https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-kompyuternye-tehnologii-obucheniya (дата обращения: 30.03.2021).





6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.