Подготовка к сочинению-описанию по картине М.Ю.Лермонтова "Вид Тифлиса"
Конспект урока по развитию речи в 8 классе
Тема: Подготовка к сочинению-описанию картины М.Ю. Лермонтова «Вид Тифлиса»
Цель урока:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с особенностями описания художественных произведений, развить умение анализировать пейзажные картины.
Формирование навыков создания связного текста на основе анализа визуальных объектов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Стимулировать творческое мышление через интерактивные методы работы с произведениями искусства.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие и интерес к искусству.
Ожидаемые результаты:
Предметные: Учащиеся научатся анализировать картину и использовать выразительные средства языка для описания.
Метапредметные: Развитие навыков работы с информацией, самостоятельного анализа, логического мышления и коммуникативных способностей через групповую работу.
Личностные: Воспитание внимательности к деталям, умения выражать эмоции и личное отношение к произведению искусства.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, поисковый, исследовательский. Использование интерактивных методов: обсуждение в группах, анализ картины в формате интерактивной доски.
Формы организации работы:
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Межпредметные связи:
Литература, изобразительное искусство.
Оборудование:
Телевизор, ноутбук
Раздаточные материалы с планом описания картины.
Структура урока
1. Организационный момент (3-5 минут)
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Вот несколько известных цитат Лермонтова о живописи:
«В живописи не нужно стремиться к подражанию природе, а нужно стремиться к выражению мысли, каковы бы ни были ее формы» — эта цитата отражает его философию, что искусство должно не только отображать реальность, но и передавать внутренние переживания и идеи.
«В живописи, как и в поэзии, главное — это вдохновение» — здесь Лермонтов проводит параллель между разными видами искусства, подчеркивая важность творческого импульса.
«Живопись, как и поэзия, живет душой художника, а не руками» — эта цитата акцентирует внимание на том, что настоящее искусство создается не техническим мастерством, а глубинными переживаниями и мыслями автора.
Лермонтов сам создавал живописные работы, в основном акварели и рисунки, часто изображая горные пейзажи и сцены Кавказа, что дополняло его литературное творчество.
Сообщение темы урока и постановка цели: подготовка к написанию сочинения-описания картины с использованием интерактивных методов.
Мотивация: объяснение важности описания художественных произведений для развития речи и творческого мышления.
Смайлики-Терминологический блиц-опрос
Эпитет
Определение: Образное определение, которое описывает признак предмета или явления, подчеркивая его особенности.
Описание
Определение: Изложение характеристик предмета, явления или процесса, целью которого является передача информации и создание образа.
Пейзаж
Определение: Изображение природы, местности в художественном произведении, акцентирующее внимание на природных элементах.
Метафора
Определение: Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа и усиления выразительности речи.
Сравнение
Определение: Фигура речи, в которой два предмета или явления сопоставляются с помощью союзов "как", "словно", "будто".
Персонаж
Определение: Вымышленный герой литературного произведения, обладающий определенными чертами характера и выполняющий определенную роль в сюжете.
Композиция
Определение: Структура произведения, организация его частей и элементов, определяющая последовательность и взаимосвязь.
Атмосфера
Определение: Эмоциональный фон произведения, создающий определенное настроение и ощущение у читателя.
Сюжет
Определение: Основное содержание произведения, последовательность событий и действий, формирующих его основу.
Деталь
Определение: Конкретный элемент, который придает произведению выразительность и глубину, позволяя лучше понять его содержание.
Попробуйте объединить все эти определения и назвать тему нашего урока.
Какие мы ставим перед собой цели?
2. Проверка домашнего задания. (10 минут)
Вам нужно было вспомнить биографию М.Ю.Лермонтова и выучить стихотворение, посвященное разному периоду его жизни.
3. Актуализация знаний (5-7 мин.)
Краткое обсуждение творчества Лермонтова как художника.
Вопросы:
Какие картины Лермонтова вам известны?
Как творчество Лермонтова-художника связано с его литературной деятельностью?
4. Знакомство с картиной (10-12 мин.)
Учитель демонстрирует картину Лермонтова и рассказывает о ней (краткие сведения о создании, сюжете, времени написания).
Картина Михаила Лермонтова «Вид Тифлиса» (1837) — одна из немногих его сохранившихся живописных работ, которая отражает его талант не только как писателя, но и как художника.
Тифлис-столица и старейший город Грузии (сейчас Тбилиси).
Кура- это река с восточным течением, которая берет начало в восточной Турции, далее течет через Грузию, пересекая долины меж горами Большого и Малого Кавказа, пока не достигает Каспийского моря в Азербайджане. Общая протяженность реки составляет 1515 километров.
Обсуждение картины: что изображено, каковы основные элементы композиции, какие чувства вызывает изображение.
Вопросы для учеников:
Какие детали картины привлекают ваше внимание?
Какие эмоции вызывает изображение природы или архитектуры?
5. Анализ картины (15 мин.)
Учащиеся анализируют композицию картины: выделение переднего и заднего плана, центральных фигур, цветовой гаммы.
Работа в парах: обсуждение, что можно включить в сочинение (описание сюжета, впечатления, передача настроения).
Каждая пара формулирует 2-3 предложения о картине.
Запиши, что изображено на картине, подбери эпитеты
горы | Величественные, каменистые, загадочные. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
7. Работа над планом сочинения (10-12 мин.)
Учитель объясняет структуру сочинения:
1. Введение: информация о картине, Лермонтове как художнике.
2. Основная часть: описание композиции, центральных деталей, их значения, цветовой гаммы и общего настроения картины.
3. Заключение: личные впечатления, интерпретация, эмоции.
Учащиеся составляют черновой план сочинения по предложенной схеме.
Побери синонимы:
Этюд-
Художник-
Картина-
Нарисовал-
Лексическая работа. Прочитай словосочетания, которые помогут тебе описать картину. Вставь пропущенные буквы:
Величестве___ые горы, затенё___ые улицы,
(средне)вековая архитектура,
солнеч_ный свет на зданиях, тёплые тона п_йзажа,
яркие к_нтрасты, мя_кие _чертания холмов, захватывающая п_норама, тихий уголок гор_да, ист_рический к_лорит, ч_стота и св_жесть воздуха.
9. Практическое задание (15 мин.)
Индивидуальная работа: каждый ученик пишет краткий черновик вступления и основной части сочинения.
Учитель проверяет несколько работ, даёт комментарии.
10. Обсуждение и анализ (5-7 мин.)
Ученики зачитывают фрагменты своих работ.
Коллективное обсуждение: что удачно, что можно улучшить.
11. Рефлексия (3-5 мин.)
Что показалось сложным при подготовке к сочинению?
Какие аспекты картины оказались наиболее интересными?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
12. Домашнее задание:
Доработать сочинение на основе плана, закончить описание картины.
Подготовить работу для обсуждения на следующем уроке.
---
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся анализировать картину и выделять ключевые элементы для описания.
Смогут создавать связные и логичные тексты на основе зрительных впечатлений.
Научатся структурировать свои мысли и аргументировать личные впечатления.