Подготовка к сочинению-описанию по картине М.Ю.Лермонтова "Вид Тифлиса"

2
0
Материал опубликован 21 October

Конспект урока по развитию речи в 8 классе


Тема: Подготовка к сочинению-описанию картины М.Ю. Лермонтова «Вид Тифлиса»

Цель урока:

Образовательные:

Ознакомить учащихся с особенностями описания художественных произведений, развить умение анализировать пейзажные картины.

Формирование навыков создания связного текста на основе анализа визуальных объектов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Стимулировать творческое мышление через интерактивные методы работы с произведениями искусства.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое восприятие и интерес к искусству.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Учащиеся научатся анализировать картину и использовать выразительные средства языка для описания.

Метапредметные: Развитие навыков работы с информацией, самостоятельного анализа, логического мышления и коммуникативных способностей через групповую работу.

Личностные: Воспитание внимательности к деталям, умения выражать эмоции и личное отношение к произведению искусства.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, поисковый, исследовательский. Использование интерактивных методов: обсуждение в группах, анализ картины в формате интерактивной доски.

Формы организации работы:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи:

Литература, изобразительное искусство.

Оборудование:

Телевизор, ноутбук

Раздаточные материалы с планом описания картины.

Структура урока


1. Организационный момент (3-5 минут)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Вот несколько известных цитат Лермонтова о живописи:

«В живописи не нужно стремиться к подражанию природе, а нужно стремиться к выражению мысли, каковы бы ни были ее формы» — эта цитата отражает его философию, что искусство должно не только отображать реальность, но и передавать внутренние переживания и идеи.

«В живописи, как и в поэзии, главное — это вдохновение» — здесь Лермонтов проводит параллель между разными видами искусства, подчеркивая важность творческого импульса.

«Живопись, как и поэзия, живет душой художника, а не руками» — эта цитата акцентирует внимание на том, что настоящее искусство создается не техническим мастерством, а глубинными переживаниями и мыслями автора.

Лермонтов сам создавал живописные работы, в основном акварели и рисунки, часто изображая горные пейзажи и сцены Кавказа, что дополняло его литературное творчество.

Сообщение темы урока и постановка цели: подготовка к написанию сочинения-описания картины с использованием интерактивных методов.

Мотивация: объяснение важности описания художественных произведений для развития речи и творческого мышления.

Смайлики-Терминологический блиц-опрос

Эпитет

Определение: Образное определение, которое описывает признак предмета или явления, подчеркивая его особенности.


Описание

Определение: Изложение характеристик предмета, явления или процесса, целью которого является передача информации и создание образа.


Пейзаж

Определение: Изображение природы, местности в художественном произведении, акцентирующее внимание на природных элементах.


Метафора

Определение: Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа и усиления выразительности речи.


Сравнение

Определение: Фигура речи, в которой два предмета или явления сопоставляются с помощью союзов "как", "словно", "будто".


Персонаж

Определение: Вымышленный герой литературного произведения, обладающий определенными чертами характера и выполняющий определенную роль в сюжете.


Композиция

Определение: Структура произведения, организация его частей и элементов, определяющая последовательность и взаимосвязь.


Атмосфера

Определение: Эмоциональный фон произведения, создающий определенное настроение и ощущение у читателя.


Сюжет

Определение: Основное содержание произведения, последовательность событий и действий, формирующих его основу.


Деталь

Определение: Конкретный элемент, который придает произведению выразительность и глубину, позволяя лучше понять его содержание.

Попробуйте объединить все эти определения и назвать тему нашего урока.

Какие мы ставим перед собой цели?

2. Проверка домашнего задания. (10 минут)

Вам нужно было вспомнить биографию М.Ю.Лермонтова и выучить стихотворение, посвященное разному периоду его жизни.

3. Актуализация знаний (5-7 мин.)

Краткое обсуждение творчества Лермонтова как художника.


Вопросы:

Какие картины Лермонтова вам известны?

Как творчество Лермонтова-художника связано с его литературной деятельностью?


4. Знакомство с картиной (10-12 мин.)

Учитель демонстрирует картину Лермонтова и рассказывает о ней (краткие сведения о создании, сюжете, времени написания).

Картина Михаила Лермонтова «Вид Тифлиса» (1837) — одна из немногих его сохранившихся живописных работ, которая отражает его талант не только как писателя, но и как художника.

Тифлис-столица и старейший город Грузии (сейчас Тбилиси).

Кура- это река с восточным течением, которая берет начало в восточной Турции, далее течет через Грузию, пересекая долины меж горами Большого и Малого Кавказа, пока не достигает Каспийского моря в Азербайджане. Общая протяженность реки составляет 1515 километров.

Обсуждение картины: что изображено, каковы основные элементы композиции, какие чувства вызывает изображение.


Вопросы для учеников:


Какие детали картины привлекают ваше внимание?

Какие эмоции вызывает изображение природы или архитектуры?


5. Анализ картины (15 мин.)


Учащиеся анализируют композицию картины: выделение переднего и заднего плана, центральных фигур, цветовой гаммы.


Работа в парах: обсуждение, что можно включить в сочинение (описание сюжета, впечатления, передача настроения).


Каждая пара формулирует 2-3 предложения о картине.

Запиши, что изображено на картине, подбери эпитеты

горы

Величественные, каменистые, загадочные.






















7. Работа над планом сочинения (10-12 мин.)


Учитель объясняет структуру сочинения:


1. Введение: информация о картине, Лермонтове как художнике.


2. Основная часть: описание композиции, центральных деталей, их значения, цветовой гаммы и общего настроения картины.


3. Заключение: личные впечатления, интерпретация, эмоции.

Учащиеся составляют черновой план сочинения по предложенной схеме.

Побери синонимы:

Этюд-

Художник-

Картина-

Нарисовал-

Лексическая работа. Прочитай словосочетания, которые помогут тебе описать картину. Вставь пропущенные буквы:

Величестве___ые горы, затенё___ые улицы,

(средне)вековая архитектура,

солнеч_ный свет на зданиях, тёплые тона п_йзажа,

яркие к_нтрасты, мя_кие _чертания холмов, захватывающая п_норама, тихий уголок гор_да, ист_рический к_лорит, ч_стота и св_жесть воздуха.

9. Практическое задание (15 мин.)


Индивидуальная работа: каждый ученик пишет краткий черновик вступления и основной части сочинения.

Учитель проверяет несколько работ, даёт комментарии.


10. Обсуждение и анализ (5-7 мин.)

Ученики зачитывают фрагменты своих работ.

Коллективное обсуждение: что удачно, что можно улучшить.


11. Рефлексия (3-5 мин.)

Что показалось сложным при подготовке к сочинению?

Какие аспекты картины оказались наиболее интересными?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


12. Домашнее задание:

Доработать сочинение на основе плана, закончить описание картины.

Подготовить работу для обсуждения на следующем уроке.

---


Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся анализировать картину и выделять ключевые элементы для описания.

Смогут создавать связные и логичные тексты на основе зрительных впечатлений.

Научатся структурировать свои мысли и аргументировать личные впечатления.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации