Доклад «Подготовка к устной части экзамена ЕГЭ по иностранному языку»
Подготовка к устной части экзамена ЕГЭ по иностранному языку
Устная часть экзамена проводится в отдельный день и является важной составляющей экзамена по иностранному языку, за нее выпускник может получить 20 баллов.
1. Технический аспект
Устный экзамен состоит из четырех заданий и проводится в течение 15 минут, включая время на подготовку. Учащиеся работают за компьютерами, в наушниках, их ответы записываются на цифровой носитель. Время подготовки и время ответа ограничено, высвечивается на экране монитора. После выполнения задания учащийся прослушивает свой ответ и проверяет качество записи.
На экзамене важно:
- внимательно читать инструкцию и задание
- говорить четко и громко, помнить о произношении и интонации
- строить свое высказывание строго по заданному плану, не нарушать логику
- использовать разнообразную лексику и грамматические структуры
- в случае ошибки можно поправить себя, повторить фразу без ошибки, тогда зачтут последний вариант ответа.
2. Языковой аспект – особенности экзамена, подготовка к экзамену в течение учебного года
Задание 1 - максимум 1 балл
Задача: прочитать вслух небольшой текст научно-популярного характера.
Время на подготовку – 1,5 минуты. Оценивается фонетическая сторона речи.
Один балл выпускник получает, если его речь воспринимается легко, допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл.
Задание 2 - максимум 5 баллов
Задача: ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять вопросов на основе ключевых слов.
Время на подготовку – 1,5 минуты. Время ответа: 20 секунд на один вопрос.
Учащийся получает 1 балл за вопрос:
Если вопрос отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные ошибки не затрудняют восприятия.
Задание 3 - максимум 7 баллов
Задача: выбрать одну из трёх фотографий и описать её другу на основе плана.
Время на подготовку – 1,5 минуты. Время ответа: 2 минуты.
3 балла можно получить за содержание, если коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развёрнуто отражает все аспекты, указанные в задании, высказывание состоит из 12–15 фраз.
Организация высказывания может принести два балла, когда высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме; средства логической связи используются правильно.
Языковое оформление высказывания дает два балла, когда словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче; допускается не более двух негрубых лексико-грамматических и/или фонетических ошибок.
Задание 4 - максимум 7 баллов
Четвертое задание имеет повышенный уровень сложности (В 2)
Задача: сравнить две фотографии на основе предложенного плана, выделить две общие черты, два различия, выбрать одно из двух действий / явлений и развернуто аргументировать свой выбор, описав свои предпочтения и эмоции.
Время на подготовку – 1,5 минуты. Время ответа: 2 минуты.
Критерии оценивания такие же, как в задании 3.
Типичные ошибки, допускаемые учащимися
№ |
Ошибка |
Как исправить |
1 |
Слишком быстрый темп, оговорки |
Читать в спокойном темпе, делать паузы. |
2 |
Вопрос сформулирован неточно / неполно |
Внимательно читать задание |
3 |
Отсутствие адресности (обращение к другу) Отсутствие завершающей фразы Слишком длинное начало, не хватает времени завершить монолог |
Выучить эту фразу, начинать всегда одинаково Выучить и каждый раз ее употреблять Говорить на каждый пункт плана 3 фразы, не более, считать их (всего 12-15 фраз). |
4 |
Повторение одной и той же лексики Много грамматических ошибок Не называют свои чувства и эмоции |
Научиться употреблять разнообразные клише для описания и сравнения Использовать хорошо известные отработанные грамматические конструкции Собирать имена прилагательные, называющие эмоции |
Учебные стратегии подготовки к экзамену
1. Постоянно пополнять свой словарный запас (книги, журналы, фильмы, немецкое радио, подкасты, песни). Выписывать новые слова и вводить их в свою речь. Желательно группировать их по темам (списки слов в словарике или картотека слов). В кодификаторе указаны 19 тем, обязательных для изучения в средней школе.
2. Повторить грамматику и использовать в своей речи разнообразные структуры.
3. Как можно больше отвечать на уроке (у доски, работа в парах, пересказывать тексты, описывать картинки)
4. Готовясь к устным высказываниям, приучать себя не писать текст, а составлять план или опорную карту.
5. Тренироваться в спонтанной неподготовленной речи без записей. Работать с открытым банком заданий: открывать картинку и говорить по ней – описывать ее, сравнивать ее с другой или составлять по ней диалог; читать все тексты вслух. Засекать время своего высказывания при помощи секундомера. Желательно записывать свое высказывание на диктофон, прослушивать его, работать над его улучшением.
3. Психологический аспект.
Страхи, барьеры, которые испытывают дети, связаны с высокой значимостью этого экзамена, так как результаты нужны им для поступления. Решением этой проблемы является опора на ресурсы, снижающие тревожность и придающие уверенность.
Например, если ученица 11 класса говорит: «Я ничего не знаю», учитель может задать ей такие вопросы: По каким темам у тебя хорошие знания? Какие темы необходимо подтянуть? Отметь эти темы в кодификаторе. Выделяя темы, по которым недостаточно знаний, она тем самым ставит перед собой задачу проработать эти темы. Одновременно она отмечает те темы, которые знает хорошо, и это вселяет в нее уверенность.
Когда ученик жалуется: «Я так волнуюсь на экзаменах. Что, если я ничего не смогу сказать?», учитель предлагает ему вспомнить, какие экзамены он уже сдавал, что помогало ему справиться с волнением. Его личный опыт – это его ресурс. Здесь уместно будет также напомнить о том, что на экзамен можно взять с собой воду. Сделав несколько глотков, можно успокоиться. Помогает не волноваться техника глубокого дыхания, а также самомассаж.
Когда ученики переживают, что могут забыть нужные для выполнения задания слова, стоит напомнить им о компенсаторных стратегиях, когда мы не называем, а описываем слово при помощи других слов.
Как помочь учащемуся победить неуверенность и повысить его мотивацию?
- Создавать на уроках ситуации успеха
- Делать акцент на положительных результатах, положительной динамике
- Поддерживать комфортную атмосферу в группе
- Разработать совместный план действий: формулирование общих целей, планирование времени на подготовку и проверку, распределение ответственности, налаживание эффективной обратной связи и рефлексии.
- Провести несколько раз пробный экзамен.
Результат достижим только общими усилиями всех участников процесса!
Пособия для подготовки:
1. Фурманова С.Л., Бажанов А.Е. «Немецкий язык. ЕГЭ. Устная часть.» Пособие содержит подробное описание всех заданий устной части, разбор заданий с примерами ответов, а также задания для самостоятельной работы.
2. Фурманова С.Л., Бажанов А.Е. «Я сдам ЕГЭ! Немецкий язык. Практикум и диагностика». Данное пособие составлено разработчиками заданий ЕГЭ и состоит из трех частей: теория, практика и диагностика результатов. В пособии сделан акцент на том, что каждый раздел экзамена имеет свою специфику, разные стратегии при подготовке, поэтому материал предъявлен в виде тематических модулей (разделов):
- Аудирование
- Чтение
- Грамматика и лексика
- Письмо
- Говорение
Каждый раздел построен по следующему принципу: знакомство с заданием и стратегиями его выполнения, подробный пошаговый разбор заданий, подготовительные упражнения к заданиям, задания для тренировки, рефлексия.
Пособие содержит также входное тестирование, демонстрационный вариант ЕГЭ, кодификатор элементов содержания ЕГЭ, таблицу спряжения неправильных глаголов, список глаголов, существительных и прилагательных с предложным управлением.
Сборник рекомендован как учителям, так и учащимся для самостоятельной подготовки.
Панченко Лариса Сергеевна