Подготовка к ВПР по русскому языку в 7 классе.

1
0
Материал опубликован 1 May в группе

Подготовка к ВПР по русскому языку.

Работа выполняется в течение 90 минут! 14 заданий

Структура работы. ЗАДАНИЕ 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ветер стих ч..рные тучи ни(с/з)ко нависли над местом сражения сл..ваясь на г..ризонте с пороховым дымом. Ст..новилось темно, и тем яснее(3) обозначалось в двух местах зарево пожаров. К(а/о)нонада стала слабее но трескотня ружей (с)зади и (с)права слыш..лась ещё чаще и ближе. Засв..тились огни и слышнее стал говор. К..питан Тушин ра(з/с)порядившись по роте послал одного из солдат от(и/ы)скивать перевязоч..ный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня ра(с/з)ложе(н/нн)ого на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Л..хорадочная дрож.. от боли холода и сырости тр..сла всё его тело(4). Сон (не)пр..одолимо кл..нил его но он (не)мог заснуть от мучительной боли. Он то закрывал глаза, то в(с/з)гляд..вал на огонь казавшийся(2) ему (горячо)красным.

Ветер стих ч..рные тучи ни(с/з)ко нависли над местом сражения сл..ваясь на г..ризонте с пороховым дымом. Ст..новилось темно, и тем яснее(3) обозначалось в двух местах зарево пожаров. К(а/о)нонада стала слабее но трескотня ружей (с)зади и (с)права слыш..лась ещё чаще и ближе. Ё З И О А А Сзади Справа А , , ,

КАНОНАДА - продолжительная сильная часть стрельба из многих орудий.

Засв..тились огни и слышнее стал говор. К..питан Тушин ра(з/с)порядившись по роте послал одного из солдат от(и/ы)скивать перевязоч..ный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня ра(с/з)ложе(н/нн)ого на дороге солдатами. Е А С Ы Х З НН , , , ,

Ростов перетащился тоже к огню. Л..хорадочная дрож.. от боли холода и сырости тр..сла всё его тело(4). Сон (не)пр..одолимо кл..нил его но он (не)мог заснуть от мучительной боли. Он то закрывал глаза, то в(с/з)гляд..вал на огонь казавшийся(2) ему (горячо)красным. И Ь Я НЕ Е О НЕ_ З Ы - , , ,

ЗАДАНИЕ 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

казавшийся(2)

яснее(3) Яснее — наречие, обозначает признак действия: обозначалось (как? в какой степени?) яснее. 1. Н.ф.: ясно. 2. Неизменяемое; наречие определительное ( меры, и степени); в простой сравнительной степени. 3. В предложении является обстоятельством.

Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело(4). Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями (возможно: дополнениями). Грамматическая основа: дрожь (подлежащее, выражено существительным) трясла (сказуемое, выражено глаголом) Второстепенные члены: от боли, холода и сырости — однородные определение (возможно: дополнения), выражены существительными; лихорадочная — определение, выражено прилагательным; тело — дополнение, выражено существительным; всё, его — определения, выражены местоимениями.

Задания 3. Распознавание производных предлогов

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)течени.. реки образуются воронки. 2) (По)окончани.. существительного можно определить его падеж. 3) (В)отличи.. от сестры она была серьёзной. 4) На манекене была шляпка (на)подоби.. той, что они видели вчера на незнакомке.

Пояснение. 1. Распознавание предложений с предлогом: В отличие от сестры она была серьёзной. На манекене была шляпка наподобие той, что они видели вчера на незнакомке. 2. Правильное написание предлогов: в отличие, наподобие.

Задания 4. Распознавание производных союзов

Правописание производных союзов СОЮЗЫ СОЧЕТАНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ТОЖЕ ТАКЖЕ Мой брат тоже/также (=И) играет в хоккей. МОЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОС К МЕСТ. (КАКОЕ?) ТО ЖЕ К НАРЕЧ. (КАК?) ТАК ЖЕ ИЛИ ПОДСТАВИТЬ: ТО ЖЕ САМОЕ ТАК ЖЕ, КАК

Я выбрал то же хобби. (КАКОЕ? ТО ЖЕ) – Я выбрал то же самое хобби. Брат учится так же хорошо, как и я. (КАК? ТАК).

ЗАТО = НО Было сыро, зато тепло. Было сыро, НО тепло. Можно задать вопрос к местоимению: (за какое?) за то Таня спряталась за то дерево. (За какое? За то)

ЧТОБЫ = ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ Мы пришли на футбол, чтобы поиграть в футбол. Мы пришли, для того чтобы поиграть в футбол. Что БЫ : изъять из предложения; переставить в другое место. Что бы такое придумать? Что такое придумать бы?

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами. 1) (За)тем лесом большая проезжая дорога. 2) Давно не было дождей, (за)то всё созрело раньше срока. 3) Так(же), как и в прошлый раз, всё было подготовлено. 4) Он то(же) был весел.

Пояснение. 1. Распознавание предложений с союзом: Давно не было дождей, зато всё созрело раньше срока. Он тоже был весел. 2. Правильное написание союзов: зато, тоже.

Задания 5. Распознавание орфоэпических норм

Каталог, замертво, жалюзи, кухонный.

Катало́г, за́мертво, жалюзи́, ку́хонный.

Задания 6. Исправление нарушений грамматических норм

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й). 1) Согласно расписания в седьмом классе сейчас урок математики. 2) Выбрав пьесу, началось распределение ролей. 3) По окончании института я пойду работать в школу. 4) В силу сложившихся неблагоприятных погодных условий рейс отменён.

Согласно расписанию в седьмом классе сейчас урок математики. Выбрав пьесу, мы начали распределение ролей.

Задания 7. Применение пунктуационных умений Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень. 2) В станице занятой десантом бой не возобновлялся. 3) Сегодня вдруг вскрылись непредвиденные обстоятельства мешающие закончить работу в срок. 4) И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погружённого в болото маленького человечка.

1.Распознавание предложения и места постановки запятой: Сегодня вдруг вскрылись непредвиденные обстоятельства, мешающие закончить работу в срок. 2. Обоснование выбора предложения, например: в предложении запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

Задания 8. Применение пунктуационных умений Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Белые медведи отлично плавают при этом развивая скорость до десяти километров в час. 2) Камень упал на лёд и плотицы метнулись в глубину блеснув чешуёй. 3) Падая самолёт задел верхушки сосен. 4) Узнав об этом от людей Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: Камень упал на лёд, и плотицы метнулись в глубину, блеснув чешуёй. 2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.

Задания 9. Определение содержания текста

Определите и запишите основную мысль текста. (1) Человек, которого мучит бессонница, обычно жалуется: «Я всю ночь не сомкнул глаз». (2) А рыбы всю жизнь не смыкают глаз. (3) Как же они спят? (4) В Баренцевом море исследователи, опускавшиеся на разные глубины в гидростате «Север-I», видели неподвижных спавших рыб. (5) Другие учёные узнали, что у морских рыб, например, режим дня очень строгий — на сон не больше часа в сутки. (6) Но есть и среди рыб свои сони и лежебоки. (7) Основательно устраиваются на ночь некоторые прибрежные тропические рыбки: подыскивают себе подходящую пещеру и «заваливаются» там набок. (8)Попугаи (ярко окрашенные рыбки, живущие у коралловых рифов) не забывают и про «ночную рубашку». (9)Уютно устроившись под камнем или кораллом, они выпускают прозрачную клейкую жидкость и окутывают ею себя. (10) Проснулся — рубашку прочь! (11) Но большинству рыб не до сладких сновидений. (12) Спят тревожно и чутко. (13)И в дремоте одолевают их всякие рыбьи заботы: не уплыл бы из-под носа лакомый кусочек, не оказаться бы самому в пасти у зубастого соседа.

Основная мысль текста: Интересно наблюдать, как спят рыбы. В этом наблюдении ждёт вас много удивительного.

Задания 10. Распознавание типов речи

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ. (1) Человек, которого мучит бессонница, обычно жалуется: «Я всю ночь не сомкнул глаз». (2) А рыбы всю жизнь не смыкают глаз. (3) Как же они спят?

Задания 11. Проверка понимания смысла текста

Почему многие рыбы спят тревожно и чутко? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

1. Ответ на вопрос, например: многие рыбы спят тревожно, потому что боятся угодить в пасть к хищнику или остаться голодными. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке; 2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: спят чутко, одолевают заботы, не уплыл бы из-под носа, не оказаться в пасти, у зубастого соседа.

Задания 12. Распознавание лексического значения слова

Определите и запишите лексическое значение слова «лакомый» из предложения 13. Лакомый —  (13)И в дремоте одолевают их всякие рыбьи заботы: не уплыл бы из-под носа лакомый кусочек, не оказаться бы самому в пасти у зубастого соседа.

Лакомый — вкусный, желанный. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение.

Задания 13. Распознавание стилистической принадлежности слова

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Стилистически окрашенные слова — это такие слова, которые употребляются только в определенных стилях.

(5) Другие учёные узнали, что у морских рыб, например, режим дня очень строгий — на сон не больше часа в сутки. (6) Но есть и среди рыб свои сони и лежебоки.

1. Распознавание стилистически окрашенного слова: лежебоки. 2. Лежебока — лентяй, бездельник, лодырь.

Задания 14. Распознавание значения фразеологической единицы

Объясните значение пословицы «Торопись на доброе дело, а худое само приспеет», запишите Ваше объяснение.

Данная пословица обозначает: нужно спешить делать добрые дела, а на плохие поступки готовиться особо не надо, их совершать гораздо легче, чем хорошие. Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.