Поэтапная работа над многофигурной композицией
Методическая разработка
Поэтапное создание многофигурной
композиции на тему
«Есть женщины в русских селеньях»
Автор: Логинова Лариса Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ Школа №1955
.Москва-2024г.
Содержание
Аннотация ……………………………………………………………………………. 3 стр.
Цель и задачи …………………………………………………………………………………………….3 стр.
Ожидаемые результаты …………………………………………………………………………3 стр.
Формы проведения и режим занятий ………………………………….4 стр.
Этапы реализации …………………………………………………………………. 4стр.
Материалы и оборудование ………………………………………………………………. 5стр.
Полученные результаты ………………………………………….. 5стр
Библиография и интернет-ресурсы ………………………………………6стр
Методические рекомендации ……………………………………………..7стр
Схема взаимодействия со школьным музеем ……….…………….8стр
Конспект урока ……………………………………………………………………..9стр
Аннотация
Настоящая Методическая разработка создана с целью ознакомления учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования с алгоритмом создания многофигурной композиции на заданную тему и направлена на оптимизацию многоступенчатой работы над многофигурной композицией, а также на расширение возможностей профессионального роста преподавателей.
Цель программы - обучить учащихся алгоритму создания многофигурной композиции на заданную тему
Задачи:
- обучить технике выполнения акварельного наброска фигуры человека с натуры
- ознакомить с наиболее эффективным способом компоновки нескольких фигур в листе
- обучить выполнению тонового эскиза будущей композиции
- ознакомить с бытом русской деревенской женщины начала прошлого века
- ознакомить с творчеством Сычкова Федота Васильевича
- ознакомить с творчеством Некрасова Николая Алексеевича
- ознакомить с основными элементами русского орнамента
- ознакомить с особенностями русского женского костюма прошлого века
Ожидаемые результаты.
В процессе работы над композицией учащийся овладевает :
- техникой акварельного наброска «от пятна»
- технологией « от пятна» компоновки нескольких фигур в листе
- технологией тоновой работы над эскизом
- технологией работы на тонированной бумаге;
отличает
- русский орнамент/ костюм от орнаментов/костюмов других народов;
узнаёт
- живопись Ф.В. Сычкова ;
- отрывок « Есть женщины в русских селеньях» из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
Программа рассчитана на 36 часов, но допускает увеличение или сокращение часов с учетом специфики учебного заведения.
Формы проведения занятия:
Занятие-практикум, комбинированное занятие на получение новых знаний и актуализации их согласно заданной теме, работа по группам, беседа в школьном музее (или экскурсия/урок в этнографическом музее), защита сделанной композиции, выставка работ.
Режим занятий.
Занятия проводятся в школе с углубленным изучением изобразительного искусства два раза в неделю по 3 академических часа. Допускается проведение занятий в режиме одного раза в неделю.
Этапы реализации.
Теоретический.
- занятие в школьном музее или урок- экскурсия в этнографическом музее; на тему « Быт русской женщины в начале ХХ века»
- изучение костюма крестьянки начала ХХ века;
- изучение основ русского орнамента;
- знакомство с живописью Сычкова Ф.В..
Практический .
- обучение технике выполнения акварельного наброска фигуры человека с натуры;
- обучение компоновке нескольких фигур в листе техникой «от пятна»;
- обучение выполнению тонового эскиза будущей композиции;
- обучение и отработка технологии работы на тонированной бумаге.
Заключительный.
- защита сделанной композиции;
- выставка работ с обсуждением результатов.
Оборудование.
Занятия проходят в обычных классных кабинетах, оснащенных мольбертами, электронной доской, ноутбуком .
Материалы для занятий.
Для учителя:
аудиозаписи русских народных песен, изображения русских народных костюмов, орнаменты, элементы орнаментов, репродукции картин Сычкова Ф.В. в электронном виде на интернет-ресурсах, художественные материалы
Для учеников:
художественные материалы (акварель, бумага акварельная, тонированная, кисти, емкости для воды).
Полученные результаты:
предметные:
- определение живописи Сычкова Ф.В.
- определение элементов старинного русского костюма/орнамента
- освоение навыков акварельного письма
- успешное создание многофигурной композиции
личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к истории костюма, мотивация и стремление к познанию прошлого своей Родины, формирование уважительного отношения к народным традициям;
- понимание причин успеха в изобразительной деятельности;
- активное участие в дискуссии;
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- самоопределение целей деятельности на уроке;
- развитие навыков работы по предложенному алгоритму;
познавательные:
- использование полученных знаний в работе над композицией;
- использование орнамента при рисовании элементов одежды;
коммуникативные:
- умение слушать, понимать и анализировать мнения других;
- умение сформулировать цель, задачи выполненной работы
- умение проанализировать результат: самооценка результата своей работы, работ одноклассников
Библиография и интернет-ресурсы, которые использовались при создании методической разработки
1. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Под ред. В. А. Юматова. – М.: Советская Россия, 1990.
2. Качаева М. А. Сокровища русского орнамента / М. А. Качаева. – М. 2008.
3. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки / Г. С. Маслова. – М.: Наука, 1978.
4. Тверская вышивка в собрании Загорского музея / Под ред. Т. Ю. Клюевой. – М.: Советский художник, 1982.
5. Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи» http://erzia-museum.ru/ru/kollekciya/fedot-sychkov/
6. Российский этнографический музей (РЭМ)
https://ethnomuseum.ru/kollekcii/obzor-kollekcij/kollekcii-po-kulture-russkogo-naroda/
7. Нацпроект «Культура»
https://ar.culture.ru/ru/subject/myalshchicy-lna
8. Сайт «Перуница»
https://www.perunica.ru/tradicii/3651-severnyj-russkij-narodnyj-kostyum.html
9. Блог Центральной библиотеки г. Челябинска http://vokrugknig.blogspot.com/2020/05/blog-post_71.html
10.Русская поэзия . Сайт. https://rupoem.ru/nekrasov/ty-opyat-upreknula.aspx https://mp3crown.cc/downloadmp3/k-KmqMGoYOl_n-nekrasov-esty-zhenshtini-v-russkih-selenyyah-avi.html
Методические рекомендации.
Для учителя.
Суть данного подхода к работе над многофигурной композицией заключается в том, что он помогает избежать типичные ошибки начинающих художников. А именно, мелкое карандашное изображение фигур на большом пространстве листа.
Учитель должен владеть навыком акварельного наброска, чтобы осуществить наглядный показ. Работать необходимо большой кистью, чтобы избежать мелкого изображения. Поэтому необходимым условием для реализации данной разработки является наличие кистей больших размеров, как у учителя, так и учеников. Очень важно, объединяя наброски в одну композицию, работать большими цельными пятнами. У неподготовленных детей это вызывает трудности, но если заранее наглядно объяснить задачу, то их можно преодолеть.
Если же по каким-то причинам, это осуществить не представляется возможным, то данную методу можно заменить рисованием в любом графическом редакторе. Задать инструменту «кисть» необходимые параметры (ширину мазка) и создать нужный силуэт. Или взять за основу готовые силуэты женщин в народных костюмах, трансформировать их и скомпоновать в одно-два общих пятна. Впоследствии перенести пятно на бумагу и вписать в него изображения людей. Или же так и продолжить рисование в графическом редакторе.
По сути, неважно, какими материалами будет выполнен данный алгоритм. Важно, чтобы учащийся самостоятельно уловил характер фигуры в силуэте и грамотно распределил силуэты в пространстве своей картины, избегая использования известных шаблонов. Ведь за использованием в работе готовых штампов кроется получение заштампованного мышления.
Для учеников.
Набросок.
Акварельный набросок должен быть крупным, поэтому его лучше делать на листе акварельной бумаги А3 крупной кистью. Расстояние сверху до края листа – ширина двух пальцев, расстояние снизу – ширина трех пальцев. Начинаем силуэт сверху, сразу пятном. Насыщенность пятна – средняя.
Компонуя пятна силуэтов, надо учитывать плановость. На передний план располагать крупные пятна. На средний – чуть меньше. Нижняя часть силуэта располагается: чем дальше, тем выше.
Перенос композиции.
Подложите лист А2 под эскиз А3, разбейте листы на сектора.
Добавьте на А2 недостающий фон, перенеси фигуры с А3 на А2, ориентируясь по секторам
Схемы взаимодействия.
1.Данную разработку можно объединить с уроком литературы, на котором изучают творчество Н.А. Некрасова
2. Совместная работа со школьным музеемКонспект урока
Предмет: Изобразительное искусство
Тема: «Есть женщины в русских селеньях»
Класс: 7
Картинка | Слова учителя | ||||
1 этап. Знакомство с произведениями Сычкова Ф.В. Работа в группах. | |||||
Одним из художников, воспевающих красоту русской деревни является русский, советский художник Федот Васильевич Сычков (1870-1958 г.г.) «Я посвятил своё искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник. Задание по группам (группам предлагаются разные картины для анализирования): 1. Рассмотрите картины с изображением деревенской жизни. 2. Опишите картины, отвечая на вопросы: - Какую пору крестьянской жизни отображает картина? - Чем заняты крестьяне? - Во что одеты женщины? - С помощью каких приёмов художник раскрывает образы крестьянок (поза, движение, детали одежды и т.д.)? 3.Ответьте на вопросы: Чем различие женских образов? В чем сходство? 4. Задайте интересный вопрос по картине другой группе | |||||
2 этап. Технология переноса акварельного эскиза на больший формат | |||||
1.Разделите карандашом эскиз на равные части по вертикали и горизонтали 2. Разделите карандашом больший формат (А2) на равные части по вертикали и горизонтали 3.Перенесите изображение, не уменьшая размер фигур 4.Добавьте изображения на задний план в зависимости от того, где происходит действие (на улице или в доме) | |||||
3 этап. Создание сюжета в композиции. | |||||
Рисунок 1 Силуэты животных
| Послушайте, как Н.А. Некрасов описывает крестьянскую женщину. Включается аудио 1.Вдохновляясь сюжетами картин Сычкова Ф.В., поэтическими строками Некрасова Н.А. и используя таблицы-подсказки создайте свою историю про «женщину русских селений». 2. Добавьте при необходимости изображение собаки или кошки, опираясь на таблицу с силуэтами животных 3. Используйте тот художественный материал, который, на ваш взгляд, лучше передаст идею картины 4. Подберите поэтические строки Некрасова Н.А. к своей картине 5. Дайте ей название. |