Урок на тему «Бал во дворце» (Многофигурная композиция. Иллюстрация к сказке Шарля Перро «Золушка»)
Педагог: Кишова Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства, МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
Разработка урока по изобразительному искусству
Предмет, класс: изобразительное искусство, 5 класс.
Общая информация о занятии
Тема: «Бал во дворце» (Многофигурная композиция. Иллюстрация к сказке Шарля Перро «Золушка»).
Тип урока: урок систематизации знаний
Материально-технические средства
Для учителя: презентация, аудиовизуальные средства, произведения живописи (иллюстрации).
Для учащихся: бумага, карандаш, гуашь, клей
Цель. Развивать умение выполнять многофигурную статичную или динамичную композицию. Развивать умение работать в группе.
Методы и технология обучения. Анализ репродукций картин известных художников. Аппликационное моделирование композиционных схем. Работа в группах из четырёх человек.
Этому занятию предшествовал урок о стилях в одежде, в ходе вводной беседы учитель обобщает знания о стилях в одежде Франции на рубеже Средних веков и раннего Возрождения
Учитель. Сегодня у нас с вами необычное занятие, я приглашаю вас на бал. Бал во дворце!
Здесь всё прекрасно: жесты, маски, костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки и с ними светлый мир добра.
- В каких сказках рассказывается о бале?
Дети. Сказка Щелкунчик, там очень красивая музыка «Вальс цветов», Мультфильм «Анастасия», Золушка попадает на бал.
Учитель. Я предлагаю вам рассмотреть репродукции картин художников (приложение1)
Бельгийский художник Иеронимус Янссен (1624-1693) «Танцующие в элегантном интерьере»
Нидерландский художник Франс Брейдель (1679-1750) «Народные гуляния в замке»
Михай Зичи «Бал в концертном зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873»
Учитель. Как одеты гости бала?
Глеб. Они одеты пышно, платье из дорогих тканей бархат шёлк. Много украшений.
Диана. У мужчин парики, шляпы с перьями, у женщин высокие причёски, кружева, банты.
Иван. Мужчины подражали своему королю, который был законодателем моды при дворе. Пышностью своего костюма он хотел показать, что его Франция богатая процветающая страна.
Учитель. В каких комнатах проходил бал?
Дети. Зал проходил в огромных залах, которые освещались множеством свечей в хрустальных люстрах. Большие окна украшались шторами из дорогих тканей. В зале стояли красивые вазы с цветами, вдоль стен мягкие диваны и кресла.
Учитель Молодцы, ребята! Вы прекрасно описали интерьер дворца, где будет проходить бал, в котором соберутся красиво и пышно одетые гости.
Учитель демонстрирует лист, где изображён пустой зал.
Учитель. Ребята, посмотрите на этот пустой дворцовый зал, в нём нет окон, украшений, гостей. Ваша задача, разделившись на группы по четыре человека, выполнить коллективную работу, оживить картинку. Каждая группа должна оформить интерьер зала и разместить гостей королевского бала, на который прибыла наша героиня Золушка.
Практическая работа.
Ребята выполняют эскизы и моделирование композиции. Учитель наблюдает за ходом выполнения задания, помогает только в том случае, если ребята попросят помощи.
Ребята должны распределить между собой фрагменты композиции, которые они будут выполнять дома. Определиться с размером, цветом персонажей, с фоном композиции, интерьером.
На втором занятии на данную тему коллективная композиция монтируется на плоскости листа с изображением фона, соблюдая правила аппликации: от дальнего к ближнему, от большого к малому.
Насколько умело ребята смогут организовать свою совместную деятельность, организовать и распределить работу в группе зависит результат и успех их творчества.
По окончанию работы организуется выставка и коллективное обсуждение работ. Ребята обсуждают, что удалось, а что нет, довольны ли они результатом своей деятельности.
Отвечают на вопросы.
Что понравилось вам на занятии?
Довольны ли вы результатом своей работы?
Какое сейчас у вас настроение?
Анализ урока. Через коллективный анализ законченных детских работ, а также совместное моделирование многофигурной композиции дети закрепили знания о композиции и о способах её создания. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.
Список литературы
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 1993, 1996.
Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. — М., 1982.
Примечание 1
Бельгийский художник
Иеронимус Янссен
«Танцующие в элегантном интерьере»
Нидерландский художник
Франс Брейдель
«Народные гуляния в замке»
Михай Зичи
«Бал в концертном зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873»