Конспект классного часа на тему «Полёт в космос» (1–2 классы)
МОУ «Авчуринская средняя общеобразовательная школа»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ПОЛЕТ В КОСМОС»
П одготовила: Г.Н. Гурова
учитель начальных классов
Авчурино 2013 год
Тема: «Полёт в космос»
Цели: 1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
2. Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.
3. Формировать знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе.
4. Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видео фрагменты: «Звёздный полёт», «Собаки - космонавты»
Ход классного часа
(Слайд 1)
Организационный момент.
Введение в тему.
(Слайд 2)
- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.
Чудо-птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд (ракета)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать.
III. Сообщение темы.
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.
IV. Работа по теме классного часа
(Слайд 3)
Раньше, давным-давно, когда люди только научились узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо – черепаха плавает в море – океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством звезд.
- Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. (Слайд 4)
Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. Основоположник космонавтики.
Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев. (Слайд 5)
Под его руководством созданы космические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход его в открытый космос.
- У нашей планеты есть естественный спутник.
-Он называется – Луна (Слайд 6)
- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли. (Слайд 7)
Что за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
- Да это спутник!
- Вот те раз!
- Он спутник каждого из нас
И в целом всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?
Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.
Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.
Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка. (Слайд 8)
На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась, она навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки – Белка и Стрелка (Слайд 9) Чернушка и Звёздочка. Все они возвратились на Землю. (Видео)
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду
Им на земле спокойно не живётся,
Их почему - то вечно тянет ввысь,
Им звёзды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
Прекрасно знает с детства мальчик каждый,
Гагарин Юрий - космоса герой,
Ведь космонавтом не рождаются однажды,
Он может рядом быть с тобой или со мной.
И вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетит...
Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,
Летите, дети, в небо, путь открыт!
- Какой в апреле праздник раз в году?
- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?
(Слайд 10, 11)
- Юрий Алексеевич Гагарин.
- 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли.
Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь! Ю.А. Гагарин трагически погиб во время тренировочного полёта на истребителе.
Космонавт Герман Титов. Его полёт продолжался сутки (Слайд 12)
- А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия? (выслушиваются ответы детей)
- Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. – Валентина Терешкова – первая женщина - космонавт. (Слайд 13)
Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Её космический позывной был «Чайка» облетел вокруг земли 48 раз. Уже прошло 50 лет со дня её первого полёта.
Первый космонавт, который вышел в открытый космос и пробыл там 12 минут – это Леоновым Алексей. (Слайд 14) Он пережил очень сильный стресс, пот залил скафандр до колен, он похудел на 6 кг.
Первыми людьми, ступившими на Луну и установившими там флаг, были американцы - Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. (Слайд 15)
V. Физкультминутка (Слайд 16)
- А теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля.
VI. Продолжение работы (Слайд 17, 18)
Галактика, в которой находится наша планета, называется Млечный путь. В нашей галактике находится солнечная система, состоящая из центрального светила Солнца и девяти планет, одна из которых наша Земля. Планеты различаются по размерам, но они во много раз меньше солнца. Планеты солнечной системы: (Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24)
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Земля – третья планета от Солнца. Наша планета Земля движется вокруг Солнца. А вот так выглядит наша Солнечная система.
Корабли уходят в небо один за другим. Спутники и космические корабли кружат вокруг планеты.
Из 40 тысяч профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего - чисто человеческий.
Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты».
Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив. Так что, мечтайте!
Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. (Слайд 25)В Москве открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.
День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков – космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
Сегодня мы с вами поговорили о космосе и космонавтах. Узнали много нового и интересного
VII. Итог классного часа
- Что нового для себя вы открыли?
- А теперь давайте ответим на вопросы
1. – Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)
2. – Назовите самый быстрый вид транспорта (ракета).
3.Женщина – первая полетевшая в космос? ( В. Терешкова) 4. Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Ю. А. Гагарин) 5. Кто совершил первым выход в открытый космос? (А. А. Леонов) 6. Космонавт полет, которого продолжался 1 сут. 1 ч. 18 мин. (Г. Титов) 7. Первая собака, полетевшая в космос? (Лайка) 8. Американские космонавты первыми, высадившиеся на Луне? (Н. Армстронг и Э. Олдрин)
VIII. Рефлексия.
Игра «Шляпа».
- Что запомнилось больше всего?
- С каким настроением заканчиваете урок?
– Если вам понравился наш полёт в космос, то покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают карточку Луны)
– Спасибо!
IX. Задание на дом (по желанию)
Творческое задание. Нарисовать рисунок на тему: “Космос глазами детей”