План-конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе «Участие граждан в политической жизни»
МБОУ "Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»
План-конспект открытого урока
по обществознанию в 10 классе
«УЧАСТИЕ ГРАЖДАН
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»
учитель Г.А. Павлинова
Цель:
формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой культуры.
Задачи:
1) сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, формах политического участия;
2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
Обучающие:
Формировать знания об основных признаках демократического политического режима
Формировать представления учащихся о возможностях воздействия граждан на органы власти
Формировать понимание о принципах организации выборов и референдума
Развивающие:
Развивать умение вести диалог
Развивать умение аргументировать свою точку зрения
Воспитывающие:
Воспитывать толерантное отношение к другому мнению
Содействовать воспитанию активной гражданской позиции
Планируемый результат
Предметные умения
1.Оценивать значение принципов демократии
2.Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы
3.Находить в документах необходимую информацию.
4.Применять знания в процессе решения познавательных задач.
УУД
Личностные :проявление собственной позиции ,готовности к получению новых знаний.
Регулятивные :оценивание своих действий ,выявление ошибок и положительных сторон своей работы.
Познавательные :выполнение действий по поиску материалов ,анализ ситуации и события ,обобщение знаний в таблицах и схемах.
Коммуникативные :формулирование собственного мнения, его адекватное выражение ,учет мнения одноклассников.
Основные понятия: политический процесс, политическое участие, абсентеизм
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: комбинированный )
Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы: анализ текста, решение проблемных задач, мини-проект, ролевая игра, диалоговая форма обучения.
Оборудование: презентация, раздаточный дидактический материал, Текст конституции РФ
Ход урока.
Орг. момент (2 мин.)
Добрый день, возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.
Постановка цели урока. (4 мин)
(Слайд 1) Сегодня мы продолжаем разговор о политике. Посмотрите, пожалуйста на слайд и объясните, что объединяет эти фотографии (участие граждан в политической жизни государства)
(Слайд 2 ) Тема нашего урока «Участие граждан в политической жизни»
(Слайд 3) проблемный вопрос урока:
Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость?
Стремясь достичь поставленных целей, власть действует не в безвоздушном пространстве.
На территории, находящейся в зоне её политического влияния, существуют различные политические партии, общественные организации, социальные слои и группы, личности. Все лица, представляющие власть, партии, движения, общественные организации, называются социально – политическими силами или участниками политического процесса.
(Слайд 4) Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики (5 мин)
Таблица №1. Виды политического процесса
Критерии определения типов | Типы политических процессов |
Масштаб действия | Внешнеполитические Внутриполитические: а) общенациональные; б) региональные; в) местные |
Значимость для общества | Общие Частные |
Публичность осуществления | Открытые Скрытые |
Приведите примеры:
Внешнего политического процесса
Внутреннего политического процесса
Что такое выборы? Способ формирования высших органов государственной власти
Что такое активное и пассивное избирательное право?
Какие избирательные системы вы знаете?
(Слайд 5) Избирательные системы (4 мин)
Критерии сравнения | Мажоритарная избирательная система | Пропорциональная избирательная система |
Избирательные округа | Страна делится на избирательные округа по количеству мандатов (мест в парламенте) | Единый национальный избирательный округ |
Выдвижение кандидатов | Несколько кандидатов от одного округа | По партийному списку по единому для всей страны округу |
Голосование | Избиратели голосуют за личность | Избиратели голосуют за партию |
Распределение мест в парламенте | Мандат получает кандидат набравший большинство голосов | Места распределяют пропорционально количеству голосов, набранных в ходе выборов |
Работа в группах с заданиями по карточкам
Задание 1
Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните. (мажоритарная система абсолютного большинства) ( 1 мин.)
Задание2
В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.
(пропорциональная система, 1 – 72, 2 – 36, 3- 12)
Задание 3
На территории страны Х в период выборов создаётся единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов; список может и превышать число имеющихся вакансий.
Какой тип избирательной системы существует в данном государстве? На основании каких признаков вы это определили? (пропорциональная система)
Выборы являются всего лишь одной из форм политического участия граждан, но это понятие гораздо шире.
(Слайд 6) Политическое участие — это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.
Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные организации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные органы.
Кейс №2. Работа с правовым источником (Работа в группах)
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Используя текст Конституции, заполните таблицу
(Слайд 7) «Виды политического участия»
Непосредственное (прямое) | Опосредованное (представительное) |
Собрания | Осуществляется через избранных представителей (органы законодательной власти и местного самоуправления) |
Митинги | |
Демонстрации | |
Шествия | |
Пикетирования | |
Участие в выборах | |
Участие в референдуме | |
Членство в партии |
Работа в группах:
Задания:
1 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни являются митинги, шествия, пикетирования
2 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в политических партиях
3 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в выборах
Как вы думаете, все ли из нас одинаково участвуют в политике?
Чем объясняется различный объем участия граждан в политической жизни страны?
(слайд 8) Абсентеизм - политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия
Ролевая игра. Работа в группах
Каждая группа играет роль представителей определенной возрастной или социальной группы
1 группа - молодежи,
2 группа - пенсионеров,
3 группа - творческой интеллигенции,
Каждая группа должна выразить «свое» отношение к выборам и пояснить это отношение. В ходе общего обсуждения выясняются основные причины неявки избирателей на выборы.
(Слайд 9) Причины неявки избирателей на выборы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратимся к высказыванию:
«Политики всюду одинаковы. Они обещают тебе построить мост там, где нет реки.» (Н.С. Хрущёв) (слайд 10)
Вопросы классу:
Как вы понимаете его смысл? В данном случае речь идет о сложном политическом явлении – популизме.
Работа с текстом
СУЩНОСТЬ ПОПУЛИЗМА
«Популюс» в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова «популярность», "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.
Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике - деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств...
Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии...
Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершенную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма...
Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.
1. Что такое популизм и в чем его сущность? –
2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.
3. В чем безнравственность и в чем социальный вред популизма?
- Не совпадают по смыслу.
- Популист – деятель, который заигрывает с массами, а популярный человек – тот, кто пользуется широкой известностью.
В чем его опасность и вред?
- Популист безнравствен, т.к.он манипулирует доверием людей. Вред популизма в том, что он разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности.)
Как можно бороться с этим явлением?
Ответ: повышать политическую культуру граждан, которая состоит из элементов: научные знания, ориентация на демократические ценности и нормы, модели поведения, согласованные с установленными демократическими правилами
(Слайд 11) Учитель: продолжить наш разговор хочу притчей, а вы объясните её смысл
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
И, конечно, вернёмся к проблемному вопросу урока:
Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость? (слайд 12)
Учитель:
Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в ваших руках.
А закончить наш урок хочу еще одним высказыванием: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.) (слайд 13)
Домашнее задание: написать эссе по высказыванию: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.) (слайд 14)
Метод « Выходная карта»
1.Главная мысль урока.
2. Вопрос, который остался после обсуждения.
3.Назовите мысль, с которой вы не согласны.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наиболее важной формой (А) являются демократические выборы. В рамках института выборов каждый полноправный (Б) совершает своё индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию или какого-либо (В). Присоединяя свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на (Г). Поэтому участие в выборах — дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениями и эмоциям, ибо есть опасность попасть под влияние (Д), направленного на обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, (Е), апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) гражданин, 2) популизм, 3) политическое участие, 4) политический курс, 5) референдум, 6) кандидат, 7) собственник, 8) демагогические лозунги,
9) политические знания
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | д | Е |
| | | | | |
6.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический абсентеизм»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об опасности политического абсентеизма.