12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Александровна Паввлинова374
Россия, Мордовия респ., ромоданово

МБОУ "Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»







План-конспект открытого урока

по обществознанию в 10 классе



«УЧАСТИЕ ГРАЖДАН

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»









учитель Г.А. Павлинова





Цель:

формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой культуры.

Задачи:

1) сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, формах политического участия;

2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Обучающие:

Формировать знания об основных признаках демократического политического режима

Формировать представления учащихся о возможностях воздействия граждан на органы власти

Формировать понимание о принципах организации выборов и референдума

Развивающие:

Развивать умение вести диалог

Развивать умение аргументировать свою точку зрения

Воспитывающие:

Воспитывать толерантное отношение к другому мнению

Содействовать воспитанию активной гражданской позиции

Планируемый результат

Предметные умения

1.Оценивать значение принципов демократии

2.Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы

3.Находить в документах необходимую информацию.

4.Применять знания в процессе решения познавательных задач.

УУД

Личностные :проявление собственной позиции ,готовности к получению новых знаний.

Регулятивные :оценивание своих действий ,выявление ошибок и положительных сторон своей работы.

Познавательные :выполнение действий по поиску материалов ,анализ ситуации и события ,обобщение знаний в таблицах и схемах.

Коммуникативные :формулирование собственного мнения, его адекватное выражение ,учет мнения одноклассников.

Основные понятия: политический процесс, политическое участие, абсентеизм

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: комбинированный )

Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: анализ текста, решение проблемных задач, мини-проект, ролевая игра, диалоговая форма обучения.

Оборудование: презентация, раздаточный дидактический материал, Текст конституции РФ

Ход урока.

Орг. момент (2 мин.)

Добрый день, возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

Постановка цели урока. (4 мин)

(Слайд 1) Сегодня мы продолжаем разговор о политике. Посмотрите, пожалуйста на слайд и объясните, что объединяет эти фотографии (участие граждан в политической жизни государства)

(Слайд 2 ) Тема нашего урока «Участие граждан в политической жизни»

(Слайд 3) проблемный вопрос урока:

Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость?

Стремясь достичь поставленных целей, власть действует не в безвоздушном пространстве.

На территории, находящейся в зоне её политического влияния, существуют различные политические партии, общественные организации, социальные слои и группы, личности. Все лица, представляющие власть, партии, движения, общественные организации, называются социально – политическими силами или участниками политического процесса.

(Слайд 4) Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики (5 мин)


Таблица №1. Виды политического процесса

Критерии определения типов

Типы политических процессов

Масштаб действия

Внешнеполитические

Внутриполитические:

а) общенациональные;

б) региональные;

в) местные

Значимость для общества

Общие

Частные

Публичность осуществления

Открытые

Скрытые

Приведите примеры:


Внешнего политического процесса

Внутреннего политического процесса

Что такое выборы? Способ формирования высших органов государственной власти

Что такое активное и пассивное избирательное право?

Какие избирательные системы вы знаете?


(Слайд 5) Избирательные системы (4 мин)

Критерии сравнения

Мажоритарная избирательная система

Пропорциональная избирательная система

Избирательные округа

Страна делится на избирательные округа по количеству мандатов (мест в парламенте)

Единый национальный избирательный округ

Выдвижение кандидатов

Несколько кандидатов от одного округа

По партийному списку по единому для всей страны округу

Голосование

Избиратели голосуют за личность

Избиратели голосуют за партию

Распределение мест в парламенте

Мандат получает кандидат набравший большинство голосов

Места распределяют пропорционально количеству голосов, набранных в ходе выборов


Работа в группах с заданиями по карточкам

Задание 1

Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните. (мажоритарная система абсолютного большинства) ( 1 мин.)


Задание2

В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.

(пропорциональная система, 1 – 72, 2 – 36, 3- 12)

Задание 3

На территории страны Х в период выборов создаётся единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов; список может и превышать число имеющихся вакансий.

Какой тип избирательной системы существует в данном государстве? На основании каких признаков вы это определили? (пропорциональная система)


Выборы являются всего лишь одной из форм политического участия граждан, но это понятие гораздо шире.

(Слайд 6) Политическое участие — это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.


Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные организации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные органы.


Кейс №2. Работа с правовым источником (Работа в группах)


КОНСТИТУЦИЯ РФ


Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Используя текст Конституции, заполните таблицу

(Слайд 7) «Виды политического участия»

Непосредственное (прямое)

Опосредованное (представительное)

Собрания

Осуществляется через избранных представителей

(органы законодательной власти и местного самоуправления)

Митинги

Демонстрации

Шествия

Пикетирования

Участие в выборах

Участие в референдуме

Членство в партии

Работа в группах:

Задания:

1 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни являются митинги, шествия, пикетирования

2 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в политических партиях

3 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в выборах



Как вы думаете, все ли из нас одинаково участвуют в политике?

Чем объясняется различный объем участия граждан в политической жизни страны?


(слайд 8) Абсентеизм - политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия


Ролевая игра. Работа в группах

Каждая группа играет роль представителей определенной возрастной или социальной группы

1 группа - молодежи,

2 группа - пенсионеров,

3 группа - творческой интеллигенции,

Каждая группа должна выразить «свое» отношение к выборам и пояснить это отношение. В ходе общего обсуждения выясняются основные причины неявки избирателей на выборы.


(Слайд 9) Причины неявки избирателей на выборы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Обратимся к высказыванию:

«Политики всюду одинаковы. Они обещают тебе построить мост там, где нет реки.» (Н.С. Хрущёв) (слайд 10)

Вопросы классу:

Как вы понимаете его смысл? В данном случае речь идет о сложном политическом явлении – популизме.

Работа с текстом

СУЩНОСТЬ ПОПУЛИЗМА


«Популюс» в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова «популярность», "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.

Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике - деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств...

Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии...

Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершенную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма...

Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.


1. Что такое популизм и в чем его сущность? –

2. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.

3. В чем безнравственность и в чем социальный вред популизма?

- Не совпадают по смыслу.

- Популист – деятель, который заигрывает с массами, а популярный человек – тот, кто пользуется широкой известностью.

В чем его опасность и вред?

- Популист безнравствен, т.к.он манипулирует доверием людей. Вред популизма в том, что он разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности.)

Как можно бороться с этим явлением?

Ответ: повышать политическую культуру граждан, которая состоит из элементов: научные знания, ориентация на демократические ценности и нормы, модели поведения, согласованные с установленными демократическими правилами

(Слайд 11) Учитель: продолжить наш разговор хочу притчей, а вы объясните её смысл

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

И, конечно, вернёмся к проблемному вопросу урока:

Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость? (слайд 12)

Учитель: 

Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в ваших руках.

А закончить наш урок хочу еще одним высказыванием: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.) (слайд 13)

Домашнее задание: написать эссе по высказыванию: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.) (слайд 14)



Метод « Выходная карта»

1.Главная мысль урока.

2. Вопрос, который остался после обсуждения.

3.Назовите мысль, с которой вы не согласны.


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Наиболее важной формой (А) являются демократические выборы. В рамках института выборов каждый полноправный (Б) соверша­ет своё индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию или какого-либо (В). Присоединяя свой голос к голосам других избирателей, сделав­ших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на (Г). Поэтому участие в выборах — дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениями и эмоциям, ибо есть опасность по­пасть под влияние (Д), направленного на обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, (Е), апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый про­пуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) гражданин, 2) популизм, 3) политическое участие, 4) политический курс, 5) референдум, 6) кандидат, 7) собственник, 8) демагогические лозунги,

9) политические знания


В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи­шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

д

Е








6.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический абсентеизм»?


Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержа­щие информацию об опасности политического абсентеизма.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.