РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества Багратионовского городского округа»
238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Пограничная, д. 62, тел./факс.: (40156) 3-31-61, e-mail: dodddt@mail.ru
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета ДДТ Багратионовского городского округа «_____» _______________ 2017 г. Протокол № _________ |
Утверждаю Директор ДДТ Багратионовского городского округа _____________________В.В. Чайка «_____» _________________ 2017 г. Приказ № _____ от |
ПОЛОЖЕНИЕ
О МАСТЕР-КЛАССЕ
Багратионовск
2017
Общие положения
-
Настоящее «Положение о мастер-классе» (далее – Положение) разработано Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Дом детского творчества Багратионовского городского округа» (далее – Учреждение, ДДТ Багратионовского городского округа) в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституцией РФ
Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Уставом Учреждения
и регламентирует проведение мастер-классов на базе ДДТ Багратионовского городского округа
-
Ключевые понятия, используемые в Положении:
Определение мастер-класса: Мастер-класс – способ обмена и распространения педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, в процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки.
Адресная аудитория мастер-класса: специалисты и педагоги, желающие получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.
Ведущий (автор) мастер-класса — педагог-мастер, высококвалифицированный специалист или педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своей профессиональной деятельности.
Педагог-мастер при проведении мастер-класса руководствуется настоящим Положением и несет ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.
-
- Цель, задачи, ожидаемые результаты мастер-класса
Цель мастер-класса – повышение профессиональной квалификации педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер-класса:
конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
популяризация его инновационных идей, авторских находок;
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.
-
Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному содержанию) могут включать:
понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;
практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Алгоритм проведения мастер-класса
-
Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
краткая характеристика основных идей технологии;
описание достижений в работе;
доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
определение проблем и перспектив в работе учителя-мастера.
-
Представление системы учебных занятий:
описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
определение основных приемов работы, демонстрируемых мастером.
-
Проведение имитационной игры:
учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
-
Моделирование:
педагоги и специалисты в роли воспитанников (обучающихся) выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера;
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
-
Рефлексия:
самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером;
ответы на вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т.п.);
общая дискуссия;
заключительное слово педагога-мастера.
-
Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта.
- Организация и регламент проведения мастер-класса
-
Мастер-класс может проводиться как на уровне Учреждения – для педагогов ДДТ Багратионовского городского округа, так и на муниципальном, региональном и ином уровне – для специалистов и педагогов других образовательных учреждений, а также для родителей воспитанников (обучающихся).
План проведения мастер-классов составляется методистом Учреждения не позднее 15 сентября текущего года на основании заявок педагогов дополнительного образования и утверждается директором. По согласованию с администрацией Учреждения возможно помесячное планирование мастер-классов. В таком случае информация о планируемых на месяц мастер-классах подаётся не позднее 15 числа предшествующего месяца.
Администрация Учреждения в лице директора ДДТ Багратионовского городского округа принимает решение рекомендовать (не рекомендовать) заявленные мастер-классы к реализации и утверждает окончательный список мастер-классов.
Перечень утвержденных мастер-классов размещается на сайте Учреждения.
Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединенных одной темой.
Непосредственную подготовку мастер-класса и его проведение осуществляет специалист, запланировавший мастер-класс.
Организационные мероприятия, связанные с проведением мастер-класса – выбор и согласование времени и места проведения мастер-класса, приглашение участников, принятие решения о выдаче сертификатов и другое – осуществляют методист и/ или педагог-организатор по согласованию с директором Учреждения
Размещение сводного графика мастер-классов на сайте Учреждения, оказание организационной и методической помощи педагогу-мастеру, отслеживание мнений участников, подготовку к печати материалов по итогам мастер-класса обеспечивает Учреждение в лице методиста.
Участие педагогических работников в проведении мастер-классов учитывается при аттестации.
Приложение 1
ПАМЯТКА
ПЕДАГОГУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
МАСТЕР-КЛАССАЭтап подготовки мастер-класса
Приглашение на мастер-класс в различных формах:
Через Интернет: объявление на сайте, электронная почта.
Через текстовые формы: листовки, буклеты, объявления, афиши.
Через личные контакты: устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.
Структура объявления о мастер-классе:
Фамилия, имя, отчество специалиста, автора мастер-класса.
Сведения об авторе: образование, место работы, должность, направление работы; по желанию – сведения об участии в конференциях, семинарах, конкурсах педагогического мастерства.
Фотография (портрет) автора мастер-класса.
Тема мастер-класса.
Аннотация мастер-класса (несколько предложений, но не более 200 – 500 слов).
Адресная аудитория.
Дата, время и место проведения мастер-класса.
Примерная продолжительность мастер-класса.
Контактный телефон автора мастер-класса, электронный адрес.
Подготовка помещения к проведению мастер-класса:
Посадочные места, при необходимости – столы.
Ковер (в случае ролевых игр, специальных упражнений и т.п.).
Технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.
Оборудование в зависимости от профиля: музыкальные или иные инструменты, стимульный материал, карточки, бланки, тесты, спортивные снаряды и т.п.
Расходные материалы (бумага, краски, клей и т.п.).
Канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры и т.п.
Напитки: минеральная вода, чай, кофе и т.п.
Регистрация участников:
Лист регистрации участников.
Ответственные за регистрацию.
Раздаточный материал для участников мастер-класса:
Информационная справка о мастер-классе.
Методические рекомендации по применению представляемой технологии.
Дидактические материалы: тесты, схемы, чертежи, фотографии и другие материалы по усмотрению мастера.
План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера; по окончании мастер-класса представляется в администрацию Учреждения в электронном виде для последующей подготовки отчетов по мастер-классу).
Структура плана-конспекта мастер-класса:
Тема.
Цель и задачи мастер-класса.
Ожидаемые результаты.
Ход мастер-класса.
Методы и приемы.
Дидактические материалы.
Список литературы.
Приложение 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МАСТЕР-КЛАССЕ
(входит в состав раздаточного материала
для участников мастер-класса)
Структура информационной справки:
Тема мастер-класса.
Место проведения (учреждение), целевая аудитория, дата, время.
Фамилия, имя, отчество автора мастер-класса, фотография (портрет; вариант: в окружении детей).
Сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива).
Аннотация мастер-класса (указать, что демонстрируется во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика).
Рекомендуемая литература.
Контактный телефон автора, электронный адрес.
Приложение 3 Этап реализации
К сведению: Данный этап не предполагает соблюдения строгой последовательности всех предложенных ниже составляющих. Кроме того, некоторые компоненты (например, 4, 6, 7) можно либо опустить, либо заменить другими по усмотрению автора. Иными словами, эту часть мастер-класса педагог-мастер волен выстраивать и структурировать по своему замыслу.
Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).
Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.
Постановка цели и задач мастер-класса.
Активизация деятельности участников мастер-класса (тренинг, разминка и т.п.).
Представление опыта мастера как системы через прямой комментированный показ в действии основных приемов и методов работы педагога-мастера с использованием тех или иных форм:
элементов открытого занятия с участием обучающихся;
практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.
Индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости).
Осуществление видеозаписи (или фотографирование) мастер-класса.
Этап рефлексии
Для всех участников мастер-класса:
Самоанализ педагогом-мастером проведенного мастер-класса.
Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т.п.).
Общая дискуссия.
Заключительное слово педагога-мастера.
Опрос участников мастер-класса (анкетирование).
Заполнение книги отзывов.
Для наиболее заинтересованных:
Возможность ознакомиться с образовательной программой.
График консультаций мастера.
Форум на сайте.
Видеозапись мастер-класса.