Классный час «Полёт в космос. Гагаринский урок» (5–7 класс)
«Полёт в космос. Гагаринский урок»
Цель: воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.
Задачи:
Расширить знания учащихся о космонавтике, об ее основателях, первом пилотируемом полёте в космос; изучить жизнь и деятельность первого космонавта Ю.А. Гагарина; показать роль отечественной космонавтики в мире и перспективы ее развития.
Воспитать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину – великую космическую державу, научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям; сформировать качества активного гражданина.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, цветные листы бумаги (для оригами), ватман с космическим небом.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем необычный урок, посвящённый важной и знаменательной дате всего человечества, надеюсь он будет интересным и плодотворным.
2. Постановка темы урока.
Внимание на экран (идёт видео, на котором запечатлён первый запуск ракеты с человеком на борту).
Учитель:
- О каком знаменательном событии сегодня пойдет речь?
- Как вы считаете, представители каких профессий трудились для осуществления этого полёта?
- Чем был так важен этот полёт?
Ответы ребят.
12 апреля, в Международный день космонавтики, в российских школах и российских культурных центрах проводится Гагаринский урок “Космос – это мы”, посвященный событию полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года. Гагаринский урок включен Министерством образования и науки РФ в “Календарь образовательных событий”.
День космонавтики установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, через шесть лет, после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики, праздник получил общемировое признание. 7 апреля 2011 года по инициативе Генеральной ассамблеи ООН этот день был провозглашен Международным днем полета человека в космос.История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. В благодарной памяти потомков навсегда останется немеркнущий подвиг ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, проложивших дорогу в космос. Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями, а на их долю, как известно, выпадают самые трудные испытания. Каждый год мы с благодарностью вспоминаем об этом великом человеке, открывшем эру пилотируемых полётов в космос. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым пилотируемым орбитальным комплексам – таков сложнейший путь, пройденный нашей пилотируемой космонавтикой.
3. Изучение нового материала.
12 апреля 1961 года, 55 лет назад впервые в мире наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин достиг орбиты Земли. И это событие стало величайшим национальным космическим достижением.
Многие люди на Земле помнят имя, лицо, необыкновенную улыбку Юрия Алексеевича Гагарина – первого человека, совершившего полёт в космическое пространство. Но, наверное, мало кто знает небольшую деревушку на Смоленщине, что в 20 км от города Гжатска (ныне г. Гагарин), где 9 марта 1934 года родился первый космонавт планеты. Тогда ещё никто не знал, что о нем будут писать книги и снимать фильмы, что его имя станет известно всем людям Земли, что ему суждено судьбой стать первым космонавтом планеты.
Учитель:
- Как вы думаете, кем он мечтал стать в детстве?
- Какой была его жизнь?
- Какие качества должны быть, что бы стать космонавтом?
Ребята.
Детство Юры Гагарина нельзя назвать «безоблачным».
Детство Юрия Гагарина:
- В селе Клушино прошли его самые ранние детские годы, здесь он пошел в школу, здесь прожиты два жестоких года фашистской оккупации, во время которых их большая семья, изгнанная фашистами из собственного дома, ютилась в небольшой землянке, сделанной руками отца Юрия.
Зоя Алексеевна, сестра Юрия Гагарина, вспоминает один эпизод из тех военных лет. «Однажды, в канун прихода фашистов возле деревни сел подбитый советский истребитель. Приземлился и второй. Летчики решили сжечь неисправную машину, а на другой улететь. Пока переливали бензин, Юра сбегал домой, принес хлеба, сала и кринку молока. Пилоты поблагодарили за угощение, но сало не взяли, сказав, что оно, мол, ещё пригодится хозяевам. Спросили, как зовут мальчика, как его фамилия. Через много лет, уже после полета Гагарина в космос, один из летчиков прислал письмо, напомнил этот эпизод. Его товарищ погиб в боях за Родину… »
В 1945 году семья Гагариных переехали в город Гжатск, где Юра продолжил учебу в школе. В 1949 году он на «отлично» закончил 6-й класс и самостоятельно принял решение о своём дальнейшем жизненном пути – уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище, а параллельно начал учиться в вечерней школе рабочей молодежи. В 1951 году Гагарин на «отлично» закончил училище и седьмой класс вечерней школы. Учебу решил продолжить в Саратовском техникуме, куда был зачислен без экзаменов как «отличник».
Юра был очень активным, собранным и самостоятельным. Именно эти качества проявились в полной мере и во время учебы в техникуме, и на протяжении всей жизни в любом деле, в котором он был занят. Он отлично успевал по всем предметам и активно занимался общественной деятельностью. Он посещал все кружки – спортивный, литературный, в духовой оркестр и секцию баскетбола, в кружок танцев и лыжную секцию, поступил в Саратовский аэроклуб.
Летать Юра учился с большим увлечением и весьма успешно. «Именно с Саратовым связано появление у меня болезни, - писал позже Гагарин, - которой нет названия в медицине, - неудержимой тяги в небо, тяги к полётам». Любознательность переполняла Юру, он впитывал всё. С отличием закончил техникум и аэроклуб и был рекомендован для дальнейшей учебы в 1-е Чкаловское (Оренбургское)военное авиационное училище летчиков им. К. Ворошилова. 26 октября 1957 года закончил училище с «отличием» и имел право выбора места дальнейшей службы. Всем заманчивым предложениям Юрий предпочел самое трудное – он выбрал север, Заполярье.
Два с половиной года в суровых краях Заполярья много дали Гагарину и как летчику, и как человеку. Там он с интересом следил за первыми успехами нашей страны в освоении космического пространства и подал раппорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Вскоре его вызвали на специальную медицинскую комиссию. Впереди его ждал космос.
Учитель:
- так как вы считаете, какие качества позволили Юрию Гагарину стать кандидатом в космонавты?
Ответ ребят. (активность, ум, желание идти к цели и выполнять, что задумал, не бояться трудностей, ответственность и т.д.)
Учитель:
- А как вы думаете, обладать такими качествами могут только единицы? (подвести к тому, что мы то же обладаем большей частью этих качеств, а также можем развивать новые качества в себе)
Ответ ребят.
Учитель:
- Каждый из нас может быть таким, если захотеть.
- И вот скоро знаменательный день – день первого полета человека в космос. Организатором и вдохновителем осуществления этой задачи века был Сергей Павлович Королев – основоположник практической космонавтики, создатель первых искусственных спутников, который сумел реализовать самые фантастические мечты человечества. Королев и Гагарин. Имена этих людей навсегда останутся в истории вместе – пионер ракетостроения и космонавтики и первый человек, совершивший полет в космическое пространство .
Каждый кто принимал участие в этом нелегком деле, был важен для осуществления полета. Каким же образом труд стольких людей позволил успешно провести первый полет человека в космос? (все работали слаженно, сообща).
Работала большая дружная команда, только работая в команде, в сотрудничестве, делясь друг с другом интересными идеями можно добиться колоссального результата. Результата, который станет достоянием всего человечества. Поэтому, каждый из вас должен обдуманно относиться к своим поступкам и быть ответственным за принятие решений, потому что именно от вас зависит то, каким будет будущее.
Чем же был так важен этот полет?
«Это событие открыло новые перспективы развития не только отечественной, но и мировой космонавтики: это совместные полеты, выход в открытый космос, запуск лунохода, создание космических станций, многофункциональных орбитальных комплексов, полет на Марс, освоение всей Солнечной системы».
- Всё началось с Юрия Гагарина. Своей известной фразой «Поехали!», Гагарин определил дальнейший ход развития всего мира, страны с различными политическими взглядами и культурными ценностями объединились для решения общей задачи – освоение космического пространства.
Отрывок из книги Николая Петровича Каманина, генерала-лейтенанта авиации, руководившего предполетной подготовкой первых советских космонавтов (слайд 12)
... 12 апреля 1961 года, среда. Тюра-Там, площадка N2. Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов". Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева - "Старт", Юра ответил: "Поехали!" Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная." Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту.
Учитель:
- Космонавтика – это звучит гордо. Грандиозные успехи космонавтики приковали внимание самых разных слоёв общества практически всех стран и континентов. Космонавтика не оставляет равнодушным никого. Всё большее количество стран присоединяется к исследованию космоса.
«Когда в космос поднялся первый искусственный спутник Земли, за ним восторженно следили все. Газеты публиковали графики прохождения его над крупными городами, и люди были счастливы, когда им удавалось увидеть в небе быстро плывущую звёздочку. С той поры минули десятилетия, и количество космических побед возросло на несколько порядков».
В 1957 году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года совершил свой исторический полёт Юрий Алексеевич Гагарин. Сегодняшний день характеризуется бурным развитием космической отрасли.
Викторина:
1. Что такое космос? (Космос(греч.-мир)-то же самое, что и Вселенная. В буквальном переводе с греческого космос означает - порядок).
2. Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо? (Астрономия).
3. Кто был первым человеком, совершившим полёт в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин).
4. Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос? (космическая ракета).
5. Кого называли «отцом русской космонавтики»? (Константина Эдуардовича Циолковского).
6. Кто стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники? Кто был создателем первого пилотируемого космического корабля? (Сергей Павлович Королёв).
7. В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года).
8. Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР)).
9. Кто первым из друзей наших меньших побывал в космосе и как его звали? (собака Лайка).
10. Как назывался корабль, на котором совершил свой полёт Ю.А. Гагарин? («Восток-1»).
11. Когда был совершен первый в истории человечества полёт в космос? (12 апреля 1961 года).
Итоги викторины. Награждение победеителей.
4. Итог классного часа:
Рефлексия.
В завершении нашего мероприятия, я хочу прочитать стихотворение «Улыбка Гагарина», а вы в это время возьмёте листы бумаги на ваших партах и по образцу на экране сложите в ракету. Прошу вас дать название своей ракете, самое важное качество, которым должен обладать космонавт на ваш взгляд. Эти ракеты приклеим на ватман с космическим небом.
Приступаем к работе.
«Улыбка Гагарина»
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал – советский славный парень,
Гагарин – первый космонавт Земли!(И. Левченко)
6