Урок на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении» (9 класс)
Понятие о сложноподчиненном предложении
Цель: Познакомить со строением сложноподчиненного предложения
Задачи: знать понятия главное предложение, придаточное предложение
уметь находить главное и придаточное предложения, расставлять знаки препинания в СПП
Разминка
1.В каком слове правописание суффикса определяется правилом "Суффикс -ИК- в именах существительных сохраняет гласнцю при склонении"?
а)суслик б)хвостик в)гонщик г)стаканчик
2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом "Суффикс -ЕК- в именах существительных имеет беглую гласную, которая при склонении не сохраняется"?
а)игрек б)человек в)чебурек г)орешек
3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом "В суффиксах имен существительных после шипящих под ударением пишется О"?
а)зайчонок б)капюшон в)обжора г)ключом
4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом "В суффиксах имен существительных после шипящих без ударения пишется Е"?
а)товарищем б)шелковица в)доченька г)желтизна
Новый материал ξ18, стр.49-51, прочитать, дописать
СПП – это предложение, в котором …………………………… ……………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Главное предложение – это предложение, которое …………………………… ………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Придаточное предложение –это предложение, которое ………………………… ……… ………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Придаточные предложения могут относиться…………… ………………… ………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Закрепление.
А) в СПП подчеркнуть грам.основы, выделить средство связи, составить схемы
Я не знал, когда мы сможем встретиться вновь.
|
|
Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно. |
|
Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему. |
|
Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания. |
|
Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт. |
|
Крутые склоны гор, что поднимались справа, были опасны для восхождения. |
|
Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть. |
|
Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. |
|
Контроль. Выполнить тест.
Какие из следующих утверждений верны? А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными. Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов. В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов или союзных слов).
Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...
А. подчинительным Б. соединительным В. Разделительным Г. Противительным
3.Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
А. простое Б. сложносочиненное В. Сложноподчиненное Г. Бессоюзное
4.Придаточное предложение стоит после главного в предложении (знаки препинания не расставлены) а) Дом где я живу стоит в начале улицы. б) Лед уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно. в) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла он поднял его. (М. Горький) г) Когда угас сердечный стук в груди смерть подошла и встала в изголовье. (Р.Гамзатов)
5.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А)Что бы ни спросили у него товарищи, обо всем он мог рассказать. Б) В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводником. В)Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-то, она опять отвлечется в сторону. Г)Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
Домашнее задание §18, определения знать, упр. 85