Урок на тему «Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в ССП» (9 класс)
Понятие о сложносочиненном предложении.
Смысловые отношения в ССП.
Цель: повторить изученное о сложном предложении;
Задачи: знать определение ССП, уметь находить ССП, расставлять знаки препинания в ССП, составлять схемы
1. Разминка
-Прочитайте, определите тему текста и озаглавьте его. Какой художественный прием используется в предл.3? Вставьте пропущенные буквы и запятые.
………………………..…………………………………………
(1)Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем? (2)Холодно и ветрено. (3)День с самого утра хмурит(?)ся. (4)Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. (5) Теперь уже осень а север еще печальнее осенью. (6) Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.
2. Новый материал. §11,12, прочитать, записать определение, заполнить таблицу.
ССП – это…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
|
||||||
Сочинительные союзы |
||||||
Группы |
Союзы |
Значение предложений |
||||
1. Соединительные
|
|
1) одновременность; 2) последовательность действий
|
||||
2. |
а, но, да (= но), зато, однако (же, только)
|
|
||||
3. Разделительные |
|
1) чередование событий, явлений; 2) возможность одного факта из нескольких
|
3. Закрепление. В предложениях расставить знаки препинания. Определить значение сложносочиненных предложений. Составить схемы.
1) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.
2) Светило солнце, и степь дымилась и блестела.
3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.
5) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.
6) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.
7) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче.
8) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
9) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.
4 . Контроль знаний. Выполнить тест.
Сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами называется
Сложноподчиненным б. Сложносочиненным в. Бессоюзным
Сегодня мы ездили купаться на море и наблюдали дивной красоты морской пейзаж.
А. предложение является ССП Б. предложение не является ССП
В предложении «Ветра не было, не было туч ___ и небо стояло кругом все чистое, прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными звездами» на месте пропуска
А. двоеточие Б. Точка с запятой В. Запятая
Между частями, соединенными повторяющимися союзами (ни-ни, то ли-то ли, или-или и т.п.), ставится
Точка б.Запятая в.Точка с запятой
Противительный союз "да" в сложносочиненном предложении используется в значении союза
И б.Но в.Даже
Определите вид сочинительного союза в предложении.
Ей было немногим больше шестнадцати, но она была вполне сложившейся девушкой.
Соединительный б.Разделительный в.противительный
Определите вид сочинительного союза в предложении.
Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
Соединительный б.Разделительный в.противительный
Определите вид сочинительного союза в предложении.
Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?
Соединительный б.Разделительный в.противительный
Определите вид сочинительного союза в предложении.
Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.
Соединительный б.Разделительный в.противительный
5. Домашнее задание ξ11-12, упр.62 (в тетради)