Урок на тему «Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в ССП» (9 класс)

5
0
Материал опубликован 9 March в группе

Понятие о сложносочиненном предложении.

Смысловые отношения в ССП.

Цель: повторить изученное о сложном предложении;

Задачи: знать определение ССП, уметь находить ССП, расставлять знаки препинания в ССП, составлять схемы

1. Разминка

-Прочитайте, определите тему текста и озаглавьте его. Какой художественный прием используется в предл.3? Вставьте пропущенные буквы и запятые.

………………………..…………………………………………

(1)Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем? (2)Холодно и ветрено. (3)День с самого утра хмурит(?)ся. (4)Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. (5) Теперь уже осень а север еще печальнее осенью. (6) Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.

2. Новый материал. §11,12, прочитать, записать определение, заполнить таблицу.

ССП – это…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

 

     
   

Сочинительные  союзы

   

Группы

Союзы

Значение предложений

   

1. Соединительные

 

 

 

 

1) одновременность;

2) последовательность действий

 

 

   

2.

а, но, да (= но), зато,

однако (же, только)

 

 

 

   

3. Разделительные

 

1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких

 

 

3. Закрепление. В предложениях расставить знаки препинания. Определить значение сложносочиненных предложений. Составить схемы.

1) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце, и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.

4 . Контроль знаний. Выполнить тест.

Сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами называется 

Сложноподчиненным б. Сложносочиненным в. Бессоюзным

Сегодня мы ездили купаться на море и наблюдали дивной красоты морской пейзаж.

А. предложение является ССП Б. предложение не является ССП

В предложении «Ветра не было, не было туч ___ и небо стояло кругом все чистое, прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными звездами» на месте пропуска

А. двоеточие Б. Точка с запятой В. Запятая

 Между частями, соединенными повторяющимися союзами (ни-ни, то ли-то ли, или-или и т.п.), ставится  

Точка б.Запятая в.Точка с запятой

Противительный союз "да" в сложносочиненном предложении используется в значении союза 

И б.Но в.Даже

Определите вид сочинительного союза в предложении.

Ей было немногим больше шестнадцати, но она была вполне сложившейся девушкой.

Соединительный б.Разделительный в.противительный

Определите вид сочинительного союза в предложении.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Соединительный б.Разделительный в.противительный

Определите вид сочинительного союза в предложении.

Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?

Соединительный б.Разделительный в.противительный

Определите вид сочинительного союза в предложении.

Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.

Соединительный б.Разделительный в.противительный

 

5. Домашнее задание ξ11-12, упр.62 (в тетради)

 

 

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации