Урок на тему «Понятие об этимологии» (6 класс)
6 класс, русский язык
Тема: Понятие об этимологии.
Цели урока:
познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов;
развивать познавательную активность на основе поисковой деятельности;
развивать творческие способности, аналитическое мышление, кругозор учащихся;
формировать навыки исследования с использованием разных источников информации, в том числе ИКТ;
воспитывать уважение к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; к творческой деятельности по алгоритму, по индивидуальному плану;
формирование навыка организации и анализа своей деятельности.
Предметные:
закрепление и углубление усвоенных ранее знаний по темам «Морфемика», «Основные способы образования слов», «Словари», « Словарная статья»;
распознавание и анализ основных единиц языка, проведение различных видов анализа слова,
Метапредметные:
Способность извлекать недостающую информацию из разных источников, справочной литературы; составлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, эффективно сотрудничать в команде, в парах;
определение и формулирование познавательной цели, поиск, анализ и отбор необходимой информации;
приобретение навыка самоконтроля, взаимоконтроля через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Тип урока: урок - исследование
Методы: наглядный, проблемно-поисковый, анализ в группах
Формы работы учащихся: групповая (парная), индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, компьютер
Словари: Толковый словарь С.И.Ожегова; Школьный словообразовательный словарь А.Н.Тихонова, Краткий этимологический словарь Н.М.Шанского;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
А) Фронтальный опрос учащихся по теме «Сложные и сложносокращённые слова».
Какие способы образования слов вы знаете?
Из каких слов состоит словообразовательная пара?
Как образовать словообразовательную цепочку?
Из чего состоит словообразовательное гнездо?
Какие слова называются сложными?
Когда в сложных словах пишется соединительный гласный О?
Когда в сложных словах пишется соединительный гласный Е ?
Какие слова называются сложносокращёнными? Как они образуются?
Как определить род сложносокращённого слова?
Б) Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».
III. Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.
IV. Объяснение нового материала.
1. Слово учителя.
И у слов есть родители!
Постарайтесь всё понять, многое узнать…
У слова свои пространства, свои рубежи
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова – свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Пытались ли вы узнать, откуда произошло то или иное слово?
2. Объяснение нового материала
А) Слово учителя.
Слова, как люди, рождаются и умирают, но оставляют после себя след – своих потомков, родственников. В русском языке есть много слов, происхождение которых трудно определить. Существует специальная наука о происхождении слов, которая возникла ещё в античной Греции. Это – этимология. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.
Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова, новые значения у давно знакомых слов, а иногда даже и такое случается, что слово изменяет вдруг своё звучание.
Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова, новые значения у давно знакомых слов, а иногда даже и такое случается, что слово изменяет вдруг своё звучание. Например, слова пчела, бык и букашка произошли, оказывается, от одного и того же слова бучать. Сейчас это слово ушло из языка, всеми забылось, а когда-то оно было знакомо каждому и употреблялось в значении "жужжать", "гудеть". И сегодня никому не придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами-родственниками, хотя этимологически это так и есть.
Некоторые слова изменили не звучание, а смысл. Например, словом гость мы называем сегодня человека, который пришёл нас навестить, а в давние времена так называли приезжего купца (это таких гостей в сказке А. Пушкина звал к себе царь Салтан).
Когда-то слово лихой имело значение "плохой", "дурной", а в наши дни оно употребляется в почти противоположном значении - "удалой", "смелый".
Ещё один пример. Сегодня у слова зараза есть 2 значения: оно обозначает ругательство, а также употребляется в значении "источник инфекционного заболевания". Но в конце XVIII века слово зараза употребляли для обозначения "прелести", "привлекательности".
Одним словом, очень интересная эта наука - этимология! И часто так бывает, что история происхождения какого-нибудь слова оказывается увлекательнее иной детективной истории.
О происхождении некоторых слов в нашем языке вы узнает сегодня на уроке.
Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов того или иного языка называется этимология.
Б) Демонстрация школьного этимологического словаря
- Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.
V. Закрепление материала.
1.Работа с учебником.
А) Чтение материала учебника.
-Давайте ознакомимся, какие сведения о слове можно узнать из словарной статьи этимологического словаря (параграф 37, стр. 110)
Б) Чтение словарных статей из словаря (112 стр. учебника).
В) Работа с УПР. 222. Чтение текста учащимися.
Беседа по прочитанному.
Совместное составление плана текста.
Пересказ «Цепочкой» текста.
Кого пригласил к себе Словарь однокоренных слов?
Почему он был очень озадачен?
Как объяснила Копейка свой приход с Копьём?
А Колесо с Кольчугой?
А почему Лопата пришла с Лопухом?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Сообщения учащихся и работа со словарями.
На экране выводится топ-6 слов с интересной этимологией. Сначала дети делают предположения об происхождении этой шестёрки, а потом некоторые из ребят читают сообщения -ответы или читают в этимологическом словаре.
- В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий - оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай?
1.Корова и каравай
В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово - говядо. А слово корова имело смысл "рогатая говядо". И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру - коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так:
Как на наши именины
Испекли мы каравай!
Вот такой высоты!
Вот такой высоты!
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.
2.Помидор, томат, помада, яблоко
Помидор» — слово, заимствованное из итальянского роmi d’oro (роmо d’оrо), буквально «золотое яблоко».
Слово «роmо» происходит от латинского «pomum» — «яблоко», «оrо» — от «aurum», что означает «золото».
Слово «помада» заимствовано из французского языка (роmmаdе) посредством немецкого (Pomade). Помада буквально — «мазь из яблок» (первоначально помада делалась из смеси жира и яблочной массы).
А откуда взялось слово «томат»
На родине овоща в Южной Америке индейцы называли его «томатль». Испанские конкистадоры превратили это слово в «tomate». Ну а дальше пошло-поехало.
«Томат» и «помидор» — это синонимы. Но по слову, которое используется в конкретной стране, понятно, откуда оно пришло в язык.
3.Мандарин
История названия довольно замысловата. Словом «мандарин» — «приказный» (от своего португальского «mandar» — «приказывать») португальские колонизаторы стали называть высших чиновников Китая. Это название проникло во многие европейские языки. И уже из него получилось — то ли во Франции, то ли в Англии — название «мандарин» («мандаринский апельсин»), потому что эти фрукты привозились в те времена только из далекого Китая: вспомните, что и слово «апельсин» значит «китайское яблоко».
4.Откуда произошло слово «газета»?
Изначально словом «газета» называлась мелкая венецианская монета в XVI веке (на итал. gazetta), которая получила своё название за то, что на ней была изображена птица сорока, которая по-итальянски называется gazza. Суффикс -etta является уменьшительно-ласкательным в итальянском языке.
На эту монету в середине XVI века в Венеции можно было купить всего лишь сводку новостей, прообраз современной газеты. Спустя некоторое время слово «газета» и приобрело значение, которое дошло до наших дней. Сегодня газетой называют печатное периодическое издание, выходящее не реже
5.Пчела и бык
Что может быть общего между огромным пасущемся на лугу копытным и маленьким опыляющим цветок насекомым? Современному человеку, скорее всего, эти живые существа покажутся совершенно непохожими, а древние славяне думали иначе.
Существительные когда-то образовались от общего для славянских языков корня *bykъ — звукоподражания со значением “мычать”. Старинная словоформа, обозначающая жужжащее насекомое, писалась бъчела. Из-за слабой позиции сверхкраткий гласный ъ перестал произноситься, а звук б оглушился до п. Так появилось современное слово пчела. Древний народ подметил сходство издаваемых насекомым при полёте звуков с мычанием быка, поэтому и прозвал его так.6.Невеста и ведьма
Кроме того, что оба существительных обозначают лиц женского пола, у слов имеется ещё одна тесная связь — происхождение от старославянского глагола вѣдати (“знать”). Только лексема невеста возникла как отрицание (не + ведать), то есть “незнакомая, неизвестная”, а ведьма — как утверждение, “ведающая”. Заложенный в слово “невеста” смысл обусловлен обычаем сватовства, когда родители или сваты договаривались о заключении брака зачастую между незнакомыми друг с другом парнем и девушкой. Поэтому, когда в дом приводили будущую жену, она была неизвестна жениху. А ведьмой называли колдунью, владевшую магическими знаниями.
3.Игра «Назовите антропонимы и топонимы ».
-В живом организме языка происходит постоянный процесс перехода нарицательных имен в имена собственные и собственных в нарицательные. Одним из распространенных путей пополнения лексики является переход имен собственных в нарицательные.
Запись на доске:
Антропонимы (имена людей, ставшие названиями предметов) и топонимы (географические названия, ставшие названиями предметов).
Вопрос 1.
Во французском городе Пломбьер впервые стали изготовлять сливочный десерт с добавлением цукатов, орехов, ягод. Как называется этот десерт?
Вопрос 2.
В итальянском городе Болонья была выведена порода комнатной собачки. Как называется эта порода?
Вопрос 3.
Однажды граф Сэндвичский (1718—1792), лондонский министр, во время игры в криббедж, которая длилась уже несколько часов, не нашёл времени поесть. Джон Монтегю заказал у слуги, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали … Как сейчас называется эта еда?
Вопрос 4.
Мишель Бегон родился в семье политиков-олигархов. Обожая науку ботанику, месье Бегон, находясь по государственным делам в Индии, обнаружил странные растения с декоративными бордоватыми листьями. Два года спустя Бегона отозвали во Францию. Укорененные ростки неприхотливой флоры он прихватил с собой, и с тех пор подоконники и шкафы всей Европы украшают горшки с … Какое же это растение?
Вопрос 5.
Фридрих Людвиг Доберман служил в налоговой инспекции, а в свободные от службы часы был заядлым собачником и мечтал вывести суперпса, который был бы жесток и элегантен одновременно и обеспечивал бы личную и финансовую безопасность чиновника, при этом не вызывая страха в глазах честных горожан.
Кого с кем именно скрестил Фридрих Людвиг, неизвестно. Новая порода появилась на свет в 1889 году, а сам Доберман в 1894 году скончался, не раскрыв тайны. Оказалось, что новая полицейская собака очень любит кусаться. То есть, не просто цапнет и держит нарушителя, а кусает, кусает, кусает, пока «фу» не скажут.
Вопрос 6.
Какой десерт носит название «пирог эскимоса»?
(Христиан Кент Нельсон, владелец американской кондитерской фабрики, однажды погрузил брусок мороженого в шоколад. И нечаянно или специально, неизвестно, но результат ему понравился. Новое мороженое таяло гораздо медленнее и есть его было удобно.
А большую партию такого мороженого вместе с партнером Христиан выпустил в 1920 году. И дал ему имя eskimo pie или пирог эскимоса. Затем название Эскимо было запатентовано).
Вопрос 7.
История популярного новогоднего салата длится уже больше чем полтора века. Несмотря на то, что сегодня это блюдо — неотъемлемая часть новогодненго праздника, так было не всегда. Сегодня салат известен не только в России, но и во всем мире, где его называют «русский салат». Как называется этот салат?
(Салат оливье был изобретен в 1860-х годах поваром бельгийского и французского происхождения Люсьеном Оливье. Оливье был московским ресторатором и владельцем ресторана «Эрмитаж» на Трубной площади.
Смерть Люсьена Оливье наступила в 1883 году, и тайну собственного блюда он унес с собой в могилу. Позже многие повара пробовали восстановить его или воспроизвести что-то подобное, но у большинства этого не получалось.
После революций 1917 года ресторан французского повара был закрыт. Салат оливье и его ингредиенты, такие как рябчик, икра, омары и другое, стали отождествляться с буржуазным классом и не одобрялись советской властью. Однако блюдо продолжало существовать и изменяться в своем составе, хотя и потеряло былую популярность.
В 1930-х годах Иван Михайлович Иванов был шеф-поваром ресторана «Москва». Также он был бывшим учеником повара Оливье. Иванов адаптировал салат Люсьена Оливье под советскую реальность, заменив некоторые недоступные ингредиенты, например такие, как рябчик, на курицу. Русский повар назвал новое блюдо «Столичный салат»).
Вопрос 8 . Считается, что этот кубик — лидер среди игрушек по общему количеству продаж: по всему миру было продано порядка 350 млн. кубиков, как оригинальных, так и различных аналогов. Что это за кубик?
(В середине 1970-х Эрнё Рубик работал в отделе Дизайна интерьера в академии Прикладного искусства в Будапеште. Ему никак не удавалось втолковать студентам математическую теорию групп. Занимаясь группами, Рубик однажды сделал 27 деревянных кубиков, раскрасил каждый в шесть цветов. Неожиданно оказалось довольно трудно сложить из них один куб, чтобы каждая грань была окрашена в свой цвет. Сам Рубик бился над задачей целый месяц. Но самым сложным оказалось придумать механизм. 30 января 1975 года Э. Рубик получил венгерский патент на своё изобретение, «Магический кубик»).
Вопрос 9. Как называется икс-излучение, которое способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется? Это икс-излучение помогает врачам определить некоторые болезни.
(Главное открытие в своей жизни — икс-излучение — Вильгельм Конрад Рентген совершил, когда ему было уже 50 лет).
Вопрос 10. В семье итальянских братьев одному из детей требовался регулярный массаж. Уже в то время было известно, что благоприятное влияние на здоровье оказывают массаж и вода, и тогда братья решили сочетать эти факторы и создали прототип современной гидромассажной ванны. Как она называется?
( Джакузи).
VI. Закрепление (5 мин.)
- Мы сегодня познакомились с происхождением некоторых слов.
-Что такое этимология?
- В каком словаре можно узнать происхождение слов?
- Зачем нужно изучать историю происхождения слов?
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание. Параграф 37, упр. 223, 224.
Кияйкина Наталья Федоровна
Алла Трепетун