12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ивлиева Ольга Михайловна1942
4

Родительское собрание «Портфолио - одно из средств самооценки достижений обучающегося»

Родительское собрание в 6 классе

«Портфолио - одно из средств самооценки достижений обучающегося»

Цель собрания: рассмотреть технологию портфолио и роль родителей в этом процессе.

Задачи собрания:

  • познакомить родителей с технологией портфолио,
  • показать варианты оформления Портфолио,
  • дать рекомендации по совместной работе над портфолио

Предварительная подготовка

Провести анкетирование среди учащихся и среди родителей, к собранию иметь результаты анкетирования

Анкета для учащихся

1. Нравится ли тебе участвовать в проекте «Портфолио»?

2. Какие значительные события в твоей жизни определяют сегодня твое будущее?

3. Чем тебе нравится заниматься (чем ты увлекаешься)?

4. Какие профили обучения тебе интересны?

5. Какие способности, личные качества, знания, умения у тебя есть для обучения по интересующему тебя профилю?

6. Чего тебе не хватает для обучения по интересующему тебя профилю?

7. Чего бы ты хотел добиться в будущем (через 5, 10, 20 лет)?

Анкета для родителей

1. Нравится ли Вашему ребенку участвовать в проекте «Портфолио»?

2. Какие значительные события, по Вашему мнению, в жизни Вашего ребенка определяют сегодня его будущее?

3. Чем нравится заниматься Вашему ребенку (чем он увлекается)?

4. Знаете ли Вы, какие профили обучения интересны Вашему ребенку? Они совпадают с Вашими предпочтениями?

5. Какие способности, личные качества, знания, умения есть у Вашего ребенка для обучения по интересующему его профилю?

6. Чего, по Вашему мнению, не хватает Вашему ребенку для обучения по интересующему его профилю?

7. Обсуждаете ли Вы будущее с Вашим ребенком? Чего бы он хотел добиться в будущем (через 5, 10, 20 лет)?

Ход собрания

Вступительное слово учителя

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя модель выпускника, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня образования.

Сущность современного образовательного процесса заключается не
только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у
них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам
самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений
самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке
информации — одно из направлений совершенствования качества подготовки школьников.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Притча «Раздача талантов»

Продолжить наше собрание я хочу притчей «Раздача талантов». По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты – таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому – два, а третьему – всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал. Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое – их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро – теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант – тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его». Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, и прогнал негодного прочь.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, находить и развивать способности и таланты, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.  Непрерывное образование становится потребностью. Сегодня каждый человек должен быть не только профессионалом своей профессии, но и уметь представить себя с лучшей стороны.

Результаты анкетирования

Накануне собрания среди учащихся класса и родителей было проведено анкетирование. Вопросы анкет были аналогичными для обоих групп. Сейчас на диаграмме я показываю сравнительные результаты ответов детей и родителей.

Вы смогли убедиться, в каких вопросах ваши и мнения детей сходятся, а в каких расходятся. Чтобы результат был более согласованным предлагаю вам следующую информацию.

Одним из методов оценки личностных результатов, учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать.

«Портфолио» (в широком смысле) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения.

Цель портфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в
целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в

широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности
практически применять приобретенные знания и умения.
Философия портфолио:

  • Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
  • Интеграцию количественной и качественной оценок
  • Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые

обучающимся в разнообразных видах деятельности — учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих. В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е.  всего того, что изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.

Выставка портфолио

Выставка портфолио учащихся класса. Возьмите папки своих детей. Кто-то из вас уже видел все документы, для кого-то будет новинкой. Пролистайте.

Портфолио – новый подход к обучению и важным в работе над портфолио является взаимодействие между учеником, учителем и родителями. 

  • Основной смысл «портфолио» - дать возможность ребенку показать все, на что он способен и создать для ученика «стимул роста».
  • Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет. 
  • Работа с портфолио помогает обучающемуся критически оценить
  • результаты своей учебной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.
  • Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Правила работы над портфолио

При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). 
  • При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, важная роль отводится классному руководителю и родителям, но ребенок и сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечные продукт, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. 
  • При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более, не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к качественному отбору документов и материалов для портфолио.
  • Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как разовую акцию.
  • Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титульный лист и основные разделы.

При формировании портфолио должны учитываться:

  • Открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса);
  • Многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития школьника);
  • Содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели, но и процесс обучения);
  • Гуманистическая направленность (учет индивидуальных способностей каждого школьника);
  • Вариативность (учет индивидуальных целей, потребностей и интересов учащихся).

Оформление Портфолио

При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие
требования:

  • оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;
  • предоставлять достоверную информацию;
  • располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой структурой портфолио.

Заключение

О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом». Существует много притч о сокрытых или зарытых талантах, я же завершить наше собрание хочу притчей о таланте, принадлежащей перу Леонардо да Винчи.

Повествует она о цирюльнике, имевшем в своём арсенале бритву – столь красивую и острую, что равной ей не было на всём свете. Однажды она загордилась и решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, она пролежала так много месяцев, а когда захотела расправить своё сияющее лезвие, обнаружила, что оно всё покрылось ржавчиной. Так и человек, имеющий множество талантов и достоинств, может растерять их, если предастся безделью и прекратит развиваться и наша задача педагогов и родителей помочь детям найти себя в этом сложном мире.

Рекомендации родителям по ведению портфолио

  • Помогите ребенку тщательно отобрать материал по каждому разделу портфолио (в соответствии с принятой структурой).
  • Обсудите, что получилось при выборе материала, что вызвало трудности, по какому принципу была организована информация в каждом разделе портфолио.
  • Расскажите ребенку, что вызывает у Вас чувство гордости при знакомстве с материалами портфолио.
  • Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, родственниками, знакомыми.
  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении целей по работе с портфолио.
  • Посоветуйтесь с ним, что бы мог ребенок Вам рекомендовать для формирования Вашего профессионального портфолио (паспорта карьеры).
  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.

  • Обговорите со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.
  • Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их будет складывать в папку. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.
  • Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует их, чтобы оформить титульный лист.
  • Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, в общем, всё, что относится к темам раздела.
  • Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!
  • Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.
  • Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.

Используемые источники

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.