Родительское собрание «Портфолио - одно из средств самооценки достижений обучающегося»
Родительское собрание в 6 классе
«Портфолио - одно из средств самооценки достижений обучающегося»
Цель собрания: рассмотреть технологию портфолио и роль родителей в этом процессе.
Задачи собрания:
- познакомить родителей с технологией портфолио,
- показать варианты оформления Портфолио,
- дать рекомендации по совместной работе над портфолио
Предварительная подготовка
Провести анкетирование среди учащихся и среди родителей, к собранию иметь результаты анкетирования
Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе участвовать в проекте «Портфолио»?
2. Какие значительные события в твоей жизни определяют сегодня твое будущее?
3. Чем тебе нравится заниматься (чем ты увлекаешься)?
4. Какие профили обучения тебе интересны?
5. Какие способности, личные качества, знания, умения у тебя есть для обучения по интересующему тебя профилю?
6. Чего тебе не хватает для обучения по интересующему тебя профилю?
7. Чего бы ты хотел добиться в будущем (через 5, 10, 20 лет)?
Анкета для родителей
1. Нравится ли Вашему ребенку участвовать в проекте «Портфолио»?
2. Какие значительные события, по Вашему мнению, в жизни Вашего ребенка определяют сегодня его будущее?
3. Чем нравится заниматься Вашему ребенку (чем он увлекается)?
4. Знаете ли Вы, какие профили обучения интересны Вашему ребенку? Они совпадают с Вашими предпочтениями?
5. Какие способности, личные качества, знания, умения есть у Вашего ребенка для обучения по интересующему его профилю?
6. Чего, по Вашему мнению, не хватает Вашему ребенку для обучения по интересующему его профилю?
7. Обсуждаете ли Вы будущее с Вашим ребенком? Чего бы он хотел добиться в будущем (через 5, 10, 20 лет)?
Ход собрания
Вступительное слово учителя
Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя модель выпускника, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня образования.
Сущность современного образовательного процесса заключается не
только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у
них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам
самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений
самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке
информации — одно из направлений совершенствования качества подготовки школьников.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.
Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Притча «Раздача талантов»
Продолжить наше собрание я хочу притчей «Раздача талантов». По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты – таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому – два, а третьему – всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал. Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое – их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро – теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант – тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его». Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, и прогнал негодного прочь.
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, находить и развивать способности и таланты, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Сегодня каждый человек должен быть не только профессионалом своей профессии, но и уметь представить себя с лучшей стороны.
Результаты анкетирования
Накануне собрания среди учащихся класса и родителей было проведено анкетирование. Вопросы анкет были аналогичными для обоих групп. Сейчас на диаграмме я показываю сравнительные результаты ответов детей и родителей.
Вы смогли убедиться, в каких вопросах ваши и мнения детей сходятся, а в каких расходятся. Чтобы результат был более согласованным предлагаю вам следующую информацию.
Одним из методов оценки личностных результатов, учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать.
«Портфолио» (в широком смысле) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения.
Цель портфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в
целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в
широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности
практически применять приобретенные знания и умения.
Философия портфолио:
- Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
- Интеграцию количественной и качественной оценок
- Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые
обучающимся в разнообразных видах деятельности — учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих. В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.
Выставка портфолио
Выставка портфолио учащихся класса. Возьмите папки своих детей. Кто-то из вас уже видел все документы, для кого-то будет новинкой. Пролистайте.
Портфолио – новый подход к обучению и важным в работе над портфолио является взаимодействие между учеником, учителем и родителями.
- Основной смысл «портфолио» - дать возможность ребенку показать все, на что он способен и создать для ученика «стимул роста».
- Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет.
- Работа с портфолио помогает обучающемуся критически оценить
- результаты своей учебной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.
- Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Правила работы над портфолио
При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка).
- При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, важная роль отводится классному руководителю и родителям, но ребенок и сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечные продукт, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам.
- При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более, не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к качественному отбору документов и материалов для портфолио.
- Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как разовую акцию.
- Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титульный лист и основные разделы.
При формировании портфолио должны учитываться:
- Открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса);
- Многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития школьника);
- Содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели, но и процесс обучения);
- Гуманистическая направленность (учет индивидуальных способностей каждого школьника);
- Вариативность (учет индивидуальных целей, потребностей и интересов учащихся).
Оформление Портфолио
При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие
требования:
- оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;
- предоставлять достоверную информацию;
- располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой структурой портфолио.
Заключение
О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом». Существует много притч о сокрытых или зарытых талантах, я же завершить наше собрание хочу притчей о таланте, принадлежащей перу Леонардо да Винчи.
Повествует она о цирюльнике, имевшем в своём арсенале бритву – столь красивую и острую, что равной ей не было на всём свете. Однажды она загордилась и решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, она пролежала так много месяцев, а когда захотела расправить своё сияющее лезвие, обнаружила, что оно всё покрылось ржавчиной. Так и человек, имеющий множество талантов и достоинств, может растерять их, если предастся безделью и прекратит развиваться и наша задача педагогов и родителей помочь детям найти себя в этом сложном мире.
Рекомендации родителям по ведению портфолио
- Помогите ребенку тщательно отобрать материал по каждому разделу портфолио (в соответствии с принятой структурой).
- Обсудите, что получилось при выборе материала, что вызвало трудности, по какому принципу была организована информация в каждом разделе портфолио.
- Расскажите ребенку, что вызывает у Вас чувство гордости при знакомстве с материалами портфолио.
- Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, родственниками, знакомыми.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении целей по работе с портфолио.
- Посоветуйтесь с ним, что бы мог ребенок Вам рекомендовать для формирования Вашего профессионального портфолио (паспорта карьеры).
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.
- Обговорите со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.
- Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их будет складывать в папку. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.
- Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует их, чтобы оформить титульный лист.
- Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, в общем, всё, что относится к темам раздела.
- Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!
- Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.
- Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.
Используемые источники
- https://multiurok.ru/files/pedagogicheskii-sovet-portfolio-kak-instrument-ots.html
- http://207school.spb.ru/upload/doc-sch207/metod_rek_dlia_obuchaiushchihsia_po_sostavleniiu_portfolio.pdf
- http://lyceum8.tomsk.ru/wp-content/uploads/2016/11/portfolio2.pdf
- Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. - № 3. С.- 18.
- https://urok.1sept.ru/статьи/627222/