Родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности ребенка»
Родительское собрание
«Роль самооценки в формировании личности ребенка»
Цель: - Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка;
-разъяснить о возможных последствиях низкой самооценки, и высокой самооценки;
- дать рекомендации, как можно повысить самооценку ребенка.
Подготовительная работа. Проведение анкеты среди учащихся.
Анкета.
Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
Когда Вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
Если бы Вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?
Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
Если бы Вам пришлось начать заново жизнь, вы достигли бы гораздо большего?
Учитель. Добрый день! Я рада вас приветствовать в нашей уютной классной комнате. Сегодня мы поговорим о том, какова же «Роль самооценки в формировании личности ребенка на данном возрастном этапе». В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей»
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата. Наши дети 9-тиклассники находятся на таком возрастном этапе, когда ему необходимо самоопределиться и иметь собственную самооценку.
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
В подростковом возрасте, в таком, как наши дети, все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка. Я повела анкетирование с детьми и вот что получилось (оглашение результата анкетирования в %). Чувство неполноценности может проявиться непредсказуемым образом. Например, это снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, уверенно или неуверенно чувствует ребенок себя. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает сил и энергии для разрешения встающих перед ним задач.
Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Это зачастую люди, критикующие, осуждающие. Человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным. Не ставят перед собой труднодостижимых целей, критичен к себе.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой самооценки. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как заниженная. Он не признает своих ошибок, что негативно сказывается на дальнейших взаимоотношениях с окружающими людьми.
Понаблюдайте за ребенком. Если поведение меняется со сложившейся ситуацией, самооценка высокая при удаче и низкая при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.
Дорогие родители, вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребенок, он для нас самый лучший.
Вывод.
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата.
Ваш ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.
Помогите вашему ребенку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них. Подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребенка, и результат не замедлит сказаться.
Будьте сами примером ребенку.
Литература:
Н.Я.Семаго, М.М. Семаго»Теория и практика оценки и психического развития ребенка» Санкт-Петербург 2006г.
Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М.,1998г.
Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
Roditelym.samoocenke.reshenie