Сценарий внеклассного мероприятия по теме «Дорогами войны» (3–5 классы)

0
0
Материал опубликован 21 March 2016

Сценарий внеклассного мероприятия по теме «Дорогами войны»

Составлен учителем начальных классов ГБОУ Гимназии №261 СПб

Рабинович Инессой Марковной

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание важны во все времена и для каждого разумного человека. Ежегодно мы вспоминаем тяжелые годы Великой Отечественной Войны, чтобы будущие поколения не забывали, какой ценой достался мир их прадедам. Чтобы наши потомки не только хранили в памяти историю давно минувшую, но берегли и по достоинству ценили то, что было завоёвано для них в тяжелых боях за Родину и будущее народа.

Данное мероприятие составлено по материалам исторических и научных документов о ВОВ. В занятие вошли стихи и песни советских и российских писателей и композиторов.

В программе мероприятия задействованы ученики 4-го класса.

(Читает ученик)

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

(Садовский М.)

(учитель)

Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны.

(ученик)

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

(Ю. Воронов)

(ученик)

Сегодня путешествие в войну

Забыть её мы и теперь не в силах

И плачут наши деды на могилах

У тех, кто больше не придет с войны.

(Рабинович И.М.)

Песня «Я не хочу играть в войну» (поют мальчики)

(ученик)

"Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы".

Подробнее эти цели были сформулированы в "генеральном плане Ост".
"Уцелевших от уничтожения русских расселить в Южной Америке и Африке, 65% украинцев выслать в Сибирь, 75% белорусов выселить с занимаемых ими территорий, оставшиеся 25% белорусов подлежат онемечиванию".

Песня + танец «Рио – рита» (танцуют 3-4 пары)

(читают 3 ученика)

О чём ты мечтаешь?

Я мечтаю о странах, живущих в мире,

О пяти континентах, не прячущих за спиной

Бомб и холодных войн.

О чём ты мечтаешь?

О солдатах, пришедших домой навсегда,

О свежем хлебе в щедрой печи доброты,

О спокойно уснувших детях,

О женщинах согретых теплом любящих глаз,

О нескончаемом полёте к звёздам.

О чём ты мечтаешь?

Я мечтаю о песне людских сердец

О лугах, где гуляют влюблённые пары,

О земле без погон и сапог

О глазах, в которых никогда не отразится война.

(перевод песни чилийского поэта)

(ученик)

Июнь…клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров, шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м мая.

(ученик)

Ранним утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз.

(ученик)

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

(Константин Симонов)

 

(ученик)

Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников.

 

(ученик)

Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

 

(ученик)

2 месяца, с 22 июня по 20 августа мужественные солдаты и офицеры защищали вверенный им участок границы.

В ноябре 1941 года фашисты подошли к Москве. Враг стоял у ворот столицы. Было заминировано метро. Если бы враг вошел в столицу, все бы было взорвано, но не отдано захватчикам.

Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград. В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград. 900 дней и ночей продолжалась блокада. 1800000 человек погибли.

 

(ученик)

Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь,
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает…
Как потом оказалось.
Впереди ещё 800!

(Юрий Вронов)

 

(ученик)

Сталинград (теперь - Волгоград). Не только промышленный центр, но южные ворота нашей страны. Приказ – «Ни шагу назад!» Наши воины сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле.

 

(ученик)

Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, — он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир, спасенный, нас
И венцом немеркнущим, и славой!

(Григор Акопян)

 

(ученик)

Севастополь подвергся налету фашистской авиации 22 июня 1941 г..

30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней - до 4 июля 1942 г.

После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: первое началось 11 ноября 1941 г., второе - 17 декабря 1941 г., третье - 7 июня 1942 г.

21 июня 1942 г. гитлеровцы прорвались к Северной бухте.

Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца.

9 мая 1944 года к вечеру был полностью освобожден Севастополь.

Песня + танец «Ах, эти тучи в голубом» (танцуют девочки) ( в руках голубые ленты)

(если в классе есть ребята, которые занимаются бальными танцами, они могут исполнить Вальс)

 

(ученик)

В результате наступления нашей армии в начале 1943 года удалось освободить многие города и села Советского Союза. Наша армия выдержала удар. Враг был остановлен.

 

(3 ученика)

Госпиталь. Все в белом.
Стены пахнут сыроватым мелом.
Запеленав нас туго в одеяло
и подтрунив над тем, как мы малы.
Нагнувшись, воду на полу гоняла сестра.
А мы глядели на полы
И нам в глаза летела синева,
Вода, полы, кружилась голова.
Слова кружились:
2-й : Друг, какое нынче? Суббота?
Вот не вижу двадцать дней...
1-й : Пол голубой в воде, а воздух дымный...
2-й : Послушай, друг...
1-й : И все о ней. О ней
А вот сестра, ты письма продиктуй ей!
2-й : Она не сможет, друг,
Тут сложность есть.
1-й : Какая сложность, ты о ней не думай...
2-й : Вот ты бы взялся!
1-й : Я!?
2-й : Ведь руки есть!?
1-й : Я не смогу!
2-й : Ты сможешь!
1-й : Слов не знаю.
2-й : Я дам слова
1-й : Я взял перо, а он сказал:
2-й : "Родная..."
1-й : Я записал. Он:
2-й : "Думай, что убит..."
1-й : "Живу" - я написал. Он:
2-й : "Рыдать не надо"...
1-й : Я у правды на поводу водил пером.
"Дождись моя награда"... Он:
2-й : "Не вернусь"...
1-й : А я - "Приду! Приду!"
Шли письма от нее. Он пел и плакал,
Письмо держал у просветленных глаз!
Теперь просила вся плата:
2-й : Пиши!
1-й : Их мог обидеть мой отказ.
2-й : Пиши!
1-й: Но ты же сам умеешь левой!
2-й : Пиши!
1-й : Но ты же видишь сам!
2-й : Пиши!
Все в белом. Стены пахнут сыроватым мелом.
Где это все? Ни звука, ни души.

(Михаил Луконин)

 

(ученик)

Нанося тяжелые удары по врагу, выходя к своим границам, Советский Союз понимал, что необходимо уничтожить фашизм и помочь народам Европы освободиться от фашистских захватчиков. Армия идет на Запад. Кенигсберг, Будапешт, Вена, Белград, Прага, Варшава. Европа была освобождена.

 

(ученик)

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

(Ю. Воронов)

Песня «Кино идет. Воюет взвод». (дети поют хором под демонстрацию клипа к этой песне)

Под последний куплет, где есть слова «и верба зацвела», дети ставят в вазу распустившуюся вербу. (заготовить заранее)

 

(ученик)

16 апреля 1945 года началось советское наступление на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая.

 

(группа учеников)

Мы частушки о Победе
Пропоём для вас сейчас,
О боях и о сраженьях
Вам поведаем тотчас.

 

Ах, какие молодцы,
Всё же наши лётчики!
Задали такого перца,
Вражеским налётчикам.

 

Офицеры и солдаты —
Все войны участники.
Защитим страну родную,
От проклятой свастики.

 

Нету Родины красивей!
Нет сильней богатырей!
Имя Родины – Россия.
Защитим её скорей.

 

И солдат и офицеров —
Всех в стране любимой ждут.
Возвращаются с Победой,
Гремит в воздухе салют!

 

(3 ученика)

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

 

В нашей стране много памятников воинам. Есть целые мемориалы (Поклонная гора), а есть маленькие обелиски, на которых простая надпись: Неизвестный солдат.

Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.

(ученик)

Наш дедушка утром надел ордена

На старый мундир фронтового сукна.

Потом рассказал он о каждой награде.

- Я “Красной Звездой”-

Награждён в Ленинграде.

А “Красное Знамя”- за город Орёл.

Я там из разведки штабного привёл.

В Берлине мне дали медаль “За отвагу”,

Когда мы с боями пробились к рейхстагу

При всех орденах шёл на первый парад…!

Мы книгу читаем по строкам наград.  

Групповая работа «Портрет героя» (демонстрируется видео презентация с портретами родственников учащихся)

На доске лист ватмана с заголовком «Портрет героя». Дети крепят портреты своих дедушек и бабушек, которые участвовали в ВОВ. По периметру плаката крепятся изображения орденов и медалей этих Героев.

(ученик)

Мы постоим минуту в тишине

Послушаем своих сердец биенье

О тех, чье имя предано забвенью

Уже прочитаны молитвы на Земле.

(Рабинович И.М.)

Песня «Зажгите свечи» (дети поют хором)

(ученик)

2015 год, 9 мая наша страна будет отмечать 70 годовщину победы в Великой Отечественной Войне над фашизмом.

Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, растить,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.