12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Орлова Наталья Олеговна53
Россия, Хакасия респ., Абакан
0

Сценарий внеклассного мероприятия Внеклассное мероприятие Тема «Рынок труда»


презентация
PPT / 10.69 Мб

/data/files/l1651684955.ppt (презентация)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №11»












Сценарий внеклассного мероприятия


Тема «Рынок труда»


t1651684801aa.gif




Классный руководитель 10 класса «А»

Орлова Наталья Олеговна









Абакан 2022








Сценарий внеклассного мероприятия

Тема «Рынок труда»


Цель: формирование понятий «рынок труда», «работодатель», «заработная плата».

Задачи:

развивать навык получения и анализа информации из различных источников (газет, журналов и т.д.);

воспитывать культуру коммуникативного взаимодействия;

уметь работать в парах, в группе.

Основные понятия: работодатель, особенности рынка труда, функции рынка труда, трудовой договор (контракт), заработная плата.

Оборудование: плакаты с афоризмами, основными понятиями, презентация.


Ход классного часа.


Если ты ничего не можешь,

ты ничего не должен хотеть.

Сенека

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу, то счастье

само вас отыщет.

К.Д. Ушинский



Учитель:

- А знаете ли вы, сколько всего на свете профессий?

(По приблизительным подсчётам, общее количество профессий превышает

20 000, а специальностей - 40 000).

- А знаете ли вы, что такое рынок труда? Кто такой работодатель и как вести себя с ним? На эти и другие вопросы мы найдём сегодня ответ.

Ученик:

- Рынок труда – такой же рынок, как и любой другой. Как и на всяком рынке, здесь есть покупатели и продавцы. Владелец рабочего места – покупатель. Вы – продавцы. Вы предлагаете свои умения, навыки, знания, квалификацию, опыт, энергию, желание работать и быть полезным. Вы предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за вашу работу. Работодатель выбирает подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.

Учитель:

- Всегда ли ровно и гладко складываются отношения между работодателем и специалистом? Посмотрите фрагмент из мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина.

Обсуждение:

- Чего хотел поп, что получил? Почему?

(Хотел получить дешёвого работника, но дешёвый работник обошёлся работодателю очень дорого, так как поп жадный.)

Учитель:

- Может ли возникнуть конфликт интересов работодателя и специалиста? В каком случае? Что может стать причиной возникновения конфликта?

(Работа в парах. Работодатель – специалист: придумайте конфликтную ситуацию, разыграйте).

Учитель:

- Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофёра, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчёте на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придётся снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.

Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой.

Учитель:

- Как регулируются отношения между работодателем и специалистом?

(В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей).

Ученик:

- Меня интересует вопрос, как рассчитывается размер заработной платы и от чего он зависит?

Учитель:

- Давайте подумаем вместе. Может быть, у вас есть предположения? Обсудите в парах.

Учитель:

- Подведём итог. Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда. Чем больше специалистов определённой квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена.

Как вы думаете почему? (Ответы учащихся). Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.

Давайте решим такую сложную задачу. Нашему городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один хочет стать сантехником. Как быть работодателю и специалистам? Поработайте в парах и предложите свои варианты. (Ответы учащихся).

Учитель:

- Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехники, или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не из требований рынка труда.

- Что такое спрос на рынке труда?

(Ответы учеников).

Ученик 1:

- Существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Ученик 2:

- Особую категорию специалистов составляют учёные, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений.

Ученик 3:

- Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ресурсы на рынке труда — это наше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Ученик 4:

- Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жёстче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и рынка труда.

Учитель:

- А теперь такие интересные факты. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.

Московский педагог З.Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актёрами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.

Подведём итог. Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. При этом необходимо критически подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов. И большинство людей на себе убеждаются в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Учитель:

- Работа в группах. Познакомьтесь с некоторыми мышеловками и подумайте, как они работают.

1 группа. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

( Ответ. Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением - выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах, и рассылая им письма).

2 группа. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка. (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.) От 500$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

(Ответ. Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый - быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия).

3 группа. «Домашний офис». «Солидной фирме» требуются менеджеры «на дому». Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой». (Ответ. «Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов).

4 группа. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».

(Ответ.Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык, мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения — испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда).

Учитель:

- Какой вывод сделали из данных ситуаций?

(Необходимо критически подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов. Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений).

Учитель:

- В мире интересного: профессии будущего.

Ученик 1:

- Если верить учёным, в ближайшие 20 лет наш мир ждут глобальные перемены. Экология, медицина, наука, экономика и даже социальное устройство общества претерпят изменения. Это вовсе не значит, что в будущем миром будут править гигантские роботы или мы все превратимся в мутантов – перспективы гораздо более радужные.

Ученик 2:

- В частности, перемены коснутся и рынка труда: новейшие технологии позволят создать десятки новых специальностей или вернуть к жизни многие канувшие в Лету профессии. Нано-медики будут не менее востребованы, чем фермеры, а учителям в школе предстоит пережить немало удивительных открытий, проверяя сочинения на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Ученик 3:

- Специалист по созданию искусственных органов. В самом ближайшем будущем проблема трансплантации будет решена раз и навсегда. Учёные найдут способ «выращивать» живые части тела, которые со временем заменят протезы и искусственные органы. Поэтому в новой сфере медицины будут необходимы непосредственно создатели органов, врачи, психологи, а также специалисты хранилищ и предприятий по восстановлению поврежденных трансплантатов.

Ученик 4:

- Наномедик. Нанотехнологии позволят легко создавать субатомные механизмы – крошечных роботов, которые будут помогать лечить пациентов и проводить профилактические обследования. Специалисты по работе с таким оборудованием будут востребованы во всем мире.

Ученик 5:

- Фермеры и скотоводы, работающие с генными технологиями. Генетически модифицированные продукты обещают стать не только вкусными, но и полезными. Например, в будущем появятся специалисты, которые смогут вырастить помидоры с вакциной от различных болезней, или вывести новую породу коровы с обогащённым белком лечебным молоком.

Ученик 6:

- Хирург по увеличению памяти. Человеческая память станет похожа на компьютерный ресурс – её можно будет увеличивать, стирать или переносить часть воспоминаний на различные носители. Ожидается, что одной из основных задач хирургов станет помощь тем, у кого память «перегружена» и мешает усваивать новую информацию.

Ученик 7:

- Космические пилоты, архитекторы и гиды. Освоение космоса принесёт колоссальный доход и создаст массу рабочих мест. В сфере космического туризма будут востребованы пилоты и гиды, а для новых отелей на Марсе или Луне понадобятся смелые и решительные архитекторы.

Ученик 8:

- Погодная полиция. В будущем появятся настоящие погодные пираты и контрабандисты, которые смогут незаконным образом менять климат по заказу обеспеченных персон. Для борьбы с нелегальными изменениями погоды будет создан особый отряд полиции, регулирующий количество облаков или солнечного света – всем всего поровну.

Учитель:

- Вернёмся же в наше время. Мировой финансовый кризис внёс свои коррективы в ситуацию на рынке труда. Ежегодно из институтов (их теперь почти все называют университетами) страны выпускается 1,2 миллиона специалистов. 40% этой армии составляют юристы и экономисты, менеджеров и управленцев несколько меньше, но цифры тоже впечатляющие. При всём при этом 80% выпускников потом не работают по специальности. Это значит, что высшие учебные заведения просто не успевают перестраиваться под реальные запросы работодателей. Так стоит ли с маниакальным упорством собираться поступать, например, на факультет менеджмента, мотивируя это тем, что с такой специальностью куда-нибудь всё равно устроишься? Итак, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо иметь информацию о рынке труда.

- Объясните, как вы понимаете эпиграфы слова Сенеки и К.Д.Ушинского?

(Ответы учащихся).

Учитель:

- Подведём итог. Ответьте коротко на вопросы.

Рефлексия:

1. Почему отношения между работником и работодателем носят название «рынок труда»?

2. Что предлагает работник работодателю на рынке труда?

3. Что у вас вызвало наибольший интерес на сегодняшнем занятии?

4. Как полученная информация может вам пригодиться в повседневной жизни?

Учитель:

- Спасибо за интересное общение. Удачи! Всё в ваших руках!






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.