Последовательность отработки графических навыков в 1 классе (1 полугодие) через игровые упражнения
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 30»
Последовательность отработки графических навыков
в 1 классе (1 полугодие)
через игровые упражнения
Преподаватель Радченко Виктория Юрьевна
Введение
В нашей школе на художественном отделении дети учатся семь и четыре года.
Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой теме с учётом возрастных особенностей наших учеников.
Мы расскажем о том ,как построена наша работа по отработке техники рисования с детьми, которые обучаются семь лет.
Возраст наших детей, обучающихся по семилетней программе, к первому классу основной школы достигает восьми-девяти лет .Поэтому, обучая технике рисования таких детей, необходимо учитывать, что уверенные движения руки только -только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделять особое внимание.
Ребёнок ещё недостаточно владеет карандашом. Он пока не совсем умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества :лёгкости, слитности движения, определённого темпа, ритмичности и др.
Всему этому ребёнок учится постепенно в процессе создания изображения. От урока к уроку на протяжении одного-двух лет и формируются необходимые технические навыки и умения.
Сложные двигательные и графические навыки усваиваются путём целенаправленного обучения в условиях специально организованных игровых упражнений.
В результате таких упражнений у детей вырабатываются автоматизируются технические навыки.
Упражнения, которые мы предлагаем выполнить детям, не несут формальный и меланхоличный характер, их содержание разнообразно. Переходя от темы к теме наши ученики упражняются в том или ином действии, в результате у них отрабатывается тот или иной навык.
Мы хотим научить детей технике рисования ,чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи .На начальном этапе нужно сразу же доступной форме формировать правильную технику рисования, развивать смелость движений, вырабатывать темп, энергичный нажим и тщательность штриховки.
За первые три года начального образования ребёнок развивается творчески, программа подаётся ненавязчиво и постепенно дети овладевают определёнными умениями и навыками .Когда ребёнок переходит в основную школу, наша задача сделать этот переход, который является порою сложным переломным моментом, менее болезненным. Чтобы сгладить его, позволить плавно ввести ребёнка в процесс углубленного изучения предмета, в частности рисунка, чтобы избежать критических моментов, возникающих из-за невозможности моментальной адаптации ребёнка в абсолютно новой для него среде, чтобы не растерять интерес и желание творить, мы стали использовать на уроках рисунка игровые упражнения, которые включают в себя, игры-головоломки, ребусы, кроссворды. Игровые упражнения - это один из методов, используемых нами на наших уроках рисунка, наряду с объяснением нового материала, показом и непосредственно выполнением определённых образовательных задач. Чтобы такие упражнения заинтересовали детей дали результаты ,они должны быть по своему характеру детскими и в то же время позволяющими глубже понять новую тему, закрепить те знания, которые дети получили ранее. Значительно оживить урок, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения игровых ситуаций. Например: игра-головоломка по теме «Рисунок». В основе игры – головоломки – занимательное задание, в которой умственная нагрузка замаскирована занимательным внешним сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Подсказка – справа слово.
И так, цель игровых упражнений:
*закрепление полученных раннее теоретических знаний;
*развитие , мышления, зрительно-образной памяти;
*формирование устойчивого интереса к предмету «Рисунок».
Игровые упражнения помогают учебному процессу, и никак не мешают. Информация, полученная в форме занимательных игровых упражнений лучше запоминается ,так как учащиеся не просто получают её от учителя, а имеют возможность приходить к правильному решению самостоятельно, путём поиска и анализа ,а это ,в свою очередь, развивает логическое и аналитическое мышление ребёнка.
Плотников сказал: «Рисунок - интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств. Живописные полотна и архитектурные проекты, скульптурные монументы и театральные декорации-всё начинается с того, что художник берёт в руки карандаш….»
Конечно, яркое красочное пятно, сочная широкая линия, получающаяся от работы кистью, вызывает большую эмоциональную отзывчивость ребёнка. Но несмотря на определённые преимущества краски, задача обучения технике рисования карандашом не может быть снята. Овладение карандашной техникой мы считаем необходимым и потому, что контурный линейный рисунок-основа изображения.
В процессе обучения рисованию важное место занимают быстрые рисунки.
В отличие от длительного рисунка, где прорабатываются мельчайшие детали сложного целого, наброски же и зарисовки с натуры предполагают передачу общего впечатления самого главного.
Вместе с тем в наброске не менее чем в длительном рисунке передаётся правильность передачи формы, пропорций, объёма, пространственного положения предмета, психологического состояния человека.
В течение первого года обучения мы отводим много времени на выполнение и краткосрочных набросков.
Кроме игровых упражнений и краткосрочных рисунков , к темам разработан цикл контрольно-измерительных материалов на повторение и обобщение знаний, стартовый контроль .
*Закрепление полученных раннее теоретических знаний;
*Развитие мышления, зрительно-образной памяти;
*Формирование устойчивого интереса к предмету «Рисунок».
В значительной мере интерес формируется под влиянием различных эстетических, художественных впечатлений.
С целью отслеживания уровня знаний предлагается внедрение на уроках тестов. В основе их – принцип постепенного усложнения материала, индивидуальный подход к детям, учет их способностей . С тестами работаем в начале урока или в конце, на обычных уроках или на обобщающих, в зависимости от темы и целей. Применение их способствует лучшему усвоению основ рисунка. Тесты – метод проверки результатов обучения, это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учащимися. Этот способ проверки ученических знаний имеет свои преимущества:
объективность оценки результатов;
возможное использование тестов на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний;
возможное использование тестов во всех формах ученической работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) в зависимости от индивидуальных особенностей учеников;
многократность использования тестов;
скорость проверки результатов.
Применение тестов для тематического и итогового контроля детей более эффективно способствует усвоению теоретического материала на уроках предмета «Рисунок».
Контроль, или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов – выявление уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данному предмету.
Важным условием развития художественного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства является использование технических средств обучения.
Умение сформулировать цели урока и каждого его этапа, отслеживание результатов развития технических навыков учащихся позволяет успешно создавать условия развития учебной деятельности учащихся, создавать ситуацию успеха на уроках рисунка, что стимулирует творческую активность учащихся.
В течение всего курса особое место занимают наброски фигуры человека. В первом классе( 1 полугодие) дети начинают получать первоначальные навыки в изображении фигуры человека, учатся передавать пропорции, особенности модели, позы, изучают принципы выполнения набросков. В дальнейшем, эти знания развиваются, навыки растут .
Тема 1
Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами. (4ч)
1.Таблицы
2. Игровые упражнения
3. Учебно-творческая работа учащихся
Тема 2
Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный силуэт и характер. (15ч)
1.Таблицы
2. Игровые упражнения
Упражнение «Точка»
На формате произвольно ставим точки. Затем соединяем их не прерывной линией. Смотрим на получившееся изображение. Используя фантазию и воображение, говорим, на что похоже получившееся изображение. Что это?
Упражнение «Линия»
С помощью линии можно выразить очень многое. Данные пособия предназначены для развития мелкой моторики. Обводя пунктирный путь простым или цветным карандашом, фломастером или ручкой, ребенок учится точно и тонко действовать рукой.
Упражнение «Тон»
Выполни штриховку в окошках, показывая переход от тёмного тона к светлому.
Упражнение «Величество линий»
Заполни окошко: | |||
1. тонкими линиями | 2. горизонтальными линиями | ||
3. вертикальными линиями | 4. наклонными линиями | ||
5. пересекающимися линиями | 6. пересекающимися линиями |
Упражнение «Штрих»
С помощью различных штрихов выявить форму предмета.
Упражнение «Что за чем?»
Данное упражнение построено по очень простой идее: фигурки расположены как бы друг за другом, они частично закрывают друг друга. Ученик должен заштриховать каждую фигурку своим тоном. Тогда более понятно будет видно, которая из них расположена «ближе», а которая – «дальше».
Это простое, но вполне эффективное средство для развития пространственного мышления.
1 Вариант: раскрашивать фигурки не сплошной заливкой, а точечками (штрихами, крестиками, треугольничками, кружочками…).
2 Вариант: раскрашивать разнообразными типами штриховки.
Кругограмма
(1 карандаш, 2 бумага, 3 мольберт, 4 орнамент)
|
| ||
|
|
Филворд 1
(штрих, эскиз, контраст, рефлекс, ритм, пятно, этюд, линия, точка, силуэт)
Ш | Э | С | К | И | К | Р | Е | Ф | Л |
Т | Р | И | Х | З | О | Н | У | К | Е |
П | Л | Т | Р | А | С | Т | Р | С | К |
Я | И | О | Ч | К | И | Л | А | С | Т |
Т | Н | И | Я | Д | Щ | У | Р | И | Т |
Н | О | Э | Т | Ю | Т | Э | Т | О | М |
Тест
1.Материалы для рисунка
А) краски Б) карандаши
В) ткань Г) бумага
2. Какие бывают карандаши
А) М Б) 2Т
В) НМ Г) ТМ
3.Средства выразительности графики
А) линия Б) цвет
В) штрих Г) построение
Д) карандаш Е) тон
3. Учебно-творческая работа учащихся
Тема 3
Рисунок предметов на различных высотах по отношению к линии горизонта. (6ч)
1.Таблицы
2.Игровые упражнения
Упражнение «Перспектива».
Упражнение «Горизонт»
Проведи линию горизонта
Упражнение «Выше, ниже»
Определи, какие предметы находятся выше линии горизонта, а какие ниже.
Упражнение «Штрих»
С помощью различных штрихов выявить форму предмета.
Упражнение «Строение предмета»
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Из каких геометрических фигур состоит предмет | |
Кругограмма
(5 зарисовка, 6 ластик)
|
|
Кругограмма
(7 силуэт )
|
Тест
1. Штрих это
А) толстая линия Б) короткая отрывистая линия
2.Что обозначает слово «графика»
А) «изображаю» Б) «рисую»
В) «пишу» Г) «вырезаю»
3.Что не является графическим материалом
А) акварель Б) гуашь
В) пастель Г) карандаш
3.Учебно-творческая работа учащихся
Тема 4
Рисунок геометрического тела: куб, призма, цилиндр, конус. (16ч)
1.Таблицы
2.Игровые упражнения
Упражнение «Что за чем?»
Данное упражнение построено по очень простой идее: фигурки расположены как бы друг за другом, они частично закрывают друг друга. Ученик должен заштриховать каждую фигурку своим тоном. Тогда более понятно будет видно, которая из них расположена «ближе», а которая – «дальше».
Это простое, но вполне эффективное средство для развития пространственного мышления.
1 Вариант: раскрашивать фигурки не сплошной заливкой, а точечками (штрихами, крестиками, треугольничками, кружочками…).
2 Вариант: раскрашивать разнообразными типами штриховки.
Упражнение «Построение»
Продолжи построение с учётом законов перспективы
Игра «Логика в искусстве»
Простой, химический, косметический, твёрдый, мягкий, острый, сломанный, тупой, заточенный….. (карандаш)
Компьютерная, станковая, книжная, прикладная….. (графика)
Радиационный, общий, светлый, тёмный, передний, задний….. (фон)
Хорошая, радужная, линейная, воздушная….. (перспектива)
Надменный, хороший, дурной, мягкий, светлый, пастельный, тёплый, холодный….. (тон)
Упражнение «Штрих»
С помощью различных штрихов выявить форму предмета.
Кругограмма
(8 светотень, 9 композиция)
|
|
Кругограмма
(10 набросок)
|
Филворд 2
(перспектива, контур, светотень, горизонт, тон, зарисовка, колорит, ракурс, блик)
С | Р | Р | Н | О | К | Е | Н | Ь | Г | О |
П | Е | У | Т | Т | О | Т | Б | З | И | Р |
Е | П | С | В | Е | К | И | Л | О | Н | Т |
К | Т | Р | З | А | К | О | Л | Т | О | Н |
Щ | И | А | К | Р | И | С | О | Р | И | Т |
Р | В | А | У | Р | С | О | В | К | А | К |
Тест
1.Что не является графическим материалом
А) акварель Б) гуашь
В) пастель Г) карандаш
2.Что не использует графика
А) пятно Б) оттенок
В) точка Г) линия
3. Быстрый рисунок с натуры
А) зарисовка Б) картина
3.Учебно-творческая работа учащихся
Тема 5
Натюрморт из 2-х предметов, контрастных по форме и тону, на светлом фоне. (12ч)
1.Таблицы
2.Игровые упражнения
Упражнение «Что за чем?»
Кругограмма
(11 эскиз)
|
Тест
1.Материалы для рисунка
А) краски Б) карандаши
В) ткань Г) бумага
2. Какие бывают карандаши
А) М Б) 2Т
В) НМ Г) ТМ
3.Средства выразительности графики
А) линия Б) цвет
В) штрих Г) построение
Д) карандаш Е) тон
4. Штрих это
А) толстая линия Б) короткая отрывистая линия
5.Что обозначает слово «графика»
А) «изображаю» Б) «рисую»
В) «пишу» Г) «вырезаю»
6.Что не является графическим материалом
А) акварель Б) гуашь
В) пастель Г) карандаш
7.Что не использует графика
А) пятно Б) оттенок
В) точка Г) линия
8. Быстрый рисунок с натуры
А) зарисовка Б) картина
9.Линия, передающая внешние очертания человека, животного или предмета
А) контур Б) силуэт
В) набросок Г) зарисовка
3.Учебно-творческая работа учащихся
Ватолина Светлана Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Крюкля Оксана Владимировна