12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Наталья Александровна84
Россия, Курская обл., Курский район посёлок имени Маршала Жукова
1

«Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов, непрерывного совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»

     Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд:

-Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении?

-Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

-Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

На фоне преобразований в системе обучения и воспитания подрастающего поколения, новых идей, реформ, которые необходимо внедрять в образовательный процесс в очередной раз встаёт вопрос:

Что изменилось? Как необходимо учить сегодня?

Невозможно добиться хорошего результата ничего не меняя в своей работе, в своих подходах к процессу обучения. Сегодня важно сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться», в этом и будет состоять эффективность образовательного процесса, и тогда можно будет говорить о его качестве.

Довольно сложно разобраться в большом количестве требований, критериев, которые учитель должен знать и соответствовать, следовать которым. Для себя я постаралась выделить самое главное, на что надо ориентироваться в первую очередь в своей работе:

Методологической основой ФГОС 2021 является системно-деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде! Обучаюшиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить трансляцию знаний и ориентацию на среднего ученика.

Ведущим в содержании образования с позиций методологии ФГОС 2021 является формирование у учащихся навыков учебной деятельности, умений, необходимых для жизни в современном обществе.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование - одна из основных компетенций педагога.

Есть ряд технологий, которые занимают своё постоянное место на моих уроках уже давно, это технология проблемного обучения, критического мышления, проектов, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационные, в том числе сетевые и дистанционные, технологии.


Ключевой технологический элемент СДП: создание проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога. Уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная  ситуация, получаются эмоционально насыщенными и продуктивными.

Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе озвучиваю такой факт, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава,  строения и выполняемых функциях. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся.

При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это  вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.

Формы работы учащихся при решении проблемы. Беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.), лекция, экскурсия, лабораторный опыт и др.


Специально для развития ума, умения думать применяется технология критического мышления, цель которой заключается в том, чтобы помочь развить мыслительные навыки учеников, которые им пригодятся не только в учебе, но и в жизни. Я систематически использую мозговой штурм, кластеры, инсерт (маркировка текста значками по мере его чтения), дерево предсказаний по теме (ствол -тема, ветви -предположения, листья -обоснования, аргументы), графическое отображение полученной информации (схема «Фишбоун»), синквейн.

Принципиальным отличием современного подхода к организации обучения является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Среди естественных наук, биология занимает особое место. Именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове.

Современный подход к преподаванию биологии немыслим без практико-ориентированных методов и приемов изучения предмета. В ходе изучения биологии учащиеся должны научиться использовать полученные знания в практических ситуациях.




Технология проектного обучения.

Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель).

Проектная технология обучения позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.

Реализация проектной технологии позволяет мне решать очень важные задачи:

- актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений учащихся,

- получение личностно и общественно значимого результата,

- создание атмосферы делового сотрудничества учителя и учащегося.

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений (теперь в 7 классе), в 7 классе по отрядам млекопитающих (в 8 классе).

Обучающиеся 9 класса регулярно выбирают выполнение индивидуального исследовательского проекта по биологии.

В своей проектной деятельности стараюсь учитывать то, что работа над проектами для учащихся представляет интерес, если они видят реальные, осязаемые результаты своей деятельности.

Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы  «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения о том, что по строению определенных органов можно определить принадлежность растения к какому-либо семейству.


Здоровьесберегающие технологии.

Здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Целью моей педагогической деятельности является внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.

Образовательный процесс сопровождается использованием следующих приемов здоровьесберегающей технологии:

1. Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.

2. Приемы по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика».

3. Приемы по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. Цель приемов - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.

4. Приемы, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является формирование положительного настроя учащихся на урок. Для нормального развития и самочувствия ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого.На своих уроках стараюсь исключить стрессовые ситуации на уроке, потому что это является важным условием успешной деятельности учащихся.


В связи с переходом на новый ФГОС вопрос «Как учить?» для меня опять встал очень серьёзно. Опять надо что-то менять в работе, чтобы можно было говорить о «повышении эффективности образовательной деятельности». С чем это связано?

С новыми стандартами в изучение биологии пришли и очень интересные изменения содержания: в 5,6 классах объём материала на уроке очень большой, вводятся термины, с которыми ранее мы знакомились только в 9 классе или не знакомились вообще. Проблема нехватки времени на уроке у меня стоит очень остро в настоящий момент.

10 класс – тоже перешёл на новый ФГОС в этом году. Для меня – большая проблема – уложить такой объём материала в 34 урока ! Поэтому, я активно ищу решения для этой непростой ситуации.

На данный момент, Я обратила внимание на технологию модульного обучения

Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Модуль – это отдельный блок (учебный элемент (УЭ)), включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время.

Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала.

Цели использования модульного обучения в средней школе

Освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников.

Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.

Повышения познавательного интереса обучающихся.

Развитие у обучающихся умения планировать свою деятельность.


(«Углеводы. Липиды», «Нуклеиновые кислоты. АТФ. Витамины») на дистанционном обучении.

Сегодня невозможно представить себе урок без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые являются эффективным средством визуализации учебного материала,

- помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению;

- способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

- является средством повышения мотивации к изучению предмета;

- стимулирует поисковую деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей

В своей работе я применяю цифровые образовательные ресурсы, которые можно разделить на несколько групп

Образовательные online платформы РЭШ, инфоурок, ЯКласс….

для использования необходимых видеоматериалов,

для того, чтобы делиться своим опытом и публиковать какие-то материалы

для участия детей в олимпиадах и конкурсах

для работы на них вместе с детьми, они позволяют осуществлять контроль по темам, выдавая детям проверочные работы

для самообразования, посещая вебинары, конференции по актуальным темам

Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда невозможно осуществить.

В результате возрастает интерес учеников к предмету, одновременное использование звуковой и графической (видео) информации позволяет повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость, компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний, самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников желание подготовить презентацию, выступить с сообщением.

За годы работы мною накоплен большой дидактический материал. У меня есть большая подборка видеоуроков. Использую мультимедийные презентации по биологии с обширным учебным материалом по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей, иллюстрирующих текстовый материал, обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, виртуальные экскурсии, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний.

При необходимости использую цифровой микроскоп для проведения лабораторных, практических и исследовательских работ, компьютерное проектирование при изучении таких тем, как биосинтез белка, митоз, мейоз, фотосинтез и др.

В результате использования ИКТ урок становится ярче, повышается мотивация и познавательная активность учеников в изучении биологии, повышается уровень умений ориентироваться в информационном пространстве.

Но сейчас открываю для себя новые «Цифровые ресурсы» как инструмент для достижения образовательных результатов учащихся по биологии, а также платформы, которые позволяют самому создавать интересные интерактивные продукты:

образовательные игры-квесты – в готовый шаблон встраивать свои задания,

веб-сервис «Видео» - вопросы, тесты и другие интерактивные элементы добавлять в видео, чтобы преодолеть пассивность уч-ся при просмотре видео,

интерактивные презентации, интернет-ресурсы для создания интерактивных заданий – кроссворды, игровые задания.

Тема создания и внедрения интерактивных рабочих листов в педагогическую практику очень востребована и актуальна. Этот уникальный инструмент активизации самостоятельной познавательной активности учащихся позволяет обеспечить эффективную обратную связь. Выстроить систему учебных целей и задач можно с помощью российских онлайн-конструкторов.

Интерактивные плакаты. Буквально ворвавшаяся в образовательную индустрию интерактивная доска способствует созданию наглядно-дидактических пособий нового поколения. По сравнению с обычными полиграфическими аналогами интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.
Технически это выполняется на основе созданного интерактивного изображения — способа визуализации информации на основе одной картинки. На иллюстрации размещаются точки, каждая из которых открывает доступ к дополнительной информации. Это может быть текстовое пояснение, крупный план, аудио/видео или другая информация.
В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями и технологиями здоровьесбережения могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для самоопределения старшеклассников в отношении их будущей профессиональной деятельности.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.