Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе» (1–4 классы)

0
0
Материал опубликован 30 January в группе

«Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе».

 

Автор: Савельева Мария Сергеевна, учитель английского языка ГБОУ Школа №1519 г. Москвы

 

На современном этапе развития отечественного образования большое внимание уделяется обучению иностранным языкам, особенно в начальной школе. Изучение иностранного языка открывает перед учащимся новую картину мира, и, следовательно, обучение иностранному языку следует строить, уделяя внимание психологическим особенностям восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления. Поэтому игра – способ, который позволяет объяснить младшему школьнику практически любой материал быстро и легко. Применяя различные игровые технологии на уроках иностранного языка, учитель развивает у учащихся умение взаимодействовать с окружающими, расширяет познавательную и волевую сферу ребенка, формирует мотивацию к изучению иностранного языка.

Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей значительно облегчает процесс обучения. Специфика учебной деятельности детей определяется их возрастными физиологическими и психологическими особенностями. В данном возрасте доминирование функций левого полушария создает условия для формирования абстрактного способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психологической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Выделяется переход от эмоционально-образного мышления к абстрактно-логическому. Происходит активное развитие центральной нервной системы – возбуждение преобладает над торможением. Для младшего школьного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, которая связана с особенностями работы областей мозга, ответственных за принятие решений, оценивание значимости поступающей информации. В связи с этим, младший школьник может испытывать затруднение в выделении основной и значимой информации, а его внимание отвлекается на несущественные детали. Такая слабость анализа может компенсироваться ярко выраженной эмоциональностью восприятия, которая характерна для детей этого возраста [Гальперин 1974: 50-55].

Внимание младших школьников непроизвольно и достаточно неустойчиво. Возможности их памяти довольно велики, но стоит учитывать то, что дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинять ее задачам обучения. У детей младшего школьного возраста плохо развит самоконтроль и самопроверка при заучивании. Зато у них безошибочно запоминается интересный, конкретный и яркий материал. Для данного возраста свойственна податливость, внушаемость, доверчивость и склонность к подражанию. Специфика восприятия и памяти младших школьников предопределяет критерии отбора содержания. Педагогу стоит подбирать более увлекательные, яркие, эмоциональные образы, которые способны вызвать интерес у школьников. Важным в обучении в этом возрасте становится принцип наглядности. Наглядность должна быть связана не только с органами зрения, но слуха, ощущения и обоняния.

Сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся являются неоспоримым достоинством игры. Учитель должен стремится к тому, чтобы учащиеся получали удовольствие от тех игровых заданий, которые они выполняют на уроке, ведь именно игра может превратить скучный процесс обучения в увлекательное приключение, которое ребенок ждет с нетерпением.

 

1. Тема: Спорт и хобби

 

Цель:

Усвоение лексических единиц по теме спорт – badminton, tennis, football… (бадминтон, теннис, футбол…)

Знакомство с глаголами по теме «Хобби» -  sing, play, dance, learn… (петь, играть, танцевать, учить…)

Работа в команде

 

Материалы:

Мячи (теннисный мяч, футбольный мяч…)

Спортивный инвентарь (ракетка, волан…)

Открытки с изображением спортсменов или различных видов спорта

Плакаты

Фотографии

Лист бумаги А4

 

Виды деятельности:

Заполнение анкеты. Каждый ученик рисует таблицу в тетради. Таблица делится на две колонки и четыре строки. Первая строка – название хобби. Вторая строка – дни недели, когда проходят занятия. Третья строка – что я делаю (I play football three hours a week. – Я играю в футбол три часа в неделю.) Четвертая строка – I like my hobby because… - Я люблю свое хобби, потому что … .

Каждый ребенок изображает на листе бумаги свое любимое хобби и пишет ключевые слова, которые ассоциируются с этим видом хобби или несколько предложений в которых описывается где, когда и как часто ребенок занимаются своим увлечением.

С помощью своего рисунка и таблицы в тетради учащиеся могут рассказать одноклассникам о своих увлечениях.

Учитель делит учеников на команды. Каждой команде раздают по одному предмету из спортивного инвентаря или картинку с изображением (теннисный мяч, теннисная ракетка, волан и т.д.) Команда игроков придумывает новую спортивную игру с использованием того предмета, который им достался и должны написать правила игры (количество правил определяет учитель) и её название.

 

2. Игра « Твой вопрос»

 

Цель:

Научиться задавать вопросы.

 

Виды деятельности:

Учащиеся делятся на команды или пары. Учитель сообщает детям, что им надо собрать информацию для журнала или веб-сайта на определенную тему (информацию о своем городе, районе, школе, традициях и т.д.). Учащиеся на отдельных листах пишут наиболее часто задаваемые вопросы по теме. Затем каждая команда или пара учеников озвучивает свои вопросы классу. Ответы на вопросы можно обсудить коллективно. После того, как все вопросы составлены и представлены классу, учитель собирает их в отдельную коробку и затем сам или просит кого-то из учеников вытянуть из коробки любой листок с вопросом. Этот вопрос зачитывается и к следующему уроку детям дается задание подготовить развернутый ответ на выбранный вопрос. Можно предложить учащимся выполнить такое задание в виде проекта с использованием наглядного материала (презентация, плакат, картинки, фотографии).

 

3. Игра «Круглый стол»

 

Такая игра вовлекает весь класс или группу. Эта игра позволяет повторить уже выученные лексические единицы или ввести новые и её можно использовать на уроках с детьми разной возрастной категории.

 

Цель:

Усвоение лексических единиц

Работать всем классом или группой

 

Материалы:

Бумага А4

Цветные карандаши

 

Виды деятельности:

Парты расставляются таким образом, чтобы дети сидели по кругу. Учитель выдает детям листы бумаги и цветные карандаши. После этого учитель просит нарисовать на листе бумаги определенный предмет пока играет музыка. (Draw a tree house. – Нарисуйте домик на дереве.) Пока играет музыка каждый ученик рисует свой рисунок. Через 20-30 секунд учитель останавливает музыку и просит передать свой рисунок тому, кто сидит слева от него. Ученики перестают рисовать и передают рисунок по кругу. Затем учитель снова включает музыку и дети продолжают рисовать тот рисунок, который начал их одноклассник. Когда рисунок готов, учитель предлагает описать, что изображено, какого цвета, где это можно встретить и т. д.

Используйте один из рисунков, чтобы сочинить рассказ. Каждый учащийся добавляет только одно слово в общий рассказ. Учитель начинает рассказ, сказав первое слово, обычно это бывает слово «Suddenly» (Вдруг) или «Yesterday» (Вчера), ученики по кругу добавляют по одному слову, не повторяя предыдущих. Такое задание хорошо развивает память и концентрацию внимания. Также, с помощью такого упражнения, можно повторить изученную лексику, грамматику и порядок слов в предложении.

 

Эти задания можно применять как на уроках в начальной школе, так и во внеурочное время для внеклассных занятий.

Место игр на уроке иностранного языка и отводимое игре время условны, все зависит от уровня владения языком учащихся, от подготовленности детей, от изучаемого материала, от целей и условий урока. Это означает, что игры и игровые технологии можно использовать на различных этапах школьного урока: как в самом начале урока, так и в его середине и на последнем этапе урока.

В самом начале урока можно провести игру для того, чтобы дети могли легче войти в учебный процесс, освежили память, заинтересовались изучением нового материала. Следует отметить, что если игру провести в начале урока, то остальную часть урока нужно спланировать и построить так, чтобы детям было не менее интересно, чем в процессе игры, чтобы они могли получить точно такое же удовольствие, как и от игры.

В середине урока рекомендуется использовать игры для того, чтобы дети могли немного отдохнуть, расслабиться, снять напряжение, повысить активность и с новыми силами продолжать изучение языка.

Проведение игры в конце урока тоже приносит большой успех. Дети в предвкушении отдыха работают с наибольшим энтузиазмом, а если еще похвалить учащихся за их достижения, то они будут ждать следующий урок с нетерпением.

Мы видим, что использование игровых технологий на уроках иностранного языка имеют творческую направляющую. Творчество детей на уроке осуществляется в трех направлениях: продуктивное творчество – сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного; исполнительское – речевое; оформительское – презентация и проект. Игровые задания формирует культуру общения, так как ребята активно взаимодействуют друг с другом и учатся работать в коллективе, на уроке создается благоприятная атмосфера, а это в свою очередь ведет к снижению утомляемости. Игровые задания повышают мотивацию и интерес к изучению языка у младших школьников, уроки для них становятся увлекательными и эффективными.

 

Литература:

 

1. Гальперин С.Н. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа,

1974. – 468 с.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам.

Лингводидактика и методика. – 5-е изд. – М.: Издательский центр

«Академия», 2008. – 336 с.

3. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Владос, 1995. – 496 с.

4. British Council Teaching English https://www.teachingenglish.org.uk/teaching-resources/teaching-primary

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации