Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий на уроках математики» (4–7 классы)
Статья
«Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий на уроках математики»
Учитель математики: ГБОУ «НСШИ» Кузьменко Антонина Михайловна
Актуальность темы. Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках математики заставляет неравнодушного педагога подумать о том, как вызвать интерес у учащихся, как достичь активности и самоотдачи в течение урока, что необходимо сделать, чтобы каждый учащийся работал на уроке. Как быть с этими учениками, которые не учитывают полученную оценку, не озабочены своей успеваемостью. В решении данных проблем поможет применение игровых технологий на уроках математики. Значимость игровых технологий на сегодняшний день растет из-за перенасыщенность обучаемого информацией. А соответственно и растет актуальность данной проблематики. Во всем мире предметно-информационная среда неизмеримо расширяется. Важной проблемой школы считается отсутствие учеников навыка в анализе получаемой информации. Именно такой формой обучения, которая развивает эти навыки является игра, которая учит детей пользоваться знаниями знаний, полученные в классе, на практике.
Изложение основного материала. Игра является одним из видов деятельности, значение которой состоит не в результатах, а в самом процессе. Она способствует психологическому расслаблению, снятию стресса, гармоничному включению в мир человеческих. отношений и служит физическому, психическому и нравственному воспитанию детей. Игровая деятельность привлекает тем, что обеспечивает добровольность, возможность выбора, удовлетворение потребностей, самореализацию. Во время игры учащиеся учатся сосредотачиваться, мыслить творчески и самостоятельно. на них развивается внимание и растет стремление к знаниям. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся из-за разнообразия применение математических игр Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные, активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый из учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, сообразительность, испытать чувство удовлетворенности, успеха. Применение творческих игровых технологий при проведении урока математики является очень эффективным методом, ведь:
- благодаря элементам соревнования и интереса игра позволяет обеспечить эффективное взаимодействие учителя с учащимися;
- игра наилучшим способом способствует заинтересованности школьниками обучающим предметом;
- игра не только создает интересный характер обучения математике, но и обеспечивает учащимся положительное рабочее настроение, помогает им творчески бороться с трудностями и даже устраняет усталость;
- игры в значительной степени активизируют умственное развитие детей, а также все их психические процессы;
- в игре скрыт большой воспитательный потенциал; с помощью игры, учащиеся овладевают знаниями о явлениях и предметах окружающего мира.
Организация игровой формы урока. При организации игровой формы урока необходимо придерживаться следующих положений:
1. Очень важно чтобы правила игры быть простыми и точнее сформулированными, а математическое содержание должно быть доступно пониманию школьников. Игра не вызовет интереса, если не будет исполнено выше сказанное.
2. Игра должна приносить достаточно пользы для умственной деятельности.
3. Игра не даст должного эффекта, если дидактический материал будет неудобен в использовании.
4. Если проводятся игры в командах, обязательно должен быть обеспеченный контроль над результатами со стороны всего коллектива учащихся или избранных лиц. Результат результатов соревнования должен быть справедливым, аргументированным и открытым.
5. Если проводится игра, то активными должны быть все учащиеся. Однако следует помнить: долгое ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес учащихся к игре.
6. Чтобы дети не начали видеть во всем только игру, игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.
При применении игровых моментов на уроках математики можно порекомендовать следующее.
В начале урока включать игровой момент «Угадайте тему урока», использовать игры во время устного счета: конкурс на лучшего счетчика, кодированные упражнения, графические диктанты, математический лабиринт, магические квадраты, кроссворды, ребусы, головоломки и др.
При закреплении изученного материала можно использовать – «Найди ошибку», кодируемые упражнения. Также часто имеют место следующие математические игры:
Игра «Магический квадрат». В клетки квадрата запишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали и диагонали равнялась 6. Числа можно заменить и записать так, чтобы сумма была равна нулю.
Игра «Кто хочет стать миллионером?» Эту игру можно использовать на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока при изучении любой темы в любом классе Правила такие же, как и телепередачи. Игра
«Морской бой». Эта игра развивает внимание, наблюдательность, смекалку, учащиеся быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух ее координат.
Игра «Двигайся по кругу». Учащимся приведены примеры, которые нужно решить, двигаясь по указанию стрелки. Если задача выполнена правильно, то получают первое число цепочки. Эта игра помогает усвоить все действия с действительными числами, отработать вычислительные навыки, развить смекалку, внимательность.
Игры-соревнования. Игра-соревнования между командами при изучении нового материала.
«Научился сам. Научи товарища». Соревнования между командами в групповых разработках на базе математических боев. Мир двигается неустанно вперед.
Понятно, что с помощью новейших технологий в мире игровых технологий появляется новая ступень, которую получил название геймификация. Под геймификацией понимается применение игровых методик в неигровых ситуациях. Игроки набирают очки и баллы, что, в свою очередь, является стимулом для дальнейшего овладения предметом и материалом С появлением компьютеров обучение с помощью компьютерных игр стало набирать обороты. Компьютеризация предоставила урокам новый вид, тем самым, обучение с помощью игр повышает эффективность обучения. Геймификация только набирает обороты, но уже используется на уроках математики. Существует большое количество сайтов, где можно найти то или иное игру, которая станет интересна учащимся и, несомненно, поможет им зафиксировать те или иные знания в области математики Таким образом, геймификация способствует увеличению уровня мотивации учащихся и развития их познавательного интереса к математике. Очень большой интерес сосредоточен на опыте внедрения геймификации в образовательной среде. Учащаяся аудитория является добровольным «потребителем» разных игр. Хорошнй является та игра, которую можно использовать как инструмент, способный существенно воздействовать на мотивацию. Создавая систему геймификации, можно превратить процесс выполнения задачи в удовольствие. Для выполнения данного проекта для учащихся 5 класса можно использовать увлекательную игру Master Math. Это очень интересная аркадная игра, где учащиеся, выполняя определенные математические задачи, получающие уровни, продвигаются вперед по карте, побеждая злых роботов.
Выводы. Задача учителя состоит в том, чтобы провести урок так, чтобы вызывать у учащихся интерес и любовь к предмету, научить их активно работать и творчески мыслить. Несомненно, если использовать игровые технологии на уроках математики, это будет способствовать повышению интереса к предмету, развитию внимания, памяти, стимуляции познавательной деятельности учащихся. Также игры вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу. Применение технологии игры на уроках математики способствует повышению знаний, умений и навыков учащихся. Новые возможности проведения игр открывают компьютеры. У них можно заложить не только информацию в виде текста, схем, но и обрабатывать информацию, создавать разные игры, что значительно облегчает работу учителя.