Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»

3
0
Материал опубликован 28 January в группе

 

Формирование учебной мотивации в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Этот принцип означает качество деятельности, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Такого рода активность не возникает сама по себе, она является следствием педагогического воздействия и целенаправленного применения педагогических технологий.

Среди разнообразных технологий обучения особое место занимают игровые. Игра позволяет позитивно окрасить монотонность повторения, закрепления и запоминания, способствует применению знаний в новой ситуации. Оригинальные способы организации познавательной деятельности помогают заинтересовать школьников, а значит и сформировать стойкую позитивную мотивацию к обучению.

Игровые педагогические технологии включают группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. Обучая с помощью игры, учитель подаёт материал не так, как его удобно подать, а так, как ребёнку удобно его взять.

Например, педагоги-филологи часто применяют следующие виды игр:

- игровое упражнение («Найди лишнее», «Правда/ложь», «Подбери соответствие», «Угадай героя/произведение/термин» и др.);

- игра-поиск (найти пословицы, фразеологизмы на заданную тему, найти ошибки в тексте, с помощью словаря выяснить происхождение слов, подобрать как можно больше синонимов и т.д.);

- игра-соревнование (конкурсы, викторины, имитация телевизионных игр);

- сюжетно-ролевые игры, где школьники могут быть «историками», «исследователями», «учителями», «журналистами», «судьями» и т.д.;

- игра-путешествие («В стране Морфологии» и т.п.)

Формирование учебной мотивации с помощью игровых технологий будет более результативным при следующих условиях:

1) развитие у школьников мотивов, которые побуждают к активной учебной деятельности (познавательный интерес, интеллектуальный поиск, удовлетворение результатом, развитие смекалки);

2) рациональное включение игровых технологий в ход учебного процесса (учитель планирует и организовывает игровые моменты в соответствии с дидактической целью урока, с учетом способностей и уровня подготовки учащихся);

3) профессиональное руководство процессом развития учебной мотивации посредством игровых технологий (создание ситуации успеха, благоприятной атмосферы для усвоения знаний, снижение утомляемости учащихся);

4) последовательное и систематическое применение игровых технологий в процессе обучения.

Таким образом, эффективное применение игровых технологий способствует достижению большей результативности обучения, активизирует память и внимание, расширяет кругозор, наполняет урок привлекательным и современным смыслом.

Актуальность применения игровых технологий повышается в связи с информационной перенасыщенностью школьной жизни. Именно игра является такой формой обучения, которая учит работать с информацией, формирует умение оценивать свои и чужие действия, наполняет учебную деятельность позитивными эмоциями и, как следствие, способствует повышению учебной мотивации.


 

Список литературы

Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: метод. пособие для педагогов нач. и средн. школы.- Калуга: Адель, 2008.

Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: метод. пособие /2-е изд., доп.- СПб: СПб АППО, 2005.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации